Место "Встречи в июне" изменить нельзя

Выпуск № 1-181/2015, Любительские театры России

Место "Встречи в июне" изменить нельзя

Уже тринадцатый год подряд эти встречи происходят в Нижнем Новгороде по инициативе Нижегородского отделения Союза театральных деятелей РФ и Содружества любительских театров «Град Китеж» на сцене Дома актера им. В.В. Вихрова в рамках Фестиваля любительских театров «Встреча в июне».

Фестивальная афиша порадовала и именами М. Горького, А. Соколовой, В. Быкова, братьев Стругацких, Д. Кобурна, А. Витера и Г. Данильевой, обещая разнообразные и познавательные театральные вечера, и разножанровостью. Практически все представленные театральные коллективы нижегородскому зрителю уже хорошо знакомы, что создавало вокруг фестиваля атмосферу доброжелательности, хотя спектакли были очень разными и по актерскому мастерству, и по уровню режиссуры.

Первый фестивальный показ установил высокую художественную планку. Театр «Белый мост» представил поэтический спектакль «Из жизни босой королевы...» в постановке Зои Куликовской. «Сны и молитвы» - так определила жанр режиссер и предложила вниманию зрителя женский во всех отношения спектакль (и авторы, и исполнители - женщины, и разговор был исключительно на женские темы) о драматичной судьбе героини.

Действо заворожило поэтическим слогом Галины Данильевой. «Жизни прошу: снего-снежную зиму, / Моря - до неба и лета - до звезд... / В маленьком домике - струйкою дыма - / Мамину ночь без печали и слез»;«...В грустном саду, на забытых качелях / ветер возносит, любя, / девочку ту, что навстречу метели / вышла из рук октября...»; «Я сегодня, как та волчица, / что дворнягой у двери спала, / а потом - как могло так случиться? - / всю свободу в капкан загнала»... Как эти строки созвучны со стихами Марины Цветаевой, которую Галина Данильева боготворит и творчеством которой живет и дышит. Буквально в каждом слове чувствовался пиетет перед Поэтессой в многочисленных смысловых и поэтических перекличках (Театр «Белый мост» был награжден дипломом фестиваля «За открытие нового имени в жанре поэтического театра»).

У Зои Куликовской потрясающий вкус к поэтическому слову, которое передается и актерам. Она всегда обращается к текстам, которые берут в плен и не отпускают. Поэтому и спектакль получился пленительным стихотворными и сценографическими метафорами, пластическим решением и высокой культурой отношения к тексту. Он забирал все внимание, проникал в душу и становился твоими собственными ощущениями и чувствованиями, переживаниями и радостями. Потому что говорили о до-любви, о первой любви, о любви...

Дерево, как древо жизни, исписанные стихами листки на ветвях, как дар небес, яблоки, как память о родителях... И куклы (автор - Ирина Головина), которыми героиня играла в детстве, и которые в финале стали связующим звеном между прошлым и настоящим.

На сцене две босоногие героини - девочка (Анастасия Новикова) и она же, но в зрелом возрасте (Татьяна Парфенова, награждена дипломом фестиваля «За творческую удачу»). И неспешный рассказ о жизни, о любви, о потерях, о горе, о радости. О Жизни Босой Королевы. Королевы своих чувств, своих мыслей и поступков, своих удач и потерь.

Все начинается с потрясающего танца маленькой девочки, которая неистово кружилась перед окнами тюрьмы, чтобы ее увидел любимый папа. И вдруг пришло понимание, что за каждым окном - чей-то папа. И мир вокруг стал меняться. И мир внутри стал меняться. И этот ребенок взял на себя то, что не прожил отец. Он за него должен долюбить, дорадоваться, дожить. И в финале происходит встреча той маленькой девочки с куклой в руках с самой собой, уже любившей и разочаровавшейся, что-то приобретшей, но многое и потерявшей, с грузом ошибок, потерь и разочарований. И так защемило сердце, что подобного никогда не произойдет в реальной жизни, и никогда ты не сможешь уберечь себя, маленькую, от бед и ошибок.

Актрисы то полностью погружались в поэтические строки, то отстранялись от них. И в такие моменты казалось, что монотонность чтения стиха «обкрадывает» образы, потому что внутренне хотелось многозвучия не только в музыке П. Чайковского, Ф. Листа, И.-С. Баха, П. Де Сенневиля, Р. Клайдермана. Но когда в одной ноте сливалась поэзия и музыка, происходило то, ради чего мы приходим в театр. Это чувство можно назвать по-разному - катарсис, очищение, откровение, прозрение, когда, не отвлекаясь от происходящего на сцене, ты погружаешься в собственные ощущения и переживания, внутренне совпадая с настроением героинь.

