"Грань меж добром и злом, сотрись!.." / "Сейлемские ведьмы" в Театре у Никитских ворот

Выпуск №8-178/2015, Молодая режиссура

"Грань меж добром и злом, сотрись!.." / "Сейлемские ведьмы" в Театре у Никитских ворот

«Сейлемские ведьмы» Артура Миллера в Театре у Никитских ворот под руководством Марка Розовского - уже второй спектакль, выпущенный молодым драматургом и режиссером Викторией Доценко. Первым был «Сотворившая чудо» У. Гибсона, о котором мне довелось писать в «Страстном бульваре, 10», оценив решение, точный «посыл» режиссера в зрительный зал, работу с артистами.

О следующей «пробе пера» Виктории Доценко можно уже уверенно говорить как о несомненном росте молодого режиссера, обладающего не только навыками серьезного и глубокого прочтения драматургического материала, но и умением соотносить свой замысел с современностью без каких бы то ни было натяжек и выделенных акцентов. Ее сценическое повествование обходится без указующего перста и каким-то непостижимым образом связано с шекспировским «Макбетом» - трагедией, которую в Англии предпочитают называть «эта пьеса», считая, что она может принести несчастье.

Виктория Доценко эту связь подчеркивает прологом своего спектакля. Все начинается в музее города Сейлема с экскурсии по залам, рассказывающим об охоте на ведьм, событии, от которого нас отделяют несколько веков. (Потому и жанр спектакля определен как «экскурсия в музей», в чем одновременно слышатся и ирония, и мелодия трагическая.) Здесь, в одном из залов, демонстрируются костюмы, метлы, горшки, иные принадлежности «ведьминских забав» и, нарочно отставшие от экскурсии, перешедшей в следующий зал, молоденькие девушки, начинают трогать все предметы и, наконец, вынеся на авансцену горшок, одна из них предлагает своим подругам поколдовать. Из горшка неожиданно начинает струиться дымок, и девушки в ужасе разбегаются. (Необходимо отметить скупую, но чрезвычайно точную сценографию Владимира Медвецкого, отдать должное костюмам Евгении Шульц и мастерскому подбору музыкального ряда.)

Но, прикоснувшись к некоей тайне, посетительницы музея превратились в персонажей, поэтому в следующую минуту они появятся перед нами в костюмах, в образах ведьм поневоле, что принципиально важно для режиссерского решения...

На написание в 1953 году «Сейлемских ведьм», по признанию самого драматурга в замечательной книге воспоминаний «Наплывы времени», его если не вдохновила, то основательно подтолкнула начавшаяся в США работа Сенатской Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности (создана она была еще в 1938 году, но активизировалась именно в конце 40-х - начале 50-х). В «черные списки» попали все, кто некогда сочувственно относился к революции в России и считал Советский Союз путеводной звездой для будущего всего человечества. Таких в начале 50-х годов было уже немного, но тем не менее... Деятельность Комиссии, по мысли Миллера, была обусловлена клубком «искренней наивности, здравых опасений и беспринципной болтовни» ее членов и поддерживающих людей.

Вам это ничего не напоминает?

Но главное, как мне кажется, для Виктории Доценко состояло в размышлениях над пьесой Миллера в том, что сформулировал в «Наплывах времени» сам драматург: «Меня в этом интересовало то, что было сокрыто от взгляда, - акт невидимого духовного перерождения личности». И эта мысль закономерно привела к «Макбету», в котором звучат с такой силой для дня нынешнего заклинания: «Грань меж добром и злом, сотрись!..»

Спектакль Театра у Никитских ворот выстроен очень четко и жестко: казалось бы, невинная шутка юных посетительниц музея привела к тому, что пространство прошлого не только распахнулось, но и явилось настоящим и будущим - вечной страстью человечества из корысти, по безотчетному стадному чувству или по наивности искать первопричину зла, все больше распространяющегося, втягивающего, словно в воронку, все большее количество людей. Так и происходит «духовное перерождение личности»...

Очень разнопланово и интересно сыгранные Дарьей Щербаковой (Абигайль), Ольгой Агеевой (Бэтти), Яной Прыжанковой (Титуба), Екатериной Васильевой (Мэри) зачинщицы ведьминских плясок в лесу, каждая по-своему реагирует на происходящее, скорее всего, не до конца понимая, что дьявольский план любой ценой погубить Элизабет Проктор (Вера Десницкая играет свою роль очень сдержанно и выразительно) тщательно разработан Абигайль в надежде вернуть Джона Проктора, изменившего жене с ней и понявшего до конца степень своего предательства лишь тогда, когда были казнены около двух десятков ни в чем не повинных людей. Павел Крайнов играет Джона как человека, медленно и постепенно понимающего, что именно его необдуманный поступок привел к гибели жителей Сейлема. Что предательство остается таковым в любых «масштабах». Но все же приходится отметить, что в премьерных спектаклях артист еще не совсем дотягивает по темпераменту и ритму уровня главного для Миллера трагического героя, восходящего на виселицу как святой...

Тем более что рядом все время находится Ребекка - женщина, ни в чем не изменяющая себе и своим нравственным принципам, готовая покорно и безо всякого пафоса идти на смерть, не предавая себя самое. Маргарита Рассказова играет ее удивительно тонко и точно, ей веришь от первой до последней секунды и - восхищаешься силой человеческого духа...

«Грань меж добром и злом» стирается невидимо, но чрезвычайно быстро, все больше и страшнее обезличивая внутренний мир персонажей - и в этом, может быть, одна из самых страшных примет нашего времени, несколько веков спустя после сейлемских событий.

Артур Миллер рассказывает в своей книге, что, читая и перечитывая документы, сохранившиеся в архивах Сейлема с той поры, ощущал то иронию, то неподдельный страх, охватывавший невымышленных героев, перед которым ирония мгновенно пропадала. «Больше всего меня поразил рикошет идеи «очищения», когда, пытаясь избавиться от собственной низости, человек проецирует ее на других и хочет смыть их кровью. В частной переписке тех времен мне несколько раз попадалась фраза: «Теперь никто не может чувствовать себя в безопасности».

Да, это, несомненно, так, но Виктория Доценко нашла и выразила в своем спектакле очень нужную и важную сегодня мысль о «рикошете идеи», которая, в конечном счете, и стирает грань между нравственностью и безнравственностью, жизнью плоти и духа, ответственностью и безответственностью человека за самый малый проступок перед собой, а значит - перед всем миром.

Грань между Добром и Злом в их наивысшем понимании.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.