"Нежность, или Воспоминание о счастье" (Нижний Новгород, независимый театральный проект "Крупный план").

Выпуск №9-10 - 179-180/2015, К 70-летию Победы

"Нежность, или Воспоминание о счастье" (Нижний Новгород, независимый театральный проект "Крупный план").

Эта нижегородская премьера независимого театрального проекта «Крупный план» состоялась при поддержке Союза театральных деятелей России.

Жизнь, Любовь, Смерть - их напряженный конфликт образует драматургический треугольник всех времен. Но время войны делает его эмоциональную геометрию особо острой, пронзающей. Прекрасно понимая это, режиссер Владимир Кулагин обратился в своей новой работе к литературе, посвященной Великой Отечественной. Произведения Геннадия Алексеева, Бориса Васильева, Вячеслава Кондратьева, Михаила Рощина, песни, навеянные той страшной порой или овеянные ее вихрями, стали материалом для авторского моноспектакля. Казалось бы, суровая проза суровой эпохи, однако свою драматургическую импровизацию «по мотивам» создатель назвал неожиданно - «Нежность, или Воспоминание о счастье».

Кроме желания отдать благодарный поклон нынешнему юбилею Победы, Владимира Анатольевича явно влекла задача постичь трагедию человека, брошенного лихолетьем в силовое поле рокового треугольника Жизнь-Любовь-Смерть. В отличие от постмодернистов, которые поспешили бы извлечь из подобной этико-эстетической ситуации максимум антиэтичного и антиэстетичного, он вдохновлен иным. Тем, в чем убежден подлинный гуманист: в пучине отчаяния, на грани бытия порой еще ярче отблеск неистребимой духовности. Не пафосной, под звуки фанфар, а той, что негромко являет себя в любви. Чувстве, которое пробуждает способность человека нежно, самоотверженно прирасти своим «я» к другому. Как умеют особенно женщины. И спектакль (подкрепляя конструкцию треугольника) показывает три стороны военной женской судьбы. Получить похоронку на мужа, умереть в блокадном Ленинграде в грезах о самом дорогом существе, помнить о навсегда похищенном врагом семейном счастье и быть готовой отомстить за утрату. Такое трио потерь, оставаясь разнохарактерным, должно сливаться в нечто стройно звучащее, славящее Жизнь и Любовь вопреки Смерти. Этого и стремился достичь автор спектакля вместе с единственной исполнительницей - актрисой Нижегородского академического театра драмы Натальей Кузнецовой.

Их тандем образовался еще на рубеже веков. Молодую актрису Владимир Кулагин привлек тогда к созданию моноспектакля «Запев мадонны с Пинеги» по прозе Федора Абрамова. Первый творческий опыт дуэта оказался настолько удачным, что собрал множество наград, фестивальных премий, лестных эпитетов знатоков в адрес и мастеровитого режиссера, и яркой исполнительницы. Сколько лет прошло, а «Запев» по-прежнему пленяет не только публику, но и авторитетнейших критиков гармонией, выразительностью, красотой подачи прекрасного слова, а главное - высотой смысла, раскрытого самыми достойными сценическими средствами в достойной литературе.

Ее проникновенно любит, в ее запасниках ищет созвучия своим нынешним думам Владимир Кулагин. Среди почти ста премьер, выпущенных режиссером в разных городах на различных подмостках, спектакли, сочиненные по пьесам Максима Горького, Александра Володина, Теннесси Уильямса, Эдварда Олби и других классиков ХХ века. По такому камертону точно и тонко умеет настроить свое взаимодействие с современным залом через талантливых современных исполнителей Владимир Кулагин. Старомодно? Кто-то и так оценит подобное творческое кредо. Но своего благодарного зрителя нижегородский режиссер не утрачивает, хоть и редко (увы, увы!) выпадает возможность посмотреть его работы. А они зачастую камерные или моно. Конек этого режиссера - интимная исповедальность. Вот и свой 65-летний юбилей он отметил ныне с «Нежностью». Новый его спектакль - еще один опыт освоенного искусства собеседования с человеком в зале накоротке, от сердца к сердцу. Хотя на этот раз задача, пожалуй, более сложная, чем прежде. Из жанрового поля драмы, в котором режиссер и актриса что в родной стихии, материал потребовал выхода в сферу трагедии. Туда, где правят законы иной выразительности - менее бытовой, с большей степенью метафоричности. В «Нежности» такой выход - на драгоценный шажок - случился, думаю, в центральной части триптиха. Удивительный верлибр Геннадия Алексеева приводит нас к ложу умирающей блокадницы, а повествует, причем с ранящей трепетностью, о соперничестве-соратничестве Любви, Жизни и Смерти на ниве бытия. Трагичная, но при этом такая простая возвышенность свободного стиха Геннадия Алексеева в его сентиментальной поэме «Жар-птица» обернулась, благодаря мастерству режиссера и актрисы, и свободой сценического «дыхания». Наталья Кузнецова не просто психологически убедительна. При минимуме режиссерских «подпорок» - всего лишь своими точно отобранными вместе с мастером интонацией, жестом, взглядом - актриса погружает нас в трагедийную поэтику, страстную и беззащитную, ранящую и целебную. Так что вся пирамида драматургической композиции премьеры стремится к вершине катарсиса.

Две другие женские истории остаются у подножия этого пика. Пока. Ведь новый моноспектакль только начал свой путь, будет жить, набирать силы на встречах с публикой (чаще бы такие случались!), пополняться энергией во всех своих составных. По крайней мере, от души желаешь этого двум его неординарным и профессионально честным «родителям» - режиссеру Владимиру Кулагину и актрисе Наталье Кузнецовой.

 

Фото Дмитрия ПОНОМАРЕВА

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.