Театральная магистраль - 2. Маршрут проложен правильно

Выпуск № 2-182/2015, К 70-летию Победы

Театральная магистраль - 2. Маршрут проложен правильно

В 2014 году по инициативе кафедры театрально-зрелищного искусства Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма МК РФ (АПРИКТ) на театральной карте Москвы появился Всероссийский фестиваль-практикум «Театральная магистраль». Прошел год и - новая встреча. На этот раз посвященная 70-летию со Дня Победы в Великой Отечественной. «Эхо Великой Победы» - под таким названием были объединены спектакли фестиваля из Москвы, Кудымкара, Бугуруслана и Бугульмы.

В рамках «Театральной магистрали» традиционно прошли мастер-классы. Встречи с заслуженным деятелем искусств РФ, профессором Московского государственного института культуры, председателем жюри Александром Говорухо были посвящены «Теории и практике режиссуры в современной театральной жизни»; с кандидатом искусствоведения, преподавателем Высшей школы сценических искусств Аркадия Райкина, театральным критиком Андреем Порватовым - «Современному театру и художественной проблематике»; актриса и режиссер Ольга Горлова провела тренинг «Сценическая речь», а в один из дней состоялся круглый стол «Встреча с драматургами», в котором приняли участие Виктор Попов и Олег Чернигов.

Тема войны - одна из немногих, которые близки каждому из нас. По статистике, в нашей стране нет ни одной семьи, которой так или иначе не коснулась бы Великая Отечественная. О ней пишут книги и музыку, снимают фильмы, рисуют картины, ставят спектакли. На сегодня - это огромный культурный пласт, к которому постоянно обращаются люди творческие. Кто-то идет по пути переосмысления, кто-то - иллюстрации. Но результат всегда цепляет за живое, что подтвердил фестиваль «Театральная магистраль».

Все спектакли перекликались поэтическими строками, музыкальными фрагментами и художественной составляющей (военная форма, ситцевые платья, беретики, платочки, белые носочки, реквизит). И эти совпадения стали символическими мостиками, которые объединили все представленные постановки в одно масштабное полотно.

Пожалуй, больше всего таких совпадений было в музыкально-поэтических постановках Московской театральной школы Олега Табакова («Без оправданий»), Драматического театра «Трувер» («Поклонимся великим тем годам») и Театра-студии АПРИКТ («Увенчаны славою бранной»), который и открыл конкурсную программу.

Режиссер и исполнитель Ольга Горлова - актриса высочайшей сценической и внутренней культуры. Каждая ее творческая работа становится исповедью и откровением, поскольку она всегда очень тщательно подбирает драматургический или литературный материал. Не стал исключением и спектакль «Увенчаны славою бранной», в котором были объединены ставшие уже хрестоматийными поэтические строки Роберта Рождественского («Война»), Константина Симонова («Открытое письмо»), Александра Галича («Баллада о вечном огне») и др. с прозой Павла Поляна («Свитки из пепла. Еврейская "зондеркоммандо" в Аушвице-Биркенау и ее летописцы»), Ицхака Каценельсона («Сказание об истребленном еврейском народе») и документальными материалами, раскрывающими одно из самых страшных преступлений в истории человечества, - Холокосте.

Пустое черное пространство. Приглушенный свет. Глаз актрисы практически не видно. Но через какое-то время понимаешь, что главное - Голос и Текст. И от того и другого - мурашки по коже. Стихи, проза, документальная статистика и вдруг - строки из писем бабушки и дедушки Ольги, придавшие постановке личностный характер. Пожалуй, именно в этот момент произошло то, ради чего мы приходим в театр, - откровение и осознание, что каждый из нас к увиденному и услышанному имеет непосредственное отношение, что это не просто история нашей страны, а истории наших семей.

В основе уже упомянутого спектакля «Без оправдания» (режиссеры М. Зорина, М. Гарсия) - произведения Константина Симонова, Ольги Берггольц, Булата Окуджавы, Вероники Тушновой, Давида Самойлова, Зинаиды Гиппиус. От имени своих сверстников (и от своего) молодые актеры говорили о любви, которая в самые трудные минуты спасала от духовной и физической гибели, о выборе, о войне, о том, что нет оправданий предательству. Ни в жизни, ни в смерти. Актерское проникновение в тему и судьбы героев были настолько сильны, что зритель поверил - эти девчонки и мальчишки завтра могут пойти в бой. И не предадут. И будут верными друг другу до конца.

Александр Алпатьев объединил произведения Константина Симонова, Александра Твардовского, Расула Гамзатова, Владимира Высоцкого, Анны Ахматовой и многих других в музыкально-драматический спектакль «Поклонимся великим тем годам», внутри которого выстроил оригинальную сюжетную любовную линию. Он (Александр Алпатьев) и Она (Ирина Григорьева) в разных эпизодах становятся Солдатом вермахта и Десантницей, Рядовым и Старшиной автобата, Корректировщиком огня и Призраком из небытия, а в некоторых самими собой - Александром и Ириной.