«Королевское счастье быть первой / и несчастье - последней не быть...» И пусть эти строки не прозвучали в спектакле, но это стихотворение дало название спектаклю, через который красной нитью прошла мысль, что быть королевой своей судьбы - это и счастье и несчастье одновременно.

Театр «Новая сказка» представил романтическую драму «Фантазии Фарятьева» в постановке Ирины Кучиной и Элины Каржевиной по одноименной пьесе Аллы Соколовой, актуальность которой с годами не теряется, поскольку затрагивает самые больные точки человеческих взаимоотношений. Но вот парадокс: одни говорят, что пьеса о любви, а другие - о тотальной нелюбви, о неумении любить или проявлять свою любовь. Представленный вариант нижегородцев тоже вызвал споры, поскольку каждый зритель отреагировал именно на то, чем полна его душа - любовью или нелюбовью.

Спектакль по актерским задачам и проживаниям получился полифоничным (пять героев - пять внутренних конфликтов) при том, что внешний рисунок был больше похож на балаган, нежели на романтическую драму.

На сцене - пять несовершенств со своим пониманием любви к ближнему и заботы о нем. Мама (Галина Козлова) - типаж мамы-квочки, искренне любящей своих чад Шуру (Элина Каржевина) и Любу (Ирина Шальнова). Но как она навязчива и надоедлива в своей суете вокруг них, как выводит из себя (и зрителя в том числе) своими постоянными «приставаниями» с расспросами и желанием помочь дочерям. Шура-Каржевина - самостоятельная, но пока не состоявшаяся в любви женщина. Резка, груба, раздражительна, иногда даже мало воспитана и может ни с того ни с сего нагрубить малознакомому человеку (в данном случае Фарятьеву) просто за то, что... она ему нравится. Но и у нее в душе есть любовь к некоему Бедхудову. Нехорошему по сути человеку, но... Любят ведь не за что-то. Люба - младшая сестра, современная девушка со своими представлениями о жизни. И она влюбляется. И способна любить. Павел Фарятьев (Иван Скуратов, диплом фестиваля «За творческую удачу») - тот странный человек, вокруг которого и крутится все действие. Он - предмет и любви, и раздоров, и согласия, и несогласия между всеми персонажами. Такой странный человек, увлекающийся другими планетами и разрабатывающий собственную теорию спасения человечества. Чудак-человек. Тетя Павла (Елена Чернова) - живет только заботой о племяннике, весь ее мир - только в нем. Любовь? Да еще какая! Ни много ни мало - жертвенная.

И вот она - точка отсчета: все любят, а любви нет. И не только в этом отдельно взятом квартирном пространстве, но и у соседей, и за стенами этого многоквартирного дома, и вообще на этой планете. Может, только в тех мирах, о которых грезит Павел? И не такой уж он чудак-человек? Ведь Люба почувствовала эту особенность в нем. И потянулась к этому странному человеку, которому все окружающие ставят диагноз шизофрении, и поняла его теорию. И полюбила его. Значит, только в нем и спасение, только он остается чистым в этом мире злобы и непонимания друг друга. Посмотрите вокруг: соседи ругаются (этой руганью начинается и заканчивается спектакль), мы - кричим по поводу и без оного, мы раздражаемся, когда, как нам кажется, вторгаются в наше личное пространство. Мы терзаем друг друга. И в то же время «...все начинается с любви...». В спектакле эти слова звучат рефреном. Мы просто несовершенства, а потому не умеем слушать и слышать друг друга, от чего остаемся одинокими.

Но этот хаос и зашкаливающие эмоции заканчиваются тихим, красивым, романтичным, дающим надежду на то, что все-таки любовь спасет этот мир, финалом. Значит, Фарятьев, даже пережив разочарование в Шуре, не сломается. Не изменит себе. Тем более, что теперь рядом с ним будет Любовь. И вдвоем они обязательно спасут, пусть и не все человечество, но тех, кто рядом.

Еще один спектакль о тотальной нелюбви в одной большой семье показал Театр-студия «ЛГУН». На этот раз коллектив обратился к драматургии Максима Горького и его пьесе «Последние». В версии театра - это жанр трагического балагана под названием «Отец». Педагог студии и режиссер-постановщик - актер Нижегородского театра «Комедiя» Валерий Еруков сделал попытку поставить Горького в непривычном для этого драматурга жанре. В результате большинство из прописанных в пьесе характеров в «балагане» упростились до внешних приспособлений, проявляясь только в мимике, жестах, элементах костюмов или грима, а глубина конфликта ушла на второй план. Но время от времени в «балагане» вдруг игралась потрясающая психологическая сцена, когда из актеров вырывалось глубокое нутро, настоящие чувства и эмоции. Так было в сцене Софьи (Снежана Южакова, диплом фестиваля «За творческую удачу») и Веры (Ксения Маврычева), такое же откровение произошло в финале, когда Софья просит прощения у своих детей. Жалко, что такие сцены можно пересчитать по пальцам. И не актеров в том вина. Просто Горький сопротивлялся жанру балагана и не поддавался эксперименту.

