Личная история войны. "Сашка. История солдата" в Рижском русском театре им.М.Чехова

Выпуск №9-10 - 179-180/2015, К 70-летию Победы

Личная история войны. "Сашка. История солдата" в Рижском русском театре им.М.Чехова

Одну из самых заметных премьер сезона в Рижском русском театре им. Михаила Чехова посвятили военной теме - спектакль «Сашка. История солдата» режиссер и художественный руководитель театра Игорь Коняев поставил со своими недавними студентами. Накануне сезона 2014/2015 года сразу 15 выпускников Латвийской академии культуры с «коняевского» курса были зачислены в штат. Сегодня у них - как и у мастера курса Игоря Коняева - есть счастливая возможность работать вместе уже по-взрослому. Премьера «Сашки» пришлась на середину марта, в апреле спектакль побывал на гастролях в Вентспилсе, а 9 мая в праздничный вечер дня Победы на родной сцене был сыгран с особым чувством.

Очень достоверная и пронзительная получилась у театра работа. История о человеке на войне рассказана без пафоса, совсем не банально. Главные действующие лица - солдаты Великой Отечественной - ровесники молодых актеров. И главный герой - рядовой Сашка (Иван Клочко), и его ротный (Павел Гришков), и столь же юный немец (отличная работа Марата Эфандиева!), и ординарец Толик (Игорь Назаренко) и Жорка (Максим Бусел) и многие еще - тоже из числа театральных «новобранцев». Спектакль многолюдный, и почти половина актерского состава - молодежь, не знавшая войны ни в воспоминаниях родителей, ни по советской военной прозе, популярной у читателя 70-80-х годов.

Собственно, рижский «Сашка» и сделан по этой прозе. Повесть писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева, написанная в 1979, открывала его прозаический цикл, посвященный боям подо Ржевом - кровопролитным и страшным, жестоким, с огромными потерями. Можно ли, выжив в такой мясорубке, сохранить в душе человеческое?.. И более того - стать гуманистом в отношении к пленному врагу, и потом после войны? Возможно ли, пережив этот ужас, не разрушить ненавистью всю свою последущую жизнь?.. Сашка Ивана Клочко - сможет. Он очень искренний, в чем-то простодушный, совсем «негероический» герой. Честный перед долгом солдата и соственной совестью, неколебимый в том, во что верит, и неуклюжий в попытках любви... И понявший уже про себя: убивать на войне так же страшно, как умирать.

Нелегким был путь к читателю у военной прозы Вячеслава Кондратьева. Слишком уж много непарадной правды оказалось в его «Ржевском цикле». Написать о войне фронтовик решил из чувства долга: однажды, взявшись разыскать однополчан, Кондратьев понял, что в живых-то никого и не осталось ... В 59 лет он дебютировал как прозаик, чтобы показать солдатскую правду войны. Опубликована повесть была лишь благодаря личному авторитету Константина Симонова... Театральное прочтение повести «Сашка» на рижской сцене отличается от литературного первоисточника. Начинается действие - весьма неожиданно! - у новогодней елки. И сквозь весь спектакль мощный импульс любви, добра и надежды на чудо проносят три мамы - русская, немецкая, еврейская... (Светлана Шиляева, Тамара Судник и Галина Баженова).

У режиссера Игоря Коняева большую роль играет сценическое решение спектакля (сценография и костюмы - Николай Слободяник). Образ елки в «Сашке» - сквозной и важный, смыслообразующий, связующий прошлое с будущим. Он - как стержень, на котором держится калейдоскоп людей, сюжетов и историй. «Призрак» елки - воспоминание о «до войны», о доме и о маме - будет весь спектакль маячить фоном - возникнет над полем боя, станет блиндажом, стеной в палате госпиталя, потом превратится в вокзал, разоренную деревню... Новый год 1941-го, они там - домашние мальчики-зайчики, с барабаном, на деревянной лошадке. Но один из них русский, другой - немец, завтра они - враги. Это в спектакле - как предыстория, в книге такого нет.

У молодых актеров рижского русского театра в спектакле случилось немало удач. Чего стоят две безымянных девчонки - актрисы Анастасия Джорджевич и Яна Лисова - восторженные и наивные добровольцы, они только отправятся на фронт. Не все мальчики дотягивают до уровня актерской игры, заданной Иваном Клочко и Маратом Эфендиевым, кое-кто сбивается на декламацию. Ну, а водевильный персонаж Жора, каким представил своего солдатика актер Максим Бусел, на мой взгляд, вообще - перебор. Но именно таким видится молодому актеру парнишка, ошалевший от счастья остаться живым... Настоящий мастер-класс на сцене начинается, когда в действие вступает старшее поколение актеров. Много хороших образов. Но Леонид Ленц в роли старика из разоренной деревни и Татьяна Лукашенкова - женщина, читающая письмо от погибшего мужа, просто великолепны! И роли вроде бы маленькие, но как же созданные ими образы меняют масштаб этой мощной и человечной истории!

Очень красивый и трогательный спектакль появился в репертуаре Рижского русского театра им. Михаила Чехова. В финальных сценах, когда кому-то уже поминальной молитвой звучит молитва «Живый в помощи Вышняго» (Псалом 90) - дыхание перехватывает... И потом, когда актеры со сцены поют «В лесу прифронтовом», и зрители тихонечко подпевают, в зале многие не стыдятся слез... Потому что история солдата Сашки и соприкоснувшихся с ним судьбой людей - она настоящая, не патетическая, прожита за два часа на сцене (и зрителем в зале) по-настоящему, очень всерьез... Потому что Людмила Ивановна Голубева, одна из старейших актрис театра, просившая придумать ей в этом спектакле какую-то роль, свои собственные награды в спектакле надела... Потому что спектакль, который идет без антракта, так сосредоточенно, не отвлекаясь, смотрит много очень еще молодых людей.


Фото автора

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.