Ученик Чародея. Юбилей у Дмитрия Горника (Москва)

Выпуск № 1-181/2015, Юбилей

Ученик Чародея. Юбилей у Дмитрия Горника (Москва)

Его влекло в места, опаленные войной - впрочем, где таких мест нет? Объездив Тбилиси, Баку, Махачкалу, Дербент, он легко согласился на постановку в Грозном. Экстрима было много в жизни театрального и кинорежиссера Дмитрия ГОРНИКА. Мальчик из украинских степей, он все время рвался в какие-то дали. Сначала отправился в Киевский театральный институт им. Карпенко-Карого, но к концу учебы «заболел» жаждой новых дорог и знаний. Так он оказался в Москве, у того человека, который перевернул его жизнь своей знаменитой книгой «Репетиция - любовь моя». Как много театрального народа были этой книжкой опалены и спасены, сколько воздуха, свободы, изысканной художественной культуры было в этом вызове.

И Горник его принял, откликнулся всей своей сутью. Вплоть до самой трагической смерти режиссера он оставался верным и глубоким учеником, навсегда признав в нем самого главного Учителя своей жизни. БРЗ Театра на Малой Бронной, где ворожил Эфрос, где репетировал со студентами и актерами Грибоедова и Гоголя, Арбузова и Мольера, Уильямса и Шекспира, стал местом профессионального и духовного рождения Дмитрия Горника.

Его ассистентской практикой оказались «Три сестры» - спектакль, который в начале 80-х Эфрос вновь поставил на Малой Бронной. Диплом был предрешен - «Мой бедный Марат» под руководством Эфроса там же, в Театре на Малой Бронной. Но вокруг Эфроса плелись интриги, он не смог пробить постановку, и Горник рванул в Читу - ставить дипломный спектакль по пьесе А. Ремеза «Выпускники».

Потом были годы интенсивной работы в кино, прежде всего - на фильме Сергея Бондарчука «Борис Годунов», который стал настоящей школой выживания для молодого режиссера, воспитанного в мастерской Эфроса. К концу 80-х он, много познавший, но во многом разочарованный, вновь рванулся к Мастеру, уже в Театр на Таганке, ища духовной поддержки, но Эфрос сам был на краю гибели. В трагическом январе 1987 года скоропостижно скончался у себя дома, с телефонной трубкой в руке...

Горник оказался в пустоте и отчаянии. Его верность Учителю до сих пор поражает всех, кто с ним знаком. Прийти в себя ему помогла поддержка Олега Николаевича Ефремова. Неофициальная стажировка, которую тот ему предложил, дала возможность словно восстать из пепла. Работа с лучшей труппой страны, бок о бок с такой колоссальной личностью, какой был Ефремов, целительно наполнила Горника новой энергией и смыслом.

Он отправился в свой новый путь. Стал энтузиастом создания «Товарищества режиссеров», которое ставило своей целью наладить профессиональный приток режиссуры в театральную провинцию, организовал первый их фестиваль «Рубежи», вернувший память об именах и творениях многих людей русской эмиграции первой и второй волны. Много работал со звездами кино, которые навсегда сохранили ему признательность за то, что смогли вернуться или приобщиться к театру. Людмила Чурсина, Лариса Удовиченко, Стас Садальский, Дмитрий Дюжев... С проектами, созданными в антрепризах, они много путешествовали по миру.

Около 100 спектаклей за эти годы, не считая работ на ТВ - огромный опыт, в котором глубина и точность психологического рисунка соединяется с яркость и современностью концепции. Один из его недавних спектаклей - «Женихи» (2014), поставленный в Рыбинске, анализирует современную гендерную ситуацию. Горник ставит трагикомедию на грани мелодрамы и социальной сатиры. Молодая женщина в его представлении - точно сказочная принцесса, исполненная тоски по настоящему чувству. И хотя в спектакле много эксцентрического, он исполнен глубокого сострадания и почти исповедальной интонации.

Искушенный знаток театрального искусства, сочиняющий свои спектакли то в тишине московской квартиры, среди сотен книг и дисков, то среди птичьего гомона и медового разнотравья, он кажется сегодня настоящим гурманом, поджидающим рождение образов и мелодий. Но в глубине души он по-прежнему - ученик, напряженно и почти мистически внимающий голосу вечности, откуда ему дает уроки его главный Учитель - Анатолий Эфрос. Пусть еще долго длится это общение, которое так обогащает российский театр яркими и глубокими образами.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.