Театр представил полноценную постановку в художественном оформлении (Владимир Дубровский), с интересными музыкальными фрагментами (в спектакле звучат нежные русская и украинская колыбельные), которые все-таки оставляют надежду, что в этих людях еще есть что-то человеческое.

Первое появление героев делало хорошую заявку, но не все, к огромному сожалению, сохранили глубину образов до финала. И все же не будем очень строго судить ребят, поскольку все, что они делают на сцене, они делают искренне. Не боятся вместе с режиссером экспериментировать, берутся за серьезную драматургию (в репертуаре театра пьесы Р. Тома, О. Уайльда, А. Чехова, С. Мрожека, А. Вампилова) и не размениваются на современные комедии-самоигралки. Да, не все удается, но горят любимым делом, прислушиваются к советам и пожеланиям, а значит, в следующей постановке обязательно сумеют избежать серьезных ошибок.

Не все удалось и ребятам из театра-студии «Прогресс», представивших спектакль «Время желаний», поставленный Юлией Мамаевой по пьесе Александра Витера «Станция, или Расписание желаний на завтра» (диплом фестиваля «За творческий поиск себя в этом мире»).

Пьеса, написанная в конце 1990-х годов, и сегодня не утратила своей актуальности в силу тематики. Драматург, а вместе с ним и театр, пытаются ответить на вопрос, что важнее - духовное или материальное? Извечный вопрос, на который человечество будет искать ответ всегда. И каждый из нас самостоятельно делает или будет делать выбор в пользу того или другого. Вот и в этой пьесе три героини, Таня (Юлия Мамаева), Оля (Мария Юрченко) и Ира (Мария Чугрина) попадают в странное место, откуда можно выбраться только при условии, что этого действительно по-настоящему хочешь. И вдруг оказывается, что не так сильно они хотят, поскольку сделать это удается далеко не с первой попытки. А по ходу они рассказывают о своих личных проблемах, рассуждают, что было бы, если бы все наши желания исполнялись, и будем ли мы при этом счастливы. Ответ очевиден - не будем. И те, кто рядом с нами, тоже не будут счастливы. Так что, как ни крути, а этот жестокий и несправедливый мир устроен... правильно.

Эта драматургия вряд ли когда-нибудь перейдет в разряд классики. Да и профессиональный театр она вряд ли заинтересует. Но театры-студии или студенческие театры она привлекает темой и идеей. А если чуть-чуть фантазии в художественном и музыкальном оформлении, может получиться симпатичная постановка, которая найдет отклик у зрителя, что и произошло на спектакле. И пусть исполнителям не во всем хватило актерского мастерства или профессиональной режиссерской руки, но постановка подкупила своей искренностью и откровенностью. Молодежь говорила со старшим поколением о том, что их волнует. Осталось только услышать и понять.

Тему выбора поднял и Большеболдинский народный театр районного дома культуры им. А.С. Пушкина. Притча «О выборе» поставлена по мотивам произведений Василя Быкова (автор сценария В. Шапкин, режиссер - В. Королев).

О Великой Отечественной войне можно говорить громко и пафосно. А можно - тихо, спокойно, отрешенно. Шесть человек оказываются в запертом пространстве у немцев. Бывший учитель - Очкарик (А. Тюрин), Комбат (А. Масленников), Старик (И. Башкиров), Женщина (С. Морщакова), Девочка (А. Гришаева) и Каин (В. Королев), полностью оправдавший свое имя. Они не супергерои, но проверку на человечность прошли, ой, какую жесткую.

Черно-белый спектакль (игрался в черном кабинете при минимуме света) пронзил нестандартностью подхода к рассказу о войне (диплом фестиваля «За самобытное воплощение военной темы»).

Неспешный выход актеров через зал на сцену. В полной тишине они надевают длинные белые рубахи. Как будто проходят обряд крещения и очищения. Только крещения на смерть. Над ними - веревочная петля, как знак, как символ, как метафора. И рассказ о том, что в данный момент их больше всего тревожит. Они не знают, что ждет их через минуту - жизнь или смерть. Но у них есть выбор: станешь предателем - будешь жить, нет - значит, нет. И в этот момент кто-то рассказывает о своей жизни. Женщину тревожит, что делают сейчас ее дети, Девочка задается вопросом, почему ее кот не ест морковку... Мужчины говорят о войне, о долге, о выборе... И делают выбор: одни идут на смерть, а другие, спасаясь, становятся предателями. И сломался тот, от кого этого меньше всего ожидаешь. К слову скажу, что на поклон предатели не вышли - режиссер решил оставить на сцене только чистоту и святость.

