Приглашение в прошлое. "Позови меня в прошлое" и "Письма памяти" в Оренбургском драмтеатре им.М.Горького

Выпуск №9-10 - 179-180/2015, К 70-летию Победы

Приглашение в прошлое.  "Позови меня в прошлое" и "Письма памяти" в Оренбургском драмтеатре им.М.Горького

В год 70-летия Великой Победы на сцене Оренбургского государственного областного драматического театра им. М. Горького состоялись сразу две премьеры, посвященные этой замечательной дате. В процессе подготовки спектаклей театр работал с фондами Областного архива Оренбургской области, музея Оренбургского аграрного университета, Оренбургского губернаторского краеведческого музея. Все хотели помочь и приобщиться к общему делу - памяти о наших героях, о народе-победителе, о Великой Победе.

Идея спектакля «Позови меня в прошлое» принадлежит художественному руководителю, режиссеру-постановщику Рифкату Исрафилову. Пьесу написал оренбургский писатель Павел Рыков. Сценография заслуженного деятеля искусств РФ Тана Еникеева, музыкальное оформление - заслуженного работника культуры РФ Тамары Пикулевой, ассистент режиссера - Булат Хайбуллин.

Герои пьесы - наши земляки - оренбуржцы и те, кто так или иначе связан с Оренбуржьем. Их имена мы все знаем: К.П. Орловскому в ОГАУ установлена памятная доска, именем А.И. Родимцева названы улицы в разных городах России, на слуху история русского немца А.Г. Шмореля, увековечена память о талантливом и отважном поэте Мусе Джалиле, многие оренбургские старожилы помнят деятельного уральского журналиста М.С. Клипиницера, оставили теплые воспоминания о пребывании в Оренбурге-Чкалове в годы Великой Отечественной войны композитор Василий Соловьев-Седой и поэт-песенник Алексей Фатьянов...

Театр оживил память о наших героях. Зрители увидели на сцене допрос Александра Шмореля (Дмитрий Воропаев), последние мгновения жизни Мусы Джалиля (Радик Дибаев), встречу Александра Родимцева (Сергей Тыщенко) с фашистским военачальником, Михаила Клипиницера (Сергей Кунин) с блокнотом и фотоаппаратом на передовой, рвущегося в бой. Письмо десантника Виталия Сверчкова (Андрей Иванов) к жене Валентине (Наталья Ренева, Алсу Шамсутдинова), ждущей своего супруга с ребенком на руках, также из реальной жизни. Этот фрагмент - самый трогательный в спектакле. Сколько таких оренбургских Валентин получало теплые письма с фронта, а затем похоронки.

Артисты, готовясь сыграть своих персонажей, изучили немало литературы, мемуаров, исторических хроник. Ведь идея воплощения, в первую очередь, в глубине знаний судьбы каждого, мыслей, тревог, надежд и веры. Кто чем жил, что испытывал, как преодолел... Однако героями спектакля становятся и наши современники - молодежь и смотрительница музея (Надежда Величко, Зинаида Карпович). Молодые люди, живущие интересами своего сегодняшнего «хочу», в поисках развлечений заходят в музей. Примечательно, что представление о музее у ребят состоит из каких-то обрывочных стереотипов. Молодежь не желает интересоваться историей своей страны и народа. А современная школа не достучалась до их сознания. Ведь ответ «мы этого не проходили» не оправдывает полного отсутствия знаний и познавательного интереса. Конечно, далеко не вся молодежь так относится к прошлому. Однако примеров, когда забывают свою историю, подвиги народных героев, немало.

С.А. Ханаш, преподаватель Оренбургского государственного педагогического университета: «С точки зрения социологического видения, спектакль «Позови меня в прошлое» - региональное, документально-патриотическое произведение. Безусловно, такая драматургия помогает формировать чувство патриотизма к своей малой родине. Время диктует свои законы. Есть возмущение в определенных слоях общества, что забывает молодежь свою историю. Но молодежь не виновата, что не помнит. Конечно, не все современные молодые таковы. В спектакле показана крайность. Но виноваты в этом мы. Многие годы политический курс был занят другим: страну меняли. Сократили количество учебных часов, не давали нужного объема информации. Источник патриотизма в России многогранен. Но есть один стержень - память о Великой Отечественной войне. Современную молодежь надо приглашать в прошлое. Момент, когда из витрин выходит герой - интересный ход. Герои сходят со страниц книг, с картины. Сегодня этот документализм в яркой художественной форме может быть передан только актерами. Роль актера в этом процессе огромна: важно придать документальным фактам истории форму эмоции! Это очень важно сегодня и необходимо. Мы благодарны театру за это своевременное приглашение в прошлое».

