"Мы из Москвы, от Малого театра"

Выпуск №9-10 - 179-180/2015, К 70-летию Победы

"Мы из Москвы, от Малого театра"

В 1941 году три группы артистов Малого театра гастролировали по Украине - в Донецке, Днепропетровске и Карпатах и к началу войны оказались оторванными от основного коллектива. Во время бомбежек все три бригады обслуживали шахты и заводы, давали спектакли и концерты, а потом вернулись в Москву, где оперативно был создан штаб военно-шефской работы. В сборных московских бригадах актеры ездили с концертами сначала по Подмосковью, а когда немец был уже под Вязьмой, правительство эвакуировало Малый театр и Щепкинское театральное училище в Челябинск. Условия жизни были очень непростыми. Катастрофически не хватало жилья, поэтому на первых порах эвакуированные, в том числе и знаменитые артисты, столкнулись с бытовыми трудностями. Ведущих актеров театра поселили с семьями в гостинице «Южный Урал», остальных в новом здании Драматического театра имени Цвиллинга, ныне - здание Челябинского академического театра оперы и балета им. М. И. Глинки и на частных квартирах. Студенты училища жили на балконах, в гримуборных, а то и просто в фойе театра. Все очень любили гримерную Александры Александровны Яблочкиной, с коврами и диванами - знаменитая актриса была в несколько привилегированном положении. Ведущим актерам полагался неплохой паек, студентам приходилось тяжелее, но старшие всегда делились друг с другом и подкармливали молодежь. В декабре 1941 года Евдокия Турчанинова в одном из писем отмечала: «Устроены мы все без исключения, хорошо питаемся».

Вскоре стали подвозить раненых, началась работа в госпиталях, где артисты устраивали творческие вечера и концерты. Жители Челябинска не сразу смогли посмотреть спектакли Малого театра, поскольку где-то на военных дорогах затерялись вагоны с костюмами, реквизитом и декорациями. А когда они прибыли, то оказалось, что они не соответствуют размерам челябинской сцены, пришлось их срочно переделывать. На первых порах из-за отсутствия костюмов и декораций артисты Малого театра давали концерты, выступали на встречах с бойцами, участвовали в благотворительных концертах (зачастую это были ночные концерты и спектакли), сбор от которых шел в Фонд Обороны. Сбор одного из них пошел на строительство самолета «Челябинский артист». Кроме спектаклей и концертов на сцене театра актеры дали свыше 60 концертов в госпиталях. В Челябинске артисты обслуживали 12 госпиталей. Выступали в воинских подразделениях, на предприятиях. Театр показывал спектакли в Златоусте, Магнитогорске, Миассе, Копейске... Ведущие актеры Пашенная, Ильинский, Яблочкина, Гоголева проводили циклы творческих вечеров.

Малый театр привез в Челябинск практически весь свой репертуар. Вскоре начались репетиции по возобновлению спектаклей «Волки и овцы», «Лес», «Стакан воды», «Евгения Гранде», «Варвары» и многих других.

Были выпущены и премьеры. Илья Судаков возобновил репетиции спектакля «Отечественная война 1812 года» по роману Л. Толстого «Война и мир» (инсценировка И. Судакова, Н. Горчакова, Н. Кружкова). Репетиции спектакля начались еще в Москве в августе 1941 года. Премьера состоялась 24 февраля 1942 года на сцене Челябинского театра вскоре после того, как радио и газеты известили об изгнании фашистов из Ясной Поляны.

Перед войной в Малом театре прошла премьера спектакля «В степях Украины» А. Корнейчука (в постановке И. Судакова). Драматург прислал театру в Челябинск новую пьесу «Партизаны в степях Украины». Спектакль поручено было ставить режиссеру Судакову и почти весь ансамбль актеров игравший в «В степях Украины» перекочевал в новую пьесу.

За этим последовал спектакль «Осада мельницы» (сценическая композиция М. Муромцевой по рассказу Э. Золя «Семья Мерлье») - попытка театра отразить современные события военных лет на материале франко-прусской войны. А вскоре появилась «Испанская легенда» Т. Л. Щепкиной-Куперник. Затем был старинный водевиль Ф. Кони «Девушка-гусар» (постановка К. А. Зубова), который когда-то прославила своим исполнением русская актриса Варвара Николаевна Асенкова. Актеры пели, танцевали, что было бы впору профессионалам музыкального театра. В режиссуре Б. Вершилова был поставлен классический водевиль П. Григорьева «Дочь русского актера», где блистала молодая актриса Валентина Тёмкина. Водевили позже играли на фронте и они имели оглушительный успех - бойцам нужна была шутка.

