Пять девушек на фоне жизни и смерти. "А зори здесь тихие..." в Северском музыкальном театре | Страстной бульвар, 10

Пять девушек на фоне жизни и смерти. "А зори здесь тихие..." в Северском музыкальном театре

Выпуск №9-10 - 179-180/2015, К 70-летию Победы

Пять девушек на фоне жизни и смерти. "А зори здесь тихие..." в Северском музыкальном театре

Сегодня юбилей Великой Победы наполнен особым смыслом. История вновь и вновь призывает людей задуматься о жестокости, бессмысленности и разрушительных последствиях любой войны. В Северском музыкальном театре в начале марта состоялась премьера музыкальной драмы Андрея Кротова «А зори здесь тихие» по повести Бориса Васильева. Автор либретто - музыковед и журналист Нонна Кротова.

К сюжету этого проникновенного, лирического и одновременно трагического произведения о судьбе пяти юных девушек-зенитчиц на войне в свое время обращались режиссер Юрий Любимов, композитор Кирилл Молчанов, кинорежиссеры Станислав Ростоцкий (1972), Ренат Давлетьяров (2014). В музыкальном же театре оно ставилось крайне редко. Музыкальная версия новосибирского композитора Андрея Кротова вообще появилась на сцене только во второй раз.

Дело в том, что в течение нескольких лет правом на постановку музыкальной драмы Андрея Кротова «А зори здесь тихие» обладал только Новосибирский театр музыкальной комедии. И вот теперь, в юбилейный год Победы, такое право появилось и у северского театра, который на протяжении последних лет не устает доказывать, что музыкальному театру по силам самая серьезная литература, самые серьезные проблемы.

Режиссер-постановщик спектакля Ксения Торская человек в театре не новый. Она уже поставила здесь в разное время музыкальную драму «Безымянная звезда», мюзикл «Труффальдино». И вот на этот раз обращение к военной тематике.

- Мне было очень интересно работать над этим материалом, - признается Ксения Торская. - Наверное, у каждого из нас существует личная сопричастность тем событиям. Война прошла через каждую советскую семью. У меня тоже один дедушка погиб, другой прошел всю войну, а родители, будучи детьми, несколько лет находились на оккупированной фашистами территории. У артистов, занятых в этом спектакле, тоже своя история, связанная с Великой Отечественной войной. И потому, как они эмоционально реагировали на материал во время репетиций, я понимала, что судьбу каждой героини они пропускали через свое сердце.

Действительно, главная тема произведения - судьба женщины на войне - не может оставить равнодушным. Смерть пяти девушек от рук врага символизирует гибель самой жизни, разрушение основ мира. Актерский кастинг перед работой над спектаклем был чрезвычайно жестким. Исполнители определились далеко не сразу. После прослушивания вокалистов у режиссера было много раздумий, даже мучений. Необходимо было учесть не только вокальные данные, но и полное «попадание в образ», психофизику исполнителя, владение актерским мастерством. Таким образом, появилось два состава - непохожих, но не уступающих друг другу по мастерству.

Совершенно разными получились образы старшины Васкова у ведущих вокалистов театра Рамиля Сафиуллина и Антона Завьялова. Первый - брутальнее, «приземленнее», по-житейски опытнее. Второй - более молод, порывист, психологичен.

Сразу две партии (в разных составах) исполняет в спектакле вокалистка Оксана Волкова - Женьку Комелькову и Лизу Бричкину. Вокально и драматически ей удается создать совершенно индивидуальных и в какой-то мере противоположных по психотипу героинь, при этом ни разу не повторившись. А вот молодая и уже достаточно заявившая о себе вокалистка Лидия Полякова играет роль Галки Четвертак без дублера. Она поразительно органична в образе девушки-подростка! Ее героиня немного инфантильная, угловатая, ребячливая и удивительно искренняя, проникает прямо в сердце.

Запоминаются и образы хрупкой, интеллигентной Сони Гурвич (Виктория Смагина), по-деревенски основательной и острой на язычок Полины (Нина Горбунова), немногословной, застенчивой, влюбленной в старшину Лизы Бричкиной (Наталья Сочнева).Настоящим открытием в этом спектакле стали работы артисток хора Ольги Нерадовской и Галины Бирбиренковой, сыгравших соответственно Риту Осянину и Полину. Пожалуй, это первые их большие полноценные роли, открывшие тонкий лиризм одной и яркую характерность другой исполнительницы.

Музыкальная драма «А зори здесь тихие» получилась по-настоящему ансамблевым спектаклем. И дело не только в том, что в нем занята практически вся труппа театра: вокалисты, артисты хора, балета, оркестр. Дело во взаимозаменяемости участников, в нацеленности на общий результат, на создание общего настроения. Именно на это обратили внимание авторы музыкального произведения, побывавшие на премьере.

- Поразила универсальность северских исполнителей, - поделилась впечатлением либреттист Нонна Кротова. - Артисты хора, балета работают так, что сложно различить, кто они по своей основной профессии - певцы или танцоры. Они превращаются то в сельских жителей, то в фашистов, то воссоздают воспоминание о довоенной жизни...Что касается сольных партий, многие из них - не только большая и честная работа, но и настоящая творческая удача.

А композитор Андрей Кротов, сравнивая новосибирскую и северскую постановки, заметил:

- На мой взгляд, северский спектакль получился более «драматическим». Ксения Торская сумела максимально «вытянуть» из артистов драматическую составляющую. Вообще, меня северские исполнители приятно удивили. Не секрет, что даже самые хорошие вокалисты не всегда владеют актерским мастерством. А здесь настолько все гармонично!

Ксения Торская работала над постановкой с уже проверенной командой: главным дирижером Северского музыкального театра Владимиром Сапожниковым, художником по свету Наталией Гара, с питерцами Дарьей Тарасовой (художник-постановщик) и Дмитрием Устюжаниным (балетмейстер-постановщик). Пластическое решение образов, вставные хореографические номера придали своеобразие действию, сделали его более объемным. Особо хочется сказать о сценографии спектакля. Оформление сцены весьма лаконично. Самой функциональной и говорящей деталью являются пять (по числу героинь) гигантских белых рубах, уходящих под колосники. Это и исподние солдатские рубашки, и стволы берез в лесу... И, наконец - души девчонок-зенитчиц, по очереди стремительно взмывающие ввысь в луче света после гибели каждой из них. Все это в сочетании с музыкой, очень разной, но запоминающейся, «хитовой» в хорошем смысле этого слова, создает трагичное и в то же время очень светлое настроение.

Премьера по достоинству была оценена зрителями, для многих стало открытием, что спектакль «А зори здесь тихие» может быть и музыкальным, причем таким органичным, не вызывающим внутреннего противоречия. А совсем недавно постановка получила приглашение на театральный фестиваль закрытых городов ГК «РОСАТОМ», который состоится в конце апреля в городе Озерск Челябинской области.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.