Незнакомый Олег Табаков

Выпуск № 1-181/2015, Премьеры Москвы

Незнакомый Олег Табаков

С годами люди меняются не только внешне, но и внутренне. Одни под прессингом жизни становятся терпимее, мягче, участливее. Другие - наоборот, обретают твердость, застывают, словно лед, который даже при жарких объятиях не тает. Олег Павлович Табаков и поныне в массовом сознании ассоциируется с добреньким дядюшкой Сэмом, в своем кругу с Леликом, в детском - с котом Матроскиным из деревни Простоквашино. За что его и любят, поскольку запасы доброты в людях тают с каждым днем, улыбка заменяется хищным оскалом, и все бегут, бегут куда-то, как будто перед ними вечность.

Обычные зрители, посещающие театр раз в полгода, купив билеты на «Юбилей ювелира» в МХТ, так же были уверены, что праздничное название пьесы Николы МакОлифф не заключает в себе ничего грустного, опасного для пошатнувшейся психики. И, конечно, Олег Павлович своей игрой утешит их, создаст хорошее настроение, и они уйдут после спектакля радостные и довольные. И вдруг!

Это «вдруг» всегда бывает неожиданным, застает врасплох, заставляет перестраиваться, а перестраиваться трудно, тем более думать о самой сложной вещи в этой жизни - неминуемом ее конце. Ну, как же так: ты закодировался на длинную череду лет с помощью чудо-таблеток, а тебе врачи говорят: все - finita, занавес опускается. Как-то негуманно получается по отношению к homo sapiens, и тут юмором не отделаешься, не выпросишь у Бога индульгенцию на дополнительное время среди живых. Но ведь зачем-то Всевышний дал человеку разум? И если прямостоящий, приближаясь к финалу, понимает, что смерть - тоже часть жизни, то должен осознать - он не исключение в круговороте природы, только ее частица, и надо набраться мужества, чтобы принять свой исход со смирением и дать место другим. Об этом еще Александр Сергеевич Пушкин писал: «Тебе я место уступаю. Мне время тлеть, тебе цвести»...

Я не знаю, о чем думал в течение полутора часов Олег Табаков, играя 90-летнего ювелира, решившего во что бы то ни стало дотянуть до юбилея два месяца, но мыслительный процесс был написан на его одухотворенном и спокойном лице. Такого Табакова я не видела давно, а может быть, и вообще не видела, потому что он впервые играл человека, готового держать ответ перед высшим судом, прекрасно осознавая все грехи и обиды, нанесенные близким. Одним словом, его герой как бы проводит «ревизию» внутри себя, но сосредоточиться мешает страшная боль. Раковая опухоль пульсирует одновременно с памятью, и ее заглушает только опиум.

Этот процесс борьбы человека с самим собой, усмирение страха в стареющих клетках сознания, было похоже на битву с непримиримым роком, но рвать глотку, «боксировать» бесмысленно. Во-первых, для этого нет физических сил, во-вторых - нужно сохранять достоинство. По крайней мере, не пугать жену, с которой прожил 60 лет, и не становиться для нее обузой, и потому он приглашает сиделку.

Дарья Мороз играет строгую, сухую молодую женщину, лишенную каких бы то ни было эмоций, так как давно взяла себе за правило - не утешать смертельно-больных, не потакать потоку бесполезных слез, а делать дело: насколько можно, облегчать страдания тех, кому предстоит переселиться в мир иной. Она много чего повидала за 6 лет своей практики, но в этой скромной квартире прежде богатого ювелира не обнаружила ни малейшего намека на уныние, не почувствовала запаха беды, обычно сопровождающего трагедию исхода. Все было так, будто пенсионеры продолжают по привычке тянуть никому не интересное существование, развлекая себя воспоминаниями о прошлом и ценами в ближайшем супермаркете.

Наталья Тенякова представляет отнюдь не старуху (хотя умеет это делать великолепно), а ухоженную, молодящуюся женщину, скрывающую свой возраст и непоколебимо стоящую на своем. Самое интересное - ни она, ни он не горюют об утраченном положении в высшем обществе. Как, впрочем, и о ювелирной мастерской, которую обокрали. Будто ничего не было, есть только данный момент и им надо довольствоваться. Кроме того, героиня Теняковой уверена - старые родители не должны быть обузой для взрослых детей. Поэтому супруги не просят помощи у единственного сына, занимающегося разведением овец в Новой Зеландии, даже не сообщают о смертельной болезни отца. А зачем? И тут что-то не сходится, а может быть, сходится в предлагаемых обстоятельствах публичного одиночества, где даже родственные связи утратили свою ценность. Впрочем, это не так уж важно было ни драматургу, ни режиссеру Константину Богомолову, просто факт остается фактом и с ним приходится считаться, как это не грустно и не гуманно.

Главная сверхзадача спектакля заключалась в другом - насколько мечта о желанной встрече, преследующая бесконечное число лет, способна задержать человека у последней черты. И так уж сильна магия памяти, способная обмануть прогнозы врачей, чтобы выбрать свою счастливую смерть. Казалось бы, такое невозможно... А может быть, возможно? 60 лет назад начинающий ювелир оказался в Букингемском дворце накануне коронации юной претендентки на трон, чтобы проверить состояние английской короны и совершенно неожиданно встретился с ней. Ради этого эпизода картинка на четырех мониторах, изображающая крупные планы «троицы» меняется, и на них появляются, будто выплывая из небытия, две фигуры - молодого ювелира и прелестной наследницы. Было ли так на самом деле, в чем сильно сомневается хозяйка дома, - большой вопрос. Но она точно знает: именно ее любил мечтательный супруг всю жизнь и до сих пор продолжает верить, что королева сдержит давнишнее обещание и придет на юбилей, что фактически и дает ему силы продержаться два месяца. Ну, а если чуда не произойдет, то ювелир умрет несчастным. И тогда жена, рассчитывая на плохое зрение мужа, является в облике постаревшей королевы, и между ними происходит самый тонкий, самый безвинный диалог, но сколько в нем трепета, скрытых чувств, по-прежнему хранимых на дне души. Ряженая королева покидает счастливого ювелира, согласившись принять изготовленное для нее ожерелье. Все, мечта исполнилась, а значит и смерть можно принять как подарок.

В итоге получился удивительно мудрый и теплый спектакль, с удивительно трепетными тремя характерами, сведенными режиссером Богомоловым к горящей свече человеческой жизни.


Фото Е. Цветковой и О. Черноуса

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.