Кумир / Елена Камбурова (Москва)

Выпуск № 1-181/2015, Лица

Кумир / Елена Камбурова (Москва)

Я помню этот голос с ранней юности, когда слушала его на любительских магнитофонных записях и полностью растворялась в непривычных модуляциях, интонации, переходах и - в той высокой ноте, что делала каждую песню полноценным спектаклем.

А увидела едва ли не впервые Елену Камбурову на одном из юбилейных вечеров Ленинградского АБДТ, носившего тогда имя Максима Горького, в «предбаннике» кабинета Георгия Александровича Товстоногова, где они с Владимиром Дашкевичем отдыхали после выступления. Именно на том вечере я впервые услышала блоковский «Балаганчик» и увидела тоненькую юную женщину в брюках и сюртуке, с длинной рыжеватой челкой, из-под которой горели, страдали и манили наполненные болью и страстью глаза. И больше всего на свете захотелось встать перед ней на колени, поцеловать руку и сказать, что она - мой кумир навсегда.

Но разве можно настолько поддаваться чувству и позволить себе подобный пафос?

А эмоция осталась и укрепилась за прошедшие десятилетия - других подобных кумиров в моей жизни не случилось. Нет, конечно, доводилось увлекаться и другими исполнителями песен, но равных Елене Камбуровой для меня не было и нет.

Уникальная драматическая (даже - трагическая) актриса, обладающая каким-то фантастическим голосом и умеющая все вокруг себя волшебным образом превращать в Театр, причем, в Театр совершенно особого рода - мгновенно проникающий в душу слушателя той болью и радостью, тем страданием и выходом в очищающий свет, которым наполнена сама Елена Камбурова. Недаром Булат Окуджава отмечал в ней «счастливое сочетание ума, вокала и таланта». Я бы добавила к этому еще и забытое, утерянное сегодня понятие «интеллигентность», которое ей чудом удалось сохранить...

Это так естественно, что ей тесен оказался «театр одного актера», что много лет она мечтала о создании коллектива, который полностью разделил бы ее идеалы, ее высокое служение.

И вот 23 года назад возникло на карте Москвы поистине уникальное создание - Театр музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой. Здесь все по-домашнему просто и, одновременно, возвышенно: картинки на стенах крошечного фойе, плюшевые, фарфоровые и деревянные игрушки, многие из которых помнятся зрителям с детства, фотографии тех, кто особенно дорог Камбуровой, - Булата Окуджавы, Юрия Левитанского, Давида Самойлова и других, тех, чья поэзия стала для нее вечным, не меняющимся с течением времени, источником вдохновения, любви, памяти... В трех маленьких залах этого театра чувствуешь себя, словно в другом мире, потому что каждый спектакль пронизан тем ощущением, в котором Елена Камбурова однажды призналась: «Иногда одна песня может сказать больше, чем целый спектакль. Я верю в песню, в то, что в высшем своем звучании она способна привести к катарсису».

И к нему приводит каждый спектакль, даже если Елена Камбурова появляется всего лишь на миг в финале, как в «Каплях Датского короля», или не появляется вообще, потому что в своем театре она создала удивительную атмосферу, в которой Музыка и Поэзия неотделимы друг от друга, а завораживают именно своей целостностью, идеей служения этим музам верой и правдой.

Елена Камбурова лишена режиссерских амбиций - в ее театре ставят спектакли те, кто настроен на одну волну с ней, кто дышит одним с ней воздухом: Иван Поповски, Олег Кудряшов, Ольга Анохина, Александр Пономарев; здесь показывает свои спектакли «Маленький театр Елены Трещинской «1 человек + 200 кукол», играет свои замечательные поэтические программы Антонина Кузнецова. Здесь рождаются удивительные фантазии на музыку Вивальди, Баха, Чайковского, Гайдна, Пьяццоллы, Шумана, Шуберта, советских композиторов... Здесь Елена Камбурова невероятно сильно играет Антигону в греческой трагедии, поставленной Олегом Кудряшовым, «ведет» спектакль «Снился мне сад...» и проявляет себя бесконечно разнообразно и ярко во всем, что делает.

И за всем ощущается сильная, незаурядная и бесконечно привлекательная Личность - с устоявшимися принципами, с верностью людям и идеалам, с пожизненными пристрастиями в музыке, поэзии, человеческих проявлениях.

... Незадолго до юбилея Елены Камбуровой состоялся ее сольный концерт в Зале им. П.И. Чайковского. Зал был переполнен, несмотря на обрушившийся на Москву ливень, не только давними преданными поклонниками актрисы, но и совсем молодыми людьми, после каждой песни-спектакля стремившимися к подмосткам с цветами - от скромных милых букетиков васильков до пышных букетов роз, лилий, пионов. Вся щедрость лета искрилась на сцене, словно подтверждая название концерта, взятое из строки Юрия Левитанского: «Жизнь все равно прекрасна». И после с большим вкусом составленной программы, куда вошли песни Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого, Владимира Дашкевича и Исаака Шварца, Олега Синкина (постоянного соавтора Камбуровой, изумительного музыканта), Ирины Богушевской и других, это ощущение «прекрасной жизни» соединяло людей так, как вряд ли может соединить что-либо еще.

И, надо признаться, с таким же ощущением чистоты и света покидают после каждого спектакля театр его зрители. Знаю это по себе: однажды забыла, в какую сторону мне идти, чтобы добраться до дома, настолько была переполнена ощущением чуда и счастья...

Мудрость гласит: не создавай себе кумира. Наверное, это справедливо, потому что искусственно создать ничего нельзя; кумиры рождаются сами по себе и сопровождают тебя на протяжении всей жизни.

Только в этом случае они - настоящие.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.