Многие из ведущих актеров были далеко не молоды (зачастую им было за 70 лет ), но они старались внести свой посильный вклад в трудное для страны время. Александра Яблочкина вела оживленную переписку с фронтовиками, по-матерински поддерживая их. После войны она даже встречалась с некоторыми из них. Евдокия Турчанинова была постоянной участницей так называемых «концертов-конвейеров» в подшефных госпиталях, когда исполнители переходили из палаты в палату (до 6 в день), выступала в воинских частях с творческими отчетами. А какое упорство проявила Евдокия Дмитриевна Турчанинова, добиваясь разрешения возглавить фронтовую бригаду, которая отправлялась к панфиловцам! И поехала! Это были люди особой породы. Именитые актеры привыкшие к комфорту, не замечали бытовых трудностей, жертвовали своим здоровьем и рвались ехать с бригадами на фронт. Порой они отдавали последнее в Фонд обороны. Даже Александр Алексеевич Остужев, который был очень нездоров уже перед войной и какое-то время не играл в театре, решил, что в эту тяжелую пору должен быть со своим театром, с родным коллективом. Евгений Весник писал в своих воспоминаниях: «В 1942 году, будучи студентом 2 го курса училища, я был призван из Челябинска в армию. Освобождали от службы только студентов 3 го и 4 го курсов, остальные должны были воевать. Не помню, при каких обстоятельствах моя повестка из военкомата попала в руки Остужева. Он внимательно прочел ее. В ней указывался перечень предметов, с которыми я должен явиться на сборный пункт. Последним в этом списке был котелок. Остужев вернул мне повестку и задумчиво сказал: «И с котелком. Иди, юноша, иди, воюй! Если бы мне твою молодость, я, клянусь тебе, непременно пошел бы воевать! Стар я. Иди и обязательно хорошо служи. Армия - школа жизни, я это знаю, она поможет тебе стать артистом. Я ведь тоже по-своему воюю. Я отдал все, что у меня есть, в Фонд обороны, все. Пусть хоть полкрыла самолета будет моим! Я отдал государству огромный золотой канделябр. Пусть воюет. Воюй и ты. Я буду рад видеть тебя живым и здоровым! С Богом!» Он действительно отдал всё. Об этом тогда писали все газеты. Сталин отправил Остужеву телеграмму со словами: «Благодарю за заботу о Красной армии».

С февраля 1942 года началось регулярное обслуживание фронта концертными бригадами Малого театра. В феврале из Челябинска на фронт отправилась первая бригада под руководством Прова Михайловича Садовского, в составе: Е. Н. Гоголева, И. В. Ильинский, В. Н. Аксенов, Б. Н. Гапонцев, М. Л. Спивак, А. А. Пироцкая, М. Н. Алексин, режиссер С. И. Каминка. Поехали они на Западный фронт. Артисты побывали в шестнадцатой армии Рокоссовского и дали 45 концертов. В октябре 1942 года группа вернулась из эвакуации, и штаб сразу же направил следующую концертную бригаду под Москву, к зенитчикам. Возглавила бригаду народная артистка СССР Е. Д. Турчанинова. В составе бригады были заслуженные артисты Е. М. Шатрова, С. Н. Фадеева, Н. А. Соловьев, Н. О. Григоровская. Малый театр организовал более двадцати фронтовых бригад. Вслед за армией артисты Малого входили в Харьков, Орел, Курск, Гомель, Сталинград... У кого только они ни побывали - и у Громова, и у Батова, и у Головко, и у Панфилова. Их путь лежал от Ледовитого океана до Черного моря, от Мурманска до Севастополя....

Но все-таки бригады - это разовые выезды, и штаб военно-шефской работы решает организовать стационарное, более расширенное обслуживание. В 1943 году был создан постоянный Фронтовой Филиал, который стал полноценным представителем Малого театра на фронте. С первых же дней существования Филиала были организованы две параллельно действующие группы. Они, сменяя друг друга, то выезжали на фронт, то потом возвращались в Москву для работы над созданием нового репертуара, который включал в себя не только концертные программы, но и целые пьесы. Филиал вел работу на тринадцати фронтах, двух военно-морских флотах и дал около двух тысяч выступлений. Некоторые актеры по семь-восемь месяцев были на выезде. Татьяна Петровна Панкова провела на фронте в общей сложности два года. Сначала в бригадах, затем во Фронтовом филиале. Конечно, ведущие актеры ездили меньше, потому что началась активная работа в театре, ставили «Фронт» А. Корнейчука и «Нашествие» Л. Леонова.

