Уфа. Точка отсчета

Выпуск № 2-182/2015, В России

Уфа. Точка отсчета

К роману «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева обратился один из самых уважаемых театров Республики Башкортостан - Академический русский драматический театр в составе постановочной группы из Санкт-Петербурга и Москвы - режиссер Петр Шерешевский (он же автор инсценировки), художник-постановщик Анвар Гумаров, художник по костюмам Елена Громова. Спектакль назван «Отцы & дети», а его жанр обозначен как «современная театральная фантазия», что позволило режиссеру быть свободным в своих решениях, фантазировать, «играя» смыслами, образами, символами и аллюзиями, придав спектаклю особую художественно-эстетическую оригинальность и увлекательную притягательность. В спектакле нет русских дворянских усадеб в обрамлении берез, томно вздыхающих «тургеневских барышень» и идейных столкновений дворян-либералов с революционными демократами накануне реформы отмены крепостного права. В центре режиссерского внимания нигилист сегодняшнего дня Евгений Базаров (Руслан Бельский), и режиссер рассказывает нам о нем как о своем молодом современнике, не сумевшем преодолеть личностный кризис. Он побрит налысо, одет во все черное, будто прилипшая к телу кожаная куртка-косуха приближает его к образам неформалов. Это не тот классический Евгений Базаров, отвергавший устаревшую модель развития России, которой управляли «отцы» самодержавия и в некотором смысле признанный сверхчеловеком, предвидевшим пути будущего развития страны, науки, человеческих взаимоотношений. Наш герой является нигилистом, прежде всего, по отношению к самому себе и своим чувствам. Инакомыслие и критическое восприятие мира приводят Базарова к ощущению себя «лишним» на этой земле и к самоотрицанию-саморазрушению. Отсюда и его сознательный риск в работе с заразным пациентом, приведший к гибели. Он заранее разочарован, в нем нет веры, надежды, романтического духа и всепобеждающего жизнелюбия, все его желания, идеи и устремления рассыпаются под тяжестью собственного пессимизма, скепсиса и категоричности убеждений, в конфликте и борьбе с внутренней неустроенностью и пустотой он проживает свою короткую жизнь: «Видишь, что я делаю: в чемодане оказалось пустое место, и я кладу туда сено; так и в жизненном нашем чемодане; чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было»,- скажет он Аркадию, навсегда расставаясь с ним. Олицетворяя собой инакомыслящего и мятежного героя на стыке переломных моментов исторического пути, величие и предназначение таких личностей заключается в том, что они предвидят необходимые грядущие перемены («жить по-старому невозможно, а по-новому еще не готовы»), подводя некую черту, они как связующие мосты между какими-либо устаревшими, отжившими понятиями и явлениями и предстоящими. Они заставляют нас взглянуть на текущие события иначе, усомниться в них или переоценить, задать себе необходимые жизненные вопросы. Самое главное достоинство Базарова - честность по отношению к самому себе и окружающему миру. И эту режиссерскую концепцию образа убедительно воплотил Руслан Бельский, у него проницательный и насмешливый взгляд исподлобья, безаппеляционность суждений окрашена в твердые интонации низкого голоса, каждой его фразе абсолютно веришь. По сути, Базаров и есть загадочный «Черный квадрат» Казимира Малевича, взятый за основу сценического оформления. Выбран он не случайно, прямая ассоциация говорит о его бесконечной многозначности, точнее, даже непостижимости. Уже целый век мы не можем отчетливо понять смысл и тайну этой картины, как никогда не сможем до конца распознать загадочную душу Онегина, Печорина, Ставрогина, Базарова. «Черный квадрат» - это как новая реальность, где есть свой эталон, своя единица измерения (супрематизм - преодоление, преобладание); как новая точка отсчета («нуль форм»); как противоборство с природными формами и устаревшими понятиями. Художник Александр Бенуа объяснял, что «черный квадрат в белом окладе - это не простая шутка, не простой вызов, не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведет всех к гибели». Можно провести еще одну аналогию: существует версия, что свою роль в написании «Черного квадрата» сыграла и кончина сына Малевича - Анатолия, умершего от тифа и якобы изначально на полотне задумывался другой сюжет. По ходу действия спектакля, у «черного квадрата», который расположен в середине белого задника сцены, словно исчезает его «черный слой», под которым мы видим другое изображение - семью Базаровых в полном составе (все сцены с Евгением Базаровым в отчем доме). Таким образом, «черный квадрат» становится сильнейшим смысловым ключом всего спектакля, его квинтэссенцией. На белый фон задника