Так держать! (Уссурийский театр драмы им.В.Ф.Комиссаржевской)

Выпуск №9-10 - 179-180/2015, К 70-летию Победы

Так держать! (Уссурийский театр драмы им.В.Ф.Комиссаржевской)

Давно слежу за творческой жизнью Уссурийского театра драмы имени В. Комиссаржевской. Помню весьма печальное время, когда театр этот был забыт Богом, зрителями и критикой. Нынче стучу по дереву, плюю через левое плечо, какие там еще есть приметы, чтобы не спугнуть удачу, у нас, суеверных людей... Каждый раз жду приезда в город, твердо надеясь, что меня ждет встреча с интересными спектаклями. Надежды чаще всего сбываются. Согласитесь, только верящий в свои силы коллектив поставит за один сезон такой мощный материал, как гоголевский «Ревизор» и лермонтовский «Маскарад».

И вот две последних премьеры театра: Владимир Гуркин «Саня, Ваня, с ними Римас», Владимир Зуев «Мамочки», две драмы. Когда многие уверены в том, что нынче зрителю нужна только комедия, советую им посмотреть на почти полный зрительный зал комиссаржевцев. Взволнованные лица, абсолютная тишина, многие не скрывают слез, а в конце дружно встают. И я была далеко не на первых представлениях.

Итак, по порядку. Владимир Гуркин давно известен зрителю по отличному фильму «Любовь и голуби», снятому по его сценарию. Понятно, что автор знает и чувствует быт и нравы российской деревни. Естественно, это знание проявилось и в его «Сане, Ване...». Действие пьесы охватывает несколько лет: первый акт - начало Великой Отечественной войны, второй - через 5 лет после ее окончания. Герои стареют почти на 10 лет.

В спектакле нет увлечения бытовыми подробностями. Режиссера Станислава Мальцева и художника Светлану Зарубину волнуют человеческие судьбы в горниле войны и связи человеческой судьбы с судьбой страны. Простая и образная сценография: тропа, дорога, а точнее, мостки (так их называют на Севере), сложенные из досок, бревен, уходящие снизу вверх. По этим мосткам-дорогам мужики пойдут на войну, герой вернется из далеких далей, а для баб - это привычный тяжкий путь на лесоповал... А еще большая пустая рама, и прозвучит голос Сталина с его знаменитым обращением к братьям и сестрам в начале войны, и экран в этой самой раме заполнят многочисленные фотографии тех, кто одолел ее. И эта рама будет восприниматься как стены дома, потом бани, да мало ли какие еще у нее будут функции.

Интересны и психологически точны взаимоотношения героев спектакля. Не коснулась пока этой деревни война, а они все молоды и полны задора и юмора, и шутки их просты, без пошлости и манерности, и в бане мужики парятся с удовольствием, а бабы привычно делятся семейными проблемами. И трогательна, и смешна одновременно сцена прощания Сани и Вани, когда провожает она любимого мужа на войну. И как хороши внешне, и как неоднозначны герои в прекрасном исполнении Анны Александровой и Сергея Солянникова. Как точен Борис Бехарский в роли немногословного, замкнутого, честного милиционера, прибалта Римаса. Интересный прием предложил режиссер актрисе Елене Оноприенко: она играет в первом акте Софью, а во втором - свою подросшую дочь, и актриса находит интересные краски для той и другой. Одним словом, не стоит выделять особо кого-то из актеров, потому что существует ансамбль, потому что все они нутром, нервами проживают непростую жизнь своих героев. Отсюда и пронзительный, берущий за сердце финал спектакля: становятся лицом к зрительному залу актеры, и в руках у них не бутафорские, а реальные фотографии их родных и близких, погибших в Великой Отечественной войне. Да, это решенный театральными средствами Бессмертный полк, и нет, наверное, человека, которого бы не волновало его скорбное шествие...

А потом были «Мамочки» - драма о том, как разные матери, из разных уголков России в наши дни отправляются, как принято говорить, в горячие точки, чтобы найти своих мертвых сыновей, увезти их тела и похоронить на родине. И поразительная в своей скупости и точности сценография: пустое, необжитое пространство, в котором расставлены в два яруса железные, ничем не покрытые кровати, а на переднем плане ящики из-под снарядов - они же нехитрые столы и хранилище скромного скарба женщин. А позади какая-то изломанная небольшая железная конструкция, остов чего-то после попадания снаряда. Сценография Николая Чернышова и выстроенная им же с точностью до секунды выразительная световая партитура (не такая уж частая гостья в периферийном театре). Все это создает нужную атмосферу, может быть, непривычную для зрителей, но помогающую им войти в тревожный неуют, в далекую, слава Богу, от нас реальность. И каждый день, как на привычную работу, отправляются матери раскапывать могилы в поисках тел своих сыночков. А в ночных видениях сыновья приходят к матерям и вспоминают с ними свое детство, свои шалости, и просят прощения. Надо отдать должное режиссеру Денису Малютину, который сумел избежать главной опасности, подстерегающей театр в подобных сценах, избежать слезливой сентиментальности. И сыновья, веселые молодые парни в военной форме, передвигаются странно, не касаясь пола, они как бы перелетают между ярусами кроватей, ведь они из другого мира...

На матерях, женщинах без возраста, серые невыразительные одежды, но когда двое из них погибают, они приходят на встречу с сыновьями в ярких красивых платьях, и предстают перед нами молодые стройные женщины. Да как им не быть молодыми, ведь сыновья-то их в сущности совсем еще пацаны. И нет в спектакле громких слов о чудовищности и нелепости всяческих войн в наше, надеемся, мирное время, и никто не проклинает никого, и нет пафоса и лжи. Кстати, драматург в поезде услышал рассказ такой мамочки о пребывании ее с подругами по несчастью в Чечне, об их многострадальных поисках.

Так что история практически документальная. И мне кажется, где-то, то ли в программке, то ли на афише, то ли в рамках самого спектакля, надо было найти место, чтобы сообщить зрителям, что история, поведанная со сцены, опирается на реальные факты.

Убедительны разные по характерам героини. Простую русскую бабу (она именуется в спектакле Старшенькая, потому как первой здесь оказалась), без ложной аффектации, естественно и в хорошем смысле слова просто играет Анна Коновалова. Неслучайно именно ее бесхитростным монологом - письмом к сыну - заканчивается спектакль. Младшенькая Натальи Остаченовой как будто закована в броню собственного горя, сердце ее окаменело. Может быть, актрисе с режиссером стоит подумать над тем, чтобы придать этой мамочке чуть больше интеллигентности. Самая молодая мамочка Вера, какой ее играет Анна Александрова, несколько не в себе, она не верит в гибель горячо любимого сыночка, постоянно обращаясь к нему как к живому и великое счастье обретает, когда после собственной гибели встречает его. Немногословна, как-то неуклюже боком двигающаяся татарка Роза Ульяны Трофимчук, нашедшая живым в плену свое дитя... Веришь и молодым бесшабашным, но что-то успевшим понять в своей короткой, в общем-то непонятно почему оборвавшейся жизни. Хороши пластичные Сергей Солянников, Денис Оноприенко.

Все актеры искренни, они абсолютно верят своим героям, они - их яростные защитники. И наверное, такой спектакль - это лучшая пропаганда против всех и всяческих войн.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.