Придет и к вам любовь... "Ожидание" в Северском музыкальном театре | Страстной бульвар, 10

Придет и к вам любовь... "Ожидание" в Северском музыкальном театре

Выпуск №8-178/2015, Мир музыки

Придет и к вам любовь... "Ожидание" в Северском музыкальном театре

Так повелось, что в наиболее сложные времена, а сейчас мы переживаем именно такие, человеку необходимо опереться на вечные, неизменные ценности - любовь, доброту, веру, надежду. И где, как ни в поэзии, в хорошей поэзии, он сможет найти ответы на волнующие его вопросы? Потому-то сегодня поэтические спектакли, поэтические композиции, поэтические вечера все чаще и чаще появляются на сцене российских театров, собирая все большее количество зрителей.

Не отстает от времени и Северский музыкальный театр, где с успехом прошла премьера камерного спектакля «Ожидание» на музыку Микаэла Таривердиева и стихи Роберта Рождественского.

Молодая, талантливая, практически вся мужская (исключение составляет лишь художник по свету Наталия Гара) постановочная команда в составе режиссера Александра Загораева, дирижера Владимира Сапожникова, художника Леонида Пантина и режиссера по пластике Эдуарда Соболя представила на суд зрителей музыкально-поэтическую композицию, в основе которой моноопера «Ожидание» Микаэла Таривердиева по одноименной поэме Роберта Рождественского.

Напомним, что моноопера была написана композитором в начале 1980-х годов специально для Камерного театра Бориса Покровского и именно для солистки театра - Марии Лемешевой (дочери Сергея Лемешева и Ирины Масленниковой). Премьера состоялась в театре Покровского 26 октября 1985 года с Марией Лемешевой в единственной роли. Она оставалась в этом театре ее единственной исполнительницей, в том числе и при возобновлении оперы уже в 2000-е годы.

Изначально идея поставить монооперу М. Таривердиева в Северском музыкальном театре пришла к главному дирижеру театра Владимиру Сапожникову. Она нашла поддержку у руководства, и в качестве постановщика был приглашен уже известный северчанам по премьере прошлого сезона - водевилю «Так не бывает!» - режиссер из Рыбинска Александр Загораев.

В целом материал ему очень понравился, за исключением одного «но». Дело в том, что в опере М. Таривердиева действует один-единственный персонаж. Она - героиня, которая приходит на свидание на полчаса раньше Мужчины и за время ожидания успевает пережить шквал различных эмоций, которые звучат в виде монолога. По признанию режиссера, он не любит постановки на одного исполнителя. Поэтому Александр Загораев позволил себе поэкспериментировать и добавить в это сценическое произведение еще целый ряд стихотворений, а также расширить круг исполнителей.

И, тем не менее, основная идея оперы осталась неизменной. Это - предчувствие, ожидание любви, встречи с единственным, только для тебя предназначенным человеком.

С одной стороны, «Ожидание» - по своей форме камерный, интимный спектакль. Он рассчитан на небольшое количество зрителей, которые располагаются на арьерсцене в непосредственной близости от исполнителей. С другой стороны, пространство самого действия расширяется до неимоверных пределов. Оно разворачивается на сцене, авансцене, в зрительном зале, где традиционно должны находиться зрители, и даже на балконе.

Именно там, на балконе, Он (Антон Завьялов) под звуки дождя пишет письмо своей возлюбленной. Уже начало спектакля настраивает на грустную, лирическую волну. В полутьме, словно пасмурным днем, на сцене появляются силуэты людей - практически не отличимые один от другого под огромными зонтами, в одинаковых серых плащах и шляпах. По прозрачному занавесу медленно сползают капли дождя. Шум воды все усиливается. И на этом фоне прохожие движутся в каком-то хаотическом танце, едва не натыкаясь друг на друга. Но вот звучит лирическая музыка. Свет прожектора, словно луч солнца, высвечивает ажурный мостик, на котором возникает в алом платье хрупкая и женственная Она (Виктория Смагина). Толпа замирает, как будто останавливается время. Рефреном монолога-исповеди героини звучат слова - «женщины привыкли ждать». Но не только женщины. История любви главных героев - лишь одна из сюжетных линий.

Луч света выхватывает то одну, то другую пару. И у каждой - своя судьба, своя исповедь, свое ожидание счастья. И не важно, какие отношения связывают людей, на миг освещенных лучом. Важно, что в этот момент они теряют свою безликость и обретают индивидуальные черты.

«Ожидание» (режиссер определил его жанр, как «композиция любви») - синтетическая постановка. Помимо великолепной музыки Таривердиева и вокальной партии Героини в спектакле звучат проникновенные и многим знакомые стихи Рождественского, которые читают и занятые в постановке вокалисты (Антон Завьялов, Рамиль Сафиуллин, Михаил Дербенцев), и артисты хора и балета (Александр Панкрашкин, Ольга Нерадовская), и ассистент режиссера Марина Филоненко.

А еще «Ожидание» интересно решено пластически. Специально был приглашен известный в Сибири режиссер по пластике Эдуард Соболь. Придуманное им хореографическое решение - не просто пластическая иллюстрация к основному действию, но полноценный образ спектакля.

То же самое можно сказать и о работе художника по свету Наталии Гара. Свет в этом спектакле передает и создает настроение, меняет эмоциональную тональность, концентрируется на ключевых моментах действия.

С художником-постановщиком Леонидом Пантиным Александр Загораев работает уже не первый год. Их совместные постановки идут сегодня во многих театрах России, в том числе, и в Томске.

- Мне очень интересно работать с Пантиным, - рассказывает Александр Загораев. - Это тонкий, думающий художник. На этот раз я попросил его подыскать художественный образ Ожидания, Одиночества. И вот родился мост на фоне луны, множество одиноких людей в серых одеждах, прячущихся под одинаковые темные зонты - этакие живые декорации. И на их фоне ярким пятном Герой и Героиня в поиске любви и друг друга...

Финал спектакля звучит как надежда. Надежда для тех, кто несмотря ни на что продолжает верить, что когда-нибудь встретит созвучную своей душе вторую половину. Прекрасный, в светлом костюме и с охапкой роз, Герой вознаграждает Героиню словами: «А я не просто жил, я жил в ожидании / В ожидании единственной любви».

Обнявшись, герои уходят вдаль. И тогда перед зрителями появляется Пожилой человек (Михаил Дербенцев). Стихи, которые он читает в финале, знакомы большинству зрителей. Но сегодня они, как никогда, прекрасны и чисты!

Придет и к вам любовь -

зимою иль весною.

Вы встретите ее

случайно.

И сразу же быстрей

закружит шар земной,

И жизнь начнется

вдруг сначала.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.