На разрыв... "У войны не женское лицо" (Республиканский русский драмтеатр Мордовии)

Выпуск №9-10 - 179-180/2015, К 70-летию Победы

На разрыв... "У войны не женское лицо" (Республиканский  русский драмтеатр Мордовии)

Накануне 70-летия Победы актеры Республиканского русского драмтеатра Мордовии показали премьерный спектакль «У войны не женское лицо», основой которого послужила одноименная документально-публицистическая книга, написанная белорусским журналистом Светланой Алексиевич по воспоминаниям тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной.

В постановке, осуществленной режиссером Андреем Ермолиным, практически не называется имен. Но вместе с актрисами Оксаной Сизовой, Каролиной Качмазовой, Юлией Власовой, Елизаветой Ломакиной, Полиной Буровой зрители за полтора часа проживают трагическую судьбу юных девчонок, каких, наверное, было десятки, сотни.

Кто прямо со школьной или студенческой скамьи, не имея за плечами жизненного опыта, но воспитанные на принципах самоотверженной преданности Родине, добровольно шагали в военкомат с максималистским требованием: «Отправьте меня на фронт!».

Я ушла из детства в грязную теплушку.
В эшелон пехоты, в санитарный взвод...
Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать».
Потому что имя ближе, чем Россия,
Не смогла сыскать...

Многие, еще не успев толком повзрослеть, они и на войну едут кто с куклой, кто с чемоданом конфет, кто со стопкой книг. И именно их глазами зритель видит ужасы войны - жестокой и беспощадной. Когда надо стрелять во врага, а рука не способна вот так, запросто нажать на курок, потому что пусть он и враг, но, прежде всего, человек. Когда нет времени привыкать к взрывам снарядов, а надо, не раздумывая, под свист пуль спасать с поля боя раненых и выхаживать почти безнадежных, обреченных бойцов в медсанбатах. Когда приходится сутками мерзнуть в болотах, месяцами не мыться, ходить в разведку.

Видя смерть невинных людей, они научились ненавидеть и убивать фашистов. Но несмотря ни на что, не утратили своей, данной природой, женской сущности, врожденного милосердия, сострадания. И, встретив голодный взгляд пленного немецкого солдата - «еще совсем мальчика», русская девушка в солдатской шинели делится с ним куском хлеба.

Они и влюбляются, и боятся по-настоящему любить, потому что каждый миг может оказаться последним, но в минуты передышки продолжают мечтать, смеяться, петь. Героини спектакля выигрывают главную битву, битву за то, чтобы и на войне оставаться человеком.

А после Победы... Для воевавших женщин, искалеченных войной и физически, и душевно, мучительной оказывается адаптация к мирной жизни... Это мужчины вернулись героями. А девушки-фронтовички, в свои двадцать с небольшим вдруг ощутив себя состарившимися, стыдящиеся своего боевого прошлого, просто не знают, как приспособиться к существованию вне войны.

Атмосфера сурового военного быта создается лаконичной, вернее даже - аскетичной сценографией: мобильные планшеты - «теплушки», ящики для снарядов и сбоку на авансцене - столик с патефоном и женским портретом - как напоминание о другой, мирной жизни, которая была до и будет после.

Новая постановка Андрея Ермолина, дополненная стихами Юлии Друниной (также прошагавшей фронтовыми дорогам в солдатских сапогах и шинели), песнями Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского, пронзительная и предельно откровенная. И актерский ансамбль проживает спектакль буквально на разрыв аорты.

И еще одно событие произошло в Саранске - региональное отделение Союза театральных деятелей при поддержке республиканского Министерства культуры решило возродить угасшую традицию конкурса поющих актеров, посвятив творческий турнир 70-летию Великой Победы. И хотя накануне торжеств, посвященных победному юбилею, практически все актеры были задействованы в подготовке и репетициях большого театрализованного представления, нашлись добровольцы, желающие принять участие в состязании, в котором на сей раз участвовали как опытные мэтры драматической сцены, ранее уже неоднократно демонстрировавшие свои силы в подобных фестивалях-конкурсах, так и начинающие артисты, и студенты профильных специальностей Института национальной культуры Мордовского госуниверситета. Впрочем, в их спор на равных вмешались и актеры Республиканского кукольного театра и городского ДЦТиК «Крошка».
Правда, конкуренция получилась вполне мирной и даже объединяющей всех участников. Наверное, потому что в их исполнении звучали песни военной тематики - лирические, героические, патриотические, шутливые, но, по сути, жизнеутверждающие. И жюри, в которое вошли профессиональные музыканты, искусствоведы, журналисты, оценивало не столько вокальное мастерство, сколько целостность создаваемых исполнителями образов, их органичность, эмоциональную насыщенность, глубину и точность передачи песенной драматургии.

В итоге, первое место судьи отдали студентке Института национальной культуры Полине Буровой, исполнившей «Ах, эти тучи в голубом» Александра Журбина, второе - актеру Русской драмы РМ Денису Кручинкину за его по-мужски сдержанную трактовку песни Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского «На безымянной высоте», третье - также актеру Русской драмы Алексею Тимину, рискнувшему по-своему спеть «Ворона» Булата Окуджавы. А Гран-при республиканского конкурса «Поют драматические актеры-2015» единогласно заслужила артистка Государственного театра кукол РМ Ирина Рахманова. Она не просто спела «Балладу о солдате» Василия Соловьева-Седова на слова Михаила Матусовского, но под живой аккомпанемент барабана создала трагический мини-спектакль о фронтовой судьбе рядового солдата, героически сражавшего за «Отчизну, во имя жизни...»

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.