О выборе и спасении шел разговор и в спектакле «Трудно быть богом» по мотивам повести братьев Стругацких Театра-студии «Синий краб» в постановке и пластическом решении Елены Шульгиной.

Для этого сложнейшего для сценического воплощения материала режиссером была найдена универсальная форма - взаимопроникновение двух планов - пластического и драматического. Спектакль начинается с завораживающего пластикой и музыкой массового танца. Даже не танца, а некоего сценического действа с красиво и грациозно движущейся массой тел, рук, ног. И потом по ходу действия эта масса будет видоизменяться, выражать гнев, возмущение, ненависть, любовь, нежность. Подчиняться или восставать. Оригинальные костюмы (Фаля Савельева) из стрейчевой ткани с одним удлиненным рукавом, переплетаясь и натягиваясь, создавали эффект клубка, пут, оков, а когда «разрывались», передавали безумное ощущение свободы. И что удивительно - в этой массе были видны лица и глаза каждого танцора! И рождалось ощущение, что перед тобой некое думающее и чувствующее существо (постановка отмечена дипломом фестиваля «За выразительное пластическое решение спектакля»).

И это существо будет задыхаться в собственном бессилии. Оно будет бурлить или плавно двигаться, выражая подчас больше, чем прозвучит в словах главных героев, которые время от времени будут смешиваться с этой массой и управлять ею, но потом опять терять контроль.

Спектакль получился образным и стильным, в чем особую роль сыграла черно-бело-красная гамма в оформлении и костюмах. И над всем этим действом - песочные часы, отсчитывающие время. Каждый их очередной поворот приближал что-то, ту точку невозврата, которую переступив, уже никогда ничего не сможешь исправить. И главные положительные герои - Дон Румата (Максим Львов), Кира (Арсения Рогачева), Будах (Михаил Круглов) и Уно (Виктор Шатилов), пытаясь остановить ход времени, делали все, что было в их силах, дабы спастись самим и спасти то светлое и человечное, что еще было в людях.

И напоследок о постановке - фаворите фестиваля, получившей три диплома - «Лучший спектакль фестиваля», «Лучшая мужская роль» и «Лучшая женская роль». Речь идет об «Игре в джин» Д. Кобурна, поставленной Ириной Кучиной на сцене театра «Листопад».

В спектакле звучит фраза о том, что одним предложением высказана вся жизнь. В отношении постановки можно сказать так: одним спектаклем высказали две судьбы одиноких, несчастных людей, доживающих свои дни в доме престарелых. Дуэт Галины Козловой (Фонсия) и Сергея Новосельского (Веллер) фантастический. Это тот случай, когда режиссер полностью растворился в актерах, выстроив такую монолитную конструкцию, в которой нет ни одной случайной паузы, ни одной неуместной интонации. Много голосовых обертонов, перепадов настроений. А как филигранно выстроено постепенное вхождение в состояние безумия. И чувство меры ни разу не изменило актерам. Действие выстроено по нарастающей, и так грамотно, что актеры лишены малейшей возможности пережать или «перескочить» какой-то фрагмент, увлекшись эмоциями.

Сначала они вызывают жалость (заканчивать жизнь в доме престарелых при наличии детей и внуков как-то не очень комфортно). Но потом понимаешь, что все им воздалось по заслугам. Веллер никогда не смирял свои страсти и не смиряет до сих пор - вон как заводится, когда Фонсия начинает у него выигрывать в джин! За свои страсти он и наказан, но не понимает этого. А Фонсия, разлучив ребенка с его отцом, и сама на старости лет лишилась сына. Оба героя так и не научились любить и прощать.

И вроде бы нет на сцене никаких режиссерских или актерских «кульбитов». И вроде бы одни статичные сцены (практически все время сидят за столом с картами), а такое ощущение, что по сцене проносится вихрь. И вроде бы постоянные повторы в действии, а каждый раз с новыми интонациями, другими жестами, иными оценками.

Что заставляет Фонсию снова и снова соглашаться на игру, если знает, что Веллер рано или поздно ее убьет? И практически это делает. Но она снова возвращается. И снова садится за стол, беря в руки карты, хотя прекрасно понимает, что игра никому из них не принесет облегчения или удовлетворения: обоих будет угнетать ее выигрыш.

А сколько в спектакле истинно женского кокетства, когда Фонсия прихорашивается и надевает свою лучшую шляпку с вуалью, и даже готова для... поцелуя. И какое переживает разочарование, когда получает этот поцелуй, но только... в лоб! Актриса отыгрывает такие моменты потрясающе. Да и Веллер тоже появляется в костюме и галстуке. Не для себя ведь старается. Хотя прекрасно понимают, что их битва уже проиграна.


Фото автора


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.