Коллектив Малого театра придумал новую форму обслуживания госпиталей. Весь коллектив, в том числе технические цеха, выезжали на так называемый «День раненого бойца». По воспоминаниям актеров, выступать там было намного труднее, чем в поездках на фронт. Люди без рук, без ног, совершенно опустошенные, а надо им поднять настроение, вывести из депрессии, подбодрить. Это было тяжело морально. Актрисы Татьяна Панкова и Ксения Тарасова были свидетелями трагических эпизодов. По их воспоминаниям тяжело раненые бойцы не хотели жить и не хотели сообщать никаких сведений о себе своим семьям. Татьяна Петровна всю ночь писала письмо жене одного из бойцов и та вскоре приехала в госпиталь и забрала мужа! А у Ксении Ивановны другой случай был: боец думал, что его семья погибла. Почему-то до него дошли неверные сведения, и Тарасова стала искать и нашла его семью! Много было потрясающих историй. Однажды пришлось играть только для одного летчика - он должен был вылететь на какое-то важное задание. Актерам сообщили, что может быть, летчик не вернется из полета. Ждали его до утра. Не вернулся ... А однажды Татьяна Петровна чуть не пострадала физически. Играли перед летчиками. Один из них только что вернулся с задания и был еще в состоянии шока. Во время спектакля, в котором актриса играла отрицательную роль, летчик выстрелил в нее, задымилась юбка. Его тут же схватили и вывели из зала. На Панковой было множество крахмальных юбок, так что летчик ее не ранил, только прострелил платье. Инцидент замяли, и актеры продолжили представление. Позже врачи объяснили, что это называется «военным синдромом», когда человек не отличает реальность от вымысла. Поэтому летчикам, вернувшимся из полетов, и полагались ежедневные фронтовые сто граммов - хоть как-то расслабиться.

Артисты играли по пять шесть спектаклей в день, по шесть семь часов (так называемые концерты-конвейеры). Переходя из палаты в палату, они играли отрывки из спектаклей, пели, читали стихи и прозу, писали письма и даже занимались с ранеными математикой. Откликались на любую просьбу. Работали без выходных и отпусков. Благодаря этому собрали 452 тысяч 782 рубля в Фонд обороны, в Фонд детей фронтовиков - 70 тысяч рублей и один миллион рублей на строительство эскадрильи боевых самолетов «Малый театр - фронту». Труппа была огромная, плюс технические работники.

В 1943 году коллектив Малого театра обратился к Верховному Главнокомандующему с просьбой «удовлетворить желание коллектива построить звено боевых самолетов «Малый театр», который примет участие в окончательном разгроме фашистских разбойников». Сконструированные Яковлевым, двенадцать боевых самолетов «Як-9» действовали не только как истребители, но и как штурмовики и бомбардировщики. Сталин разрешил даже написать на борту «Малый театр - фронту».

И вот 8 июня 1944 года на аэродроме Захарково в Химках состоялась торжественная передача эскадрильи летчикам 909 го истребительного авиаполка. Там присутствовали все ведущие актеры Малого театра Е. Д. Турчанинова, П. М. Садовский, А. А. Яблочкина, В. Н. Пашенная, В. Н. Рыжова, Е. Н. Гоголева, М. И. Царев, Н. А. Анненков, Е. М. Шатрова. Яблочкина вручала формуляр самолета командиру эскадрильи Виктору Григорьевичу Мелихову, а Турчанинова - заместителю командира Александру Андреевичу Батизату. Остальные артисты - летчикам Разумову, Бушмину, Андрееву. Сразу после вручения летчики показывали фигуры высшего пилотажа. В тот же день эскадрилья «Малый театр - фронту» вылетела на Запад и вскоре приняла участие в боях в Восточной Пруссии. Летчики даже присылали актерам отчеты о проведенных операциях, а с некоторыми завязалась постоянная переписка.

С октября 1944 по май 1945 года над Восточной Пруссией произведено 949 боевых вылетов эскадрильи, сброшено бомб разного калибра 60 тысяч килограммов, в воздухе и на земле уничтожено 16 самолетов противника. Конечно, многие летчики погибли - Константин Разумнов, Алексей Паков, Вячеслав Бушмин, Петр Тарасенко, Николай Егоров, Павел Максимов, Михаил Федотов, погиб и командир эскадрильи старший лейтенант Виктор Мелихов.

Уже после войны оставшиеся в живых летчики и механики регулярно встречались с коллективом Малого театра. Сейчас в живых осталось только двое механиков эскадрильи. Они даже присутствовали на открытии в 2010 году мемориальной доски, посвященной эскадрилье «Малый театр - фронту».

