"Ты заменила бойца, ушедшего на фронт..."

Выпуск №9-10 - 179-180/2015, К 70-летию Победы

"Ты заменила бойца, ушедшего на фронт..."

Мария Ильинична Баскова, ветеран, участник Великой Отечественной войны, ветеран сцены БГАДТ имени М.С. Щепкина.

 

- так говорил мне замполит эвакогоспиталя № 2813. «Помни, - наставлял он. - Труд киномеханика - это ответственное дело! Работай так, чтобы у тебя не было срывов, и чтобы тебе не кричали: «Сапожник!»

... Когда началась война, мне было 17 лет. Я сразу же пошла в военкомат города Горький, хотела идти на фронт, сражаться с врагом. Но там мне отказали: «Ты маленькая, не удержишь винтовку, иди в райком комсомола, пусть тебе дадут задание». И райком направил меня на работу в госпиталь, чтобы я организовала библиотеку и помогала раненым.

Я ходила по палатам, читала стихи и писала письма от раненых солдат домой. Замполит посоветовал читать им что-нибудь веселое. И я стала рассказывать в лицах басни Крылова: «Вороне где-то Бог послал кусочек сыра...» Раненые смеялись и говорили, что от смеха им больно. Но на мое предложение почитать что-нибудь другое, отвечали: «Нет, нет этот смех хороший, он нам помогает скорее выздороветь!»

А еще я пела «Синенький скромный платочек», «Уезжал моряк из дома»... И бойцы, заглянувшие в лицо смерти, не могли сдержать слезы.

И вот однажды выступаю я для солдат и вдруг слышу, как замполит кричит: «Маша, беги скорей в 9-ю палату, тебя там ждут». Дело оказалось вот в чем. В госпитале был боец Павел, который демонстрировал фильмы. Мы с ним подружились, он меня научил менять бобины, заряжать пленку, включать проектор и звук. Потом Павел выздоровел и ушел на фронт, а демонстрация фильмов прекратилась. Раненые пожаловались главврачу госпиталя и сказали: «Тут есть девчонка Машенька, она знает, как обращаться с аппаратурой».

Главврач, полковник медицинской службы Мария Михайловна Громова вызвала меня к себе.

- Умеешь фильмы показывать?

- Умею!

- Что ж, поедем в Горьковский главкинопрокат!

В кинопрокате у меня приняли экзамен и дали удостоверение киномеханика, а также разрешение на получение картин. Это был конец 1942 - начало 1943 года. А потом наш госпиталь отправился на фронт. Мы разместились в прифронтовой Туле.

Я ездила показывать фильмы раненым в полевых госпиталях. Для этого мне дали возчика с телегой. И вот однажды я погрузила свою аппаратуру, и мы поехали на линию фронта. Вдруг слышим гул приближающегося самолета. Я спрашиваю: «Наш?» Возчик ничего не ответил, только схватил меня за ворот и бросил в кювет. Не успели опомниться, как раздалась автоматная очередь: тра-та-та-та-та!

Лошадь помчалась, я было бросилась ее остановить - там же моя аппаратура! Но возчик сказал: «Замри, мистер Шмидт сделает сейчас второй круг». И точно... Низко-низко пролетел над нами фашист, мы даже видели его лицо.

Таким было мое боевое крещение. Я была очень расстроена, даже горько заплакала - ведь лампы в усилителе были разбиты. Получается, я не уберегла социалистическое имущество, которое мне доверили! Когда мы вернулись в госпиталь, возчик рассказал все замполиту. Замполит сказал: «Не плачь, скажи спасибо, что жива».

После этого случая я выкручивала лампы из усилителя и возила их у себя на груди, под шинелью. Уже скоро я научилась менять бабину, заряжать пленку, включать проектор и звук за 14 секунд. Бойцы на спор проверяли мою работу. И я всегда выигрывала!

В полевых госпиталях нас всегда ожидали с нетерпением. Когда мы приезжали, уже был готов экран, стояли ящики из-под снарядов. На них я ставила усилитель, а на усилитель проектор и динамик. Однажды я демонстрировала фильм «Котовский», и вдруг перестал работать движок.

- Дочка, рассказывай, что дальше было, - кричали бойцы. И я рассказывала! Изображала Котовского, его ординарца, врача... В фильме есть такой эпизод, когда ординарец просит парикмахера подстричь налысо. И бойцы от души хохотали, когда я, тряхнув своими пышными волосами, восклицала: «Брей под Котовского!»

Раненые бойцы часто заказывали такие фильмы, как «Чапаев», «Веселые ребята», «Антоша Рыбкин», «Щорс». Во время просмотра фильма «Щорс» они пели: «Щорс идет под знаменем, красный командир».

Очень часто подходили во время демонстрации фильма бойцы: «Дочка, вот тебе адрес, напиши моим, а я пошел, моя часть выступает». И я писала письма, иногда приходили ответы с благодарностью. Жаль, эти письма не сохранились.

На фронте я проработала до августа 1944 года. В это время по радио объявили об открытии театральной студии в Тульском драматическом театре. Сдала экзамены, прошла три тура, и меня зачислили. Я обратилась к главному врачу госпиталя, чтобы меня отпустили. Мария Михайловна Громова сказала: «Доченька, раз ты идешь учиться, я тебя отпускаю».

После окончания театральной студии в 1947 году, которую я закончила с отличием, наш курс обратился в ЦК комсомола, чтобы всех нас направили в город, которому мы больше всего нужны. Нам сказали: «Поезжайте в Белгород».

Мы приехали в разрушенный город, но нас это не испугало. Театр тогда находился на улице Ленина, задняя стена его выходила в сад и была полностью разрушена. Мальчишки нам помогали носить на чердак «жужалку» - отходы перегоревшего каменного угля, чтобы утеплить потолок. Я лично сшила занавес и кулисы.

Открылся новый сезон белгородского драматического театра спектаклем «Молодая гвардия». Это было большое событие в городе. Я исполняла роль Радика Юркина, 14-летнего мальчика, которого подпольщики-краснодонцы приняли в комсомол. И когда Олег Кошевой вручал ему комсомольский билет, Радик отвечал: «Я зашью его в курточку, и буду носить всегда на груди». На этих словах зал взрывался аплодисментами. А после мой герой говорил: «Смерть фашистским оккупантам!» И опять в зале был гром аплодисментов.

Зрители очень любили наш театр. Мы показывали спектакли в Шебекине, Таволжанке, Большетроицком, Томаровке, Готне, Борисовке, Красной Яруге, Короче. Одним словом, старались быть во всех близлежащих к Белгороду населенных пунктах. Было очень трудно. Клубы не отапливались, да и не везде они имелись. Дорог не было, мы утопали в грязи, особенно на Бахаревском мосту. Но мы не жаловались и не унывали. Мы же комсомольцы! Тем более что нас в каждом районе ожидали с любовью. Нас это вдохновляло и придавало нам сил.

... 36 лет я служила Белгородскому драматическому театру. Исполняла роли классического и современного репертуара, но особенно любила играть в детских спектаклях. В прошлом году на мое 90-летие пришли поклонники, которые посещали театр еще пионерами! Как приятно, что они помнят мои роли, цитируют реплики персонажей! Я благодарна белгородским зрителям за эту память. Я благодарна Белгороду, где состоялась моя театральная и личная судьба. А еще счастлива, что на моих глазах Белгород поднялся из руин и стал одним из красивейших городов России.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.