Война и люди. Опера "А зори здесь тихие..." (факультет музыкального театра РУТИ-ГИТИС)

Выпуск №9-10 - 179-180/2015, К 70-летию Победы

Война и люди. Опера "А зори здесь тихие..." (факультет музыкального театра РУТИ-ГИТИС)

В преддверии 70-летия Великой Победы студенты Ш курса Мастерской профессора А. Бармака (Факультет музыкального театра РУТИ-ГИТИС) сыграли на сцене учебно-театрального комплекса, что в Новых Черемушках, спектакль по мотивам оперы Кирилла Молчанова «А зори здесь тихие...», созданной в свое время на основе одноименной повести Бориса Васильева.

Повесть давно стала культовой. Сценическая ее жизнь длится многие десятилетия, начавшись обжигающе страстной постановкой Ю. Любимова и Д. Боровского в театре на Таганке. Музыкальные театры тоже к ней обращались. Опера К. Молчанова на сцене ГАБТ СССР являла собой строгий и торжественный мемориал. Другие, более поздние ее воплощения отражали текущие житейские настроения: прологом основного сюжета, к примеру, становилась смута «лихих 90-х».

Спектакль студентов ГИТИСа в режиссуре профессора Александра Бармака (режиссеры М. Фейгин и О. Фомичева) строится на доверии творческой природе произведения К.Молчанова, специфике его лирических интонаций, самого поэтического строя повествования. А. Бармак создал новую редакцию либретто, отказавшись от излишних бытовых подробностей и несколько иллюстративных картин воспоминаний героинь о мирной жизни, тоже затягивающих действие. Получилась краткая, но насыщенная чувствами и смыслами лирическая новелла. Нет в новой версии и назойливой оркестровой патетики. Напротив, большая часть оперы исполняется под рояль (концертмейстер Т. Мансуров), что придает звучанию особую чувственность и глубину.

Песенно-романсовая структура музыкальной драматургии «Зорь» помогает истории подвига юных зенитчиц развиваться интимно, человечно и задушевно, без показной сентиментальности и однозначности. Зрители тоже легко и увлеченно ориентируются в этой мелодической фактуре, успевают прочувствовать балладный ее стиль.

В оперной версии сюжета, в отличие от повести, героинь четверо. Прозрачную ясность чувств и надежд девушек отражает «квартет поэтов»: стихи Блока, Гудзенко, Симонова и Твардовского в форме романсов или интимных высказываний пронизывают действие, создавая его драматический, философский и гражданский колорит.

А сохранившиеся в спектакле житейские темы тоже окрашены лирикой, поэтичным дыханием юности.

Каждая героиня на войне живет упрямой памятью о своей мирной жизни.

Со стихами любимых поэтов до смертного часа не расстается хрупкая Соня Гурвич - Василина Дайнека. Беззащитный очкарик, она, как птаха малая, упрямо «чирикает» что-то свое, широко открытыми глазами всматриваясь в слепящую тьму, погибая где-то за сценой, словно античная героиня. Слепящая тьма определяет трагический образ сценической среды (сценография А. Бармака и М. Феклиной). Пространство леса, пронизанное тонкими белыми струнами, кажется, само несет в себе опасность, нервное напряжение, провокацию и неизбежную смерть. Лиза Бричкина (Екатерина Селиверстова), наивно и радостно влюбленная в Васкова, гибнет, запутавшись в этих струнах, которые кажутся устрашающе звонкими и безжалостно острыми. Деревья смотрятся колоннами разрушенного храма. На их фоне особенно трагично воспринимается тайная, так и не расцветшая любовь Лизы, сама ее несостоявшаяся жизнь, уничтоженная войной.

Однако судьба каждой из девчат так или иначе состоялась. Глубоко частная, но героическая. Поэтому в опере одинаково судьбоносно звучат народные песни, спетые девушками под настроение, и цитаты из хорала Генделя, возникающие в моменты особенно патетические. Строго следуя Уставу, бесстрашно живет на войне помком взвода сержант Кирьянова - Александра Стрельцова. Ради жизни любимого сынишки, спрятанного в деревне неподалеку, воюет благородная и смелая Рита Осянина - Светлана Кузнецова. Бесшабашная красавица Женька Комелькова (Мария Бойко) все происходящее воспринимает сквозь призму романтики, но еще в самом начале событий поет знаменитый романс «Жди меня», явно адресуя его конкретному человеку.

Самым значительным героем становится в спектакле старшина Федот Евграфович Васков в проникновенном и мужественном исполнении Сергея Кузьмина. Молодой артист не только хорошо владеет своим красивым голосом. Его объемный, свежий, плотный бас звучит органично, без академического занудства. Больше того, молодость полезно проявляется в оттенках характера героя, добавляя обаяния и юмора его смущению перед девушками, оказавшимися под его началом. Федот Васков живет ответственно, стараясь соблюдать ощутимые им лишь интуитивно этические нормы. В отношениях с девчатами он деликатен без назидательности. Движим старшина, по сути, двумя чисто русскими чувствами - заботой и жалостью. Чувства эти, не растраченные когда-то на потерянного сына, Федот щедро отдает своим юным подопечным. А в предлагаемых обстоятельствах войны ему хватает природного внутреннего покоя человека, готового делать, что должно.

В финале зрители видят Васкова, Осянину и Комелькову напряженно застывшими перед последним боем. Жизнь девушек, мы помним, оборвалась на взлете. Сюжет спектакля, однако, завершается не сразу. Еще один трагический его всплеск - явление простоволосой босой женщины в белой рубахе. Похожая на лесную отшельницу, вдова Полина (Надежда Астахова) несколькими строками народной песни, похожей на поминальный плач, возвышенно и вдохновенно подводит безжалостный итог.

А зрительская память возвращается к прологу, когда потерявший боевых соратниц старшина каялся перед самим собой: «Я знаю, никакой моей вины \...\ И все же, все же, все же...»

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.