Где только ни побывали фронтовые бригады, но самым страшными были выезды на Северный флот под командованием адмирала Головко. Артисты Фронтового филиала впоследствии даже получили медаль «За оборону Советского Заполярья». В Баренцевом море, на торпедных катерах, в совершенно нечеловеческих условиях, под бомбежками и с суши, и с воздуха, когда море заминировано и постоянно штормит, добирались актеры до своих военных зрителей. Шлюпки кидало и бросало - невозможно было даже выбраться на берег. Забирались на палубы по веревочным лестницам, под шквалистым, пронизывающим ветром. А потом, немного придя в себя и надев сценические костюмы, выходили к морякам и давали по пять-шесть концертов. Потом, не отдохнув, по просьбе какого-нибудь командира, переправлялись на другой полуостров, в другую часть или соединение (порой состоявшее из 50 человек), где их с нетерпением ждали моряки. Зачастую все это проходило под бомбежками. Моряки устраивали дымовые завесы, чтобы актеры, перебегая по двое, успели спрятаться в какой-нибудь крошечной землянке. В них же и выступали. По много часов, в страшной духоте, выходя лишь на пару минут подышать свежим воздухом. Состав зрителей постоянно менялся - шли бои и надо было идти выполнять задание. На смену одним бойцам приходили другие. Адмирал Арсений Головко, узнав, в каких опасных местах и в каких условиях выступают артисты, очень рассердился и разнес в пух и прах своих подчиненных.

Валентина Васильевна Тёмкина и Татьяна Петровна Панкова вспоминали, как бойцы были рады приезду актеров. Артисты часто сомневались: нужны ли они - идет война, не до театра. Кто будет заниматься ими? Но буквально с первыми выездами они поняли, что ошибались. Это была своеобразная связь с родиной, с мирной жизнью, а главное - эмоциональная разрядка. Солдаты на фронте отсчитывали время до приезда концертных бригад и после их отъезда. Артисты работали в любых условиях - и в госпиталях, и в землянках, и на машинах, и на полянах, и в окопах. Там они впервые увидели БМ-13, ласково называемую «Катюшей» и даже услышали, как она стреляет. Это было очень страшно - немцы тут же давали ответные залпы. Концерт прерывался, люди бежали в укрытие, а потом бойцы требовали продолжения именно с того места, на котором остановилось действие спектакля.

Очень трогательно было, когда солдаты, не попавшие в маленькую, тесную землянку, набитую зрителями, залезали на крышу, и бурно реагировали на выступление актеров. Когда те выходили, бойцы аплодировали, кричали «Браво!», хотя представления не видели. И когда на удивленный вопрос: « Что же вы аплодируете, вы же не видели нашего выступления?», солдаты отвечали: «Наши аплодировали, значит спектакль понравился, и вы хорошо играли». Артисты рассказывали, что долго потом помнили эти благодарные глаза...

Сейчас забыта Варвара Александровна Обухова, тогда ведущая актриса. Ее знали на всех фронтах. С группой актеров она в первые же дни войны поехала на встречу с Талалихиным, и в пути машину обстреляли. Варвара Александровна была тяжело ранена в голову и несколько месяцев пролежала в больнице, даже не поехала в эвакуацию. Как только она выздоровела, ее назначили руководителем поездки в Сталинград. В разгромленном городе практически не осталось домов и сооружений, ночевать было негде. Если попадали в какую-то землянку - это было просто счастьем. Мокрые от дождей, переодеться не во что, порой невозможно умыться, так как вода на вес золота. Передвигались на открытых грузовиках, по несколько сотен километров, с вещмешками за плечами... Варвара Александровна несколько раз ездила в Сталинград, в самое пекло. Когда начались страшные бои, бригаду отозвали. Впоследствии Варвара Александровна получила медаль «За оборону Сталинграда».

Самое интересное то, что все это не считалось каким-то героизмом. Да, началась война, все вышли на защиту, все помогали фронту, рвались на него, приближали Победу, чем могли. Яблочкина и Турчанинова собирали посылки на фронт с теплыми вещами и папиросами, активно переписывались с солдатами, даже ходили на занятия по Гражданской обороне, учились обрабатывать и бинтовать раны.

В мае 1945 года одна из бригад Фронтового филиала Малого театра дошла до Берлина, и актриса вокально-вспомогательного состава Александра Аркадьевна Пироцкая расписалась на Рейхстаге: «Мы из Москвы, от Малого театра»...

 

Всего за весь период Великой Отечественной войны фронтовые бригады театров показали почти полтора миллиона спектаклей и концертов, из которых 2746 были даны артистами Малого театра и его Филиала.

 

Благодарим за предоставленную информацию и фотографии старшего научного сотрудника Творческо-информационного центра Малого театра Е. М. Микельсон

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.