К огромному сожалению, постановщик немного увлекся бытовыми подробностями и переодеваниями и не во всех сценах выверил музыкальные фрагменты по громкости, длительности и ритму, вследствие чего частично пропадал текст, но при всем этом актеры были очень правдивы и искренни в своем отношении и восприятии литературного материала.

Подобные несовпадения поэтического текста и музыкального материала были и в постановке Авторского театра Олега Чернигова «Теркин - русский герой». Отрывки из поэмы Александра Твардовского режиссер соединил военными песнями группы «Любэ». Одно с другим не совпало по ритму. Порой казалось, что актерам каждый новый эпизод приходится внутренне начинать «с нуля», потому что набранную в предыдущем отрывке эмоциональную планку музыка «сбивала». При этом именно такое сочетание понятно: постановщик сделал спектакль для всех поколений - и для старшего, зачитывающегося Твардовским, и для тех, кто о войне знает, возможно, только из этих же песен. И этот ход действительно срабатывает - молодые зрители, подпевая знакомым словам, начинают слушать литературный материал!

На это же «работает» и еще один режиссерский ход. Три персонажа (В. Бабаев, С. Фоминцева, О. Зиновьев) являются героями трех войн - Отечественной, Афганской и Чеченской (они и одеты соответственно, и сами себя представляют). А общее у них то, что на каждой войне найдется свой Теркин - герой на все времена.

Жанр драмы на фестивале представили спектакли Бугурусланского драматического театра им. Н. Гоголя («Цвет надежды»), Бугульминского русского драматического театра им. А. В. Баталова («Прикосновение») и совместный проект коллективов Московского государственного театрального техникума им. Л. Филатова, Московского мюзикл-театра «Монотон» и Буинского драматического театра («А зори здесь тихие...»).

Постановщик Алексей Козлов и режиссер Марина Зырянова предложили непривычное изложение повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...», в котором героини рассказывают свои истории от третьего лица.

Здесь уже можно говорить о художественном (художник Ирина Миронова) оформлении. Четыре столба - четыре зенитных орудия, развешенные между ними простыни - и вот девчонки уже плещутся в бане, а деревянные поддоны перед сценой стали болотом и топью, где совершают переход главные герои, и где гибнет Лиза Бричкина (Екатерина Александрова). Эти сцены интересно решены пластически (хореограф Павел Соколовский). В музыкальном плане была некая повторяемость и предсказуемость, когда через определенные временные промежутки на сцену выходили все участники спектакля и пели хором а-капелла.

К чести молодых актрис скажу, что все они справились с художественной задачей, хотя материал достаточно сложный и уже хрестоматийный. Тем более, что не провести аналогий со знаменитым фильмом Станислава Ростоцкого просто невозможно. И девчонки в этом сравнении не проиграли. Они существовали в других условиях - немного очуждаясь от персонажей. С одной стороны, это облегчило им задачу - дистанцируясь, нет необходимости в перевоплощении, но тогда нужны точные оценки героинь и событий, харАктерные нюансы. К сожалению, последнее не совсем удалось, поскольку не хватило красок именно в нюансировках характеров. Но чего в спектакле было «через край», так это юношеского задора и веры в то, что они делают на сцене. Это спектакль молодых и их изложение событий войны.

Настоящим подарком стал спектакль «Прикосновение» по пьесе Рустама Ибрагимбекова в постановке Рустема Файздрахманова. Почему-то к этой пьесе сегодня совершенно незаслуженно редко обращаются. А в ней рассказывается о войне через отношение главного героя, простого маляра, к... живописи. Ведь воевали не только на передовой и в окопах. Ежедневно и еженощно побеждали врага и в тылу, и в таких заброшенных церквях, в одной из которых разворачиваются события пьесы. И спасти для будущего культурные ценности подчас было не проще, чем чью-то жизнь на передовой.

Спектакль очень камерный. Три актера. Тяжело раненый лейтенант (Р. Никитин), который до отправки в госпиталь успел сказать в общей сложности с десяток слов, но создал цельный образ, главный герой Андрей (Р. Сунгатулин), тоже раненый боец, и Адалат (Л. Хабибулина), санитарка. Когда увозят тяжело раненого, они остаются вдвоем... Им нужно продержаться до утра. В разговорах и спорах рождается взаимное чувство и еще остается время для подвига. Или безрассудства? Каждый ответит на этот вопрос по-своему. Для постановщика жертвование собой ради спасения картин - это подвиг. Режиссер и актеры нашли ключ к этой замечательной драматургии, подробно простроив наименьшие душевные порывы героев и сделав процесс их преображения таким, что невозможно оторваться.

