Всё хорошее нужно помнить сто лет, а всё плохое - двести. "Жизнь одна" в РАМТе

Выпуск №9-10 - 179-180/2015, К 70-летию Победы

Всё хорошее нужно помнить сто лет, а всё плохое - двести. "Жизнь одна" в РАМТе

В Российском академическом молодежном театре (РАМТ) состоялась премьера спектакля «Жизнь одна», в котором речь идет о ГУЛАГе и Великой Отечественной войне. Говорят об этих событиях открыто, называя белое - белым, а черное - черным, как это делали в свое время Варлам Шаламов в «Колымских рассказах» («Серафим», «Мой процесс», «Сухим пайком», «Надгробное слово», «Ягоды») и Вячеслав Кондратьев в военной прозе («Асин капитан», «На станции Свободный», «Не самый тяжкий день»).

Режиссер Владимир Богатырев соединил, на первый взгляд, несоединимое. Но сколько у этих тем оказалось точек соприкосновения и пересечений. Это было два ада - Война и Колыма. Причем существовали они практически одновременно, испытывая людей на прочность и человечность, на способность выживать. Мучались люди в обоих этих адах одинаково, и выжить в них, как говорит один из героев, можно было только случайно.

Пустое черное безжизненное пространство будущие персонажи заполняют стульями - и вот мы уже в поезде, где происходит милый и трогательный диалог между девушкой и парнем: когда на наших глазах возникает симпатия, которая могла бы стать чем-то большим, если бы не война... Потом с помощью этих же стульев создается пространство лесной опушки, лагеря, деревенской избы, городской квартиры... И в каких бы обстоятельствах ни оказывались герои, они продолжают Жить, Любить, Ненавидеть, Бороться. Бороться за себя, свое будущее, будущее своих родных и близких. Жизнь продолжается несмотря ни на что. Та самая Одна, которую нельзя переписать набело или прожить дважды. И это, как никому другому, было известно поколению, прошедшему ГУЛАГ и войну. Не они выбирали свою судьбу, а она - их. Молодых и юных, в расцвете лет и пожилых, она бросала в горнило испытаний, перемешивала и перемалывала.

К счастью, молодое поколение артистов все это знает только по книгам, фильмам и рассказам. И им вдвойне-втройне сложнее проживать свои сценические жизни. Проживать так трагично и глубоко, что у зрителя мурашки по коже.

Народную мудрость «От тюрьмы и от сумы не зарекайся» эта постановка дополнила еще одним обстоятельством, не зависящим от нас, - и от войны тоже. Между героями произведений Шаламова и Кондратьева режиссер и актеры протянули видимые нити. Практически все играют по две-три роли, переходя из эпизода в эпизод, из войны - в лагерь и обратно. И заслуженная артистка России Татьяна Веселкина (Женщина, Хозяйка), и Юрий Трубин (Андрей, Виктор, Арестант), и Изнаур Орцуев (Серафим, Капитан, Сержант), и Алексей Мишаков (Мачихин, Начальник, Солдат), и Анастасия Прокофьева (Ася), и Александра Аронс (Катя, Надя) органично существуют и в тех, и в других предлагаемых обстоятельствах, мгновенно перевоплощаясь. Какая-то деталь костюма, осанка, интонация, жест - и перед нами совершенно другой человек, с иной судьбой, но такой же трагичной. Они между двумя бедами, а потому здесь нет ни одного счастливого человека. Удивительно, но лица актеров - из того времени. Глаза, мимика - все «тогдашнее». Они - из той эпохи. Остается только удивляться такому результату. Тем более, что среди огромного количества современных фильмов о войне только редкие ленты цепляют за душу и сердце.

Всего 50-70 лет назад все и все было по-другому. Как говорится, честь берегли смолоду (и девичью, в первую очередь), и помогали любому встречному в любой ситуации. Были человечнее, что ли. Возможно, молодому зрителю сложно понимать какие-то нюансы, но если даже один из них задумается над увиденным, будет уже большая победа.

Ужасы шаламовской и кондратьевской прозы время от времени подчеркиваются проходками по сцене под марш, с которого до сих пор начинаются все цирковые представления, мифических божеств в лавровых венках, с победным рожком и одной медной тарелкой, из которой и звука-то не извлечешь. С ними в компании и девушка с гимнастической лентой как символом счастливой советской жизни, и дрессировщик с хлыстом, управляющий своеобразным парадом-але. Театр абсурда. Не меньше. Впрочем, как в настоящей жизни.

И при всем при этом постановка жизнеутверждающая, в которой одну из главных мыслей можно сформулировать так: не забывайте прошлого и усваивайте его уроки.

Актеры РАМТа эти уроки уже усвоили. Представ в финале в современной одежде, они процитировали очень важные слова Шаламова и Кондратьева. «Война - это тяжелая противная работа. Мы шли не убивать, мы шли жертвовать. Жертвовать своей жизнью. Увы, путь предыдущих поколений никого ничему не учит» (В. Кондратьев).

«Принцип моего века и моего личного существования можно сказать не в многих словах. Сначала нужно возродить пощечины, а потом покаяние. Все хорошее нужно помнить сто лет, а все плохое - двести» (В. Шаламов).

А респект из времени сегодняшнего прозвучал в финальной песне Бориса Гребенщикова «Под небом золотым» в исполнении А. Хвостенко. Каждое поколение мечтает о том, чтобы их детям и внукам жилось легче. Пока не сбылось. А Жизнь у нас Одна.


Фото Сергея ПЕТРОВА

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.