Молодые люди - Аня (Альбина Демченко, Лейла Гусейнова) и Саша (Эдуард Султанбеков), - оставшись в музее и пройдя всю экспозицию, оживающую у них и у нас - зрителей - на глазах, преображаются, и их жизнь наполняется уже иным смыслом. Ах, если бы в музее осталась вся компания! Была бы надежда вернуть этих мальчиков и девочек из опьяняющих кафешек и дурманящих клубов к жизни думающих и ответственных перед своей историей людей.

«Письма памяти» в постановке заслуженного артиста Украины Олега Николаева - спектакль, рассказывающий историю, которую не выразить словами. Музыка, песни военных лет, пластика и мощная актерская энергетика делают постановку яркой, волнующей и незабываемой. Историю о войне и судьбах людей нашей страны зрители узнают без слов. Но какая это история! И какие это судьбы...

Действие начинается и заканчивается общей фотографией. На снимке счастливое довоенное время. Мужья, жены, дети, старики собрались у подъезда, как оказалось, в последний раз в полном составе. К концу сценического действия война преобразит эту фотографию, но в памяти останется именно тот довоенный снимок.

Жители одного, вполне может быть оренбургского двора (кстати, в оформлении спектакля - фото реального оренбургского дома военных лет), жили обычной мирной жизнью. Артисты пластикой и драматической игрой под музыку и песни военных и послевоенных лет передавали каждый свою историю. И за историей каждой семьи тысячи имен. Сколько погибло мужей, сколько осталось вдов! Сколько невыраженных чувств, недосказанных слов, непрожитых жизней.

Сцены прощания с любимыми переданы трепетно, тепло, с чувством неотвратимого горя. И если мужья (Сергей Шахмуть, Эдуард Султанбеков, Антон Костин), прощаясь с женами (Алсу Шамсутдинова, Мария Губанова, Юлия Каштанова), в последний раз сливались в супружеских объятиях, юные влюбленные, вчерашние школьники (Альбина Демченко, Данила Сайфуллин), только в начале своего большого и светлого чувства. Их прощание - трогательная история рождения любви, робкое прикосновение, осторожный поцелуй. Будет ли у них шанс стать счастливыми в мирное время?! Война такими шансами народ наш особо не жаловала.

Старики в спектакле (Наталья Ренева, Дмитрий Гладков) всеми силами стараются поддержать своих детей. Но при этом автор и им дал возможность проявить свои чувства, вспомнить молодость, воскресить мгновения.

А. Твардовский в поэме «Василий Теркин» написал:
Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.

Русский солдат находит в себе силы шутить. Бутылка водки, принесенная батей, веселая пародия на Гитлера стали прологом к смертельному бою. Режиссер, таким образом разряжая обстановку, не только показывает, что и в окопах на передовой было место юмору, театру, танцу, но и готовит зрителей к новому эмоциональному накалу сцене последнего боя! Герои бесстрашно идут навстречу своей смерти.

Действие спектакля держит зрителей в напряжении от начала до самого конца. На наших глазах прошла жизнь нескольких семей, и хотя артисты не проронили ни единого слова, мы поняли все! Музыка, песни и актерское драматическое исполнение - перед нами жизнь и судьба нашего народа в годы военного лихолетья.

Война принесла нашей стране большое горе, переживать которое мы продолжаем до сих пор. А переживая и храня память о подвиге русского народа в годы Великой Отечественной войны, надеемся, что сохраним мир, защитим своих детей и никогда не допустим войны. Наше прошлое, наша история, наша память - это путь к искуплению и сохранению нашего национального достоинства! Зрители - участники творческой встречи с постановщиками и артистами премьер в рамках проекта «Театральная гостиная» делились своими впечатлениями от увиденных спектаклей. Театр услышан и принят своим зрителем, и это особенно важно в год 70-летия Великой Победы.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.