Оригинальностью сюжета удивил спектакль Бугурусланского драматического театра им. Н. В Гоголя «Цвет надежды» в постановке Евгения Крилевца по пьесе Рагима Мусаева. Эту историю Рагим прочитал в записях своего деда. В феврале 1943 года, когда морская пехота Красной армии штурмовала неприступные укрепления врага, в ночном бою два бойца - моряк Петя (Сергей Мавринский) и солдат Володя (Сергей Еремеев) - потеряли ориентир и укрылись от шквального огня в воронке от снаряда. На рассвете выяснилось, что всего в ста метрах - немецкий окоп. И немцы идут добивать раненых. Шансов выжить практически нет. Но один все-таки выживает и оставляет для нас воспоминания. В финале мы увидим главного героя (Евгений Кузнецов) уже в наши дни, когда он приводит своего внука на место тех событий и символично передает эстафету памяти.

Под шквальным огнем или в тишине, когда даже дышать страшно, главные герои говорят о своей довоенной жизни, вспоминают любимых. И вот уже перед нами танцплощадка, девушка в синем платье в белый горох, в милом беретике и с голубым платочком на шее, который для Гали (Ангелина Крилевец) станет символом надежды и который она пронесет через всю жизнь. Сцены, вытекая одна из другой, сложились в полотно, сотканное не только из боли, горя, слез, но и радости, любви, счастья. Режиссер-постановщик так выстроил переходы из реальности в воспоминания и обратно, что постановка оставила впечатление непрерывности происходящего, а не ретроспективного (как на самом деле) рассказа.

Немного выбиваются из канвы спектакля зачин и послесловие, когда Евгений Криливец от имени автора проводит параллели между событиями 70-летней давности и днем сегодняшним, подводя черту под уже сказанным в спектакле, который как раз о том, что нельзя отказываться от своей памяти, нельзя переписывать историю. Иначе нас ждет забвение.

В начале статьи я писала, что фестиваль не носит соревновательного характера, но один спектакль убедил жюри в том, что для дальнейшего развития нужно учреждать номинации. И тут же вручил диплом «Лучший спектакль» актрисе Коми-Пермяцкого национального драматического театра им. М. Горького Татьяне Шерстобитовой за постановку «Я, мама, баба Рая...» по пьесе Елены Исаевой «Про мою маму и про меня».

Лаконичное оформление. Диван, на котором лежит белая шаль и сидит очаровательный плюшевый мишка. Стол с детскими рисунками, которые по ходу рассказа будут развешены на стене. И актриса, которой достаточно было одной детали в костюме или интонации в голосе, чтобы мгновенно перевоплотиться в другого персонажа, а нам увидеть совершенно другой характер. Набросила шаль - и от имени мамы ведет поучительную или воспитательную беседу; взяла в руки указку, чуть ссутулилась - и вот перед нами типаж старой учительницы - руководителя литературного кружка; повязала платок на голову, сощурила глаза - и сидит перед нами баба Рая, охает-вздыхает да молодость свою военную вспоминает, а через мгновение, собрав резинками два хвостика, становится юной Раей. И этот творческий процесс превращений просто заворожил детальной проработкой, отточенностью каждого нюанса и глубокой погруженностью в характеры, что свидетельствует о высочайшем профессиональном мастерстве актрисы.

А сколько попаданий буквально в каждого зрителя! Кто-то вспомнил о своих детских мечтах, кто-то - своего педагога по литературе (химии, физике, математике), кто-то - чудесные годы в советской школе и т. д. И мы вот так же с моей мамой сидели и решали, чем мне заняться. Так появились в моей жизни (и в жизни героини спектакля тоже) и музыка, и художественная гимнастика, а потом и сочинительство с той лишь разницей, что героиня стала писательницей, а я журналистом. Так что все было про меня. И про мою маму.

Тема же войны прозвучала в судьбе бабы Раи. Есть в спектакле потрясающая сцена на минном поле, куда Рая забредает совершенно случайно, увлекшись собиранием цветов, решенная удивительно просто, но эффект - потрясающий. Представьте: актриса стоит на одном месте, даже не отрывая ног от пола, а только покачиваясь, подражая человеку, неуверенно ступающему, а перед нами картина неимоверной опасности и эмоционального напряжения.

Хочется сказать спасибо за ностальгические ощущения и теплую, домашнюю радость, которую оставил этот спектакль.

Подытожу общие впечатления. Соглашусь с Александром Говорухо в том, что сегодня возрастает роль театров малых форм, где бережно относятся к Слову, где смотрят в глаза зрителю, где возрождают лучшие традиции русского психологического театра (да-да, современные режиссеры так увлеклись поисками новых форм, что порой забывают, ради чего вообще театр существует). В свое время Константин Станиславский говорил, что в театре зритель должен думать. И к нашей радости все представленные на фестивале спектакли как раз и были обращены к зрителю думающему и призывали его к со-чувствованию и со-переживанию. И тема для того была самая подходящая.

Великая Отечественная никогда не перестанет тревожить творческие умы. К ней будут возвращаться снова и снова, потому что до сих пор остается много белых пятен, а тенденция последних лет, когда многие хотят эти белые пятна заполнить совершенно неправдивой информацией, должна нас насторожить. И театру в данном случае надо быть начеку в первую очередь.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.