сцены проецируется видеозапись действий персонажей, идущей с камеры, на которую, укрупняя лица, снимает либо Одинцова (Ирина Ибрагимова), либо так называемые слуги просцениума (Вячеслав Виноградов, Андрей Поведский). Режиссер использует прием «ретроспекции», спектакль начинается с финала (который тоже будет сыгран), когда Базаров понимает, что заражен тифом и обречен. «Старина, дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь», - говорит он своему отцу. В этот момент на экране возникают помехи, и режим камеры «перемотка назад» возвращает нас к началу истории судьбы главного героя. Дальнейшие события на сцене это как всполохи воспоминаний и попытки их переосмысления, возникающие в болезненном сознании умирающего героя, отсюда и некая абсурдность происходящего, и «фьюжн» в стиле «современной театральной фантазии». Например, в музыкальной партитуре присутствуют академическая музыка от Альбинони, советская песня «Там, где клен шумит», баллада «Аmour» от «Rammstein», «Russian Ballerina» от Chinawoman и романс «Эх, раз, еще раз!»; в пластической - алогизм действий персонажей (сцена полемики Евгения и Павла Кирсанова решена в форме ораторского турнира у микрофона, сцена дуэли этих же героев, как спортивное состязание, где вместо оружий - измерительная лента, появление Одинцовой - как концертный номер солистки музыкальной группы). Холодно, отстраненно, не глядя друг другу в глаза, общаются между собой почти все герои спектакля, «тепло» идет лишь от очень трогательных в своей бесконечной любви к единственному сыну родителей Базарова (Владимир Абросимов и Светлана Акимова) и простой деревенской девушки Фенечки, сожительницы Николая Кирсанова (Юлия Тоненко). Два брата Кирсановых, Павел Петрович (Александр Федеряев) и Николай Петрович (Владимир Латыпов-Догадов) - самовлюбленные аристократы - бездельники, «дачники», как верно называл таких людей Максим Горький. Острого конфликта между Базаровым и Павлом Петровичем, как выписано в романе, в спектакле не происходит. Появление Базарова в их доме явилось всего лишь неприятным раздражителем, мухой, летающей над трапезой. И если в романе разговор Павла Кирсанова с Фенечкой позволяет в будущем улучшить жизненную ситуацию девушки, то в спектакле эта сцена потрясает совершенно иным смыслом. Кирсанов злорадно сообщает Фенечке о том, что видел, как Базаров ее поцеловал. В назидательном тоне он начинает обличать ее, а слуги просцениума в такт его речи равнодушно расстегивают ей платье, и вот она полуголая, робко прикрывая груди рукой, оправдываясь и захлебываясь в слезах, стоит перед ним на коленях. И вот он уже с нескрываемой жадностью разглядывает ее молодое тело. Разоблачая невинную девушку, он, конечно же, срывает с себя маску, обнажая истинное лицо своей жестокой человеческой сущности. Когда-то отвергнутый любимой женщиной, Павел Петрович завидует чувствам других, и этот устроенный им допрос есть акт мести за неслучившееся счастье. «Светская львица», эффектная и роскошная Анна Одинцова (Анна Бурмистрова) после проведенной ночи с Базаровым, пытается его удержать, но тщетно, ибо Базарову не нужны привязанности, ему, как он сам говорит: «Надо идти дальше». Дальше от любви... Лишь умирая, он поймет, что любовь родителей и влечение к Анне были единственными яркими чувствами. Честно признавая в себе любовь, на смертном одре он позовет Анну, чтобы попрощаться. Младшая сестра Одинцовой - Катя, юное создание в наушниках или с камерой в руках. В спектакле она все время в стороне, ее присутствие не заметно, но она всегда где-то рядом и как беспристрастный наблюдатель фиксирует ход событий, «чтобы потом детям показать», как она сообщает Аркадию (Артем Аглиуллин), который в финале случайно нажмет на «delete». Образ Аркадия Кирсанова не вызывает никакого интереса, так как он перестал быть интересен самому Базарову (ведь мы смотрим на события сквозь призму его воспоминаний), это действительно «ручной» человек, сперва приручил Базаров, затем - семейство Одинцовых. Как было сказано выше, у спектакля есть еще два действующих лица - слуги просцениума. Актеры Вячеслав Виноградов (Петр, Кукшина, Матвей Ильич, дворецкий, Тимофей, мужик, мальчишка, доктор) и Андрей Поведский (Прокофьич, Ситников, чиновник, княжна Х, мужик, мальчишка, ямщик) не просто выразительно по пластике, мимике, голосу исполняют свои актерские партии, в некоторых образах они создают узнаваемые карикатуры. Дружным хохотом оценивают зрители сатирический образ Кукшиной, эту откровенную карикатуру на представителя нового типа людей «полумужчин-полуженщин». Как рабочие сцены они устанавливают микрофоны, расставляют столы и стулья, выносят кровать, в одной сцене издают плач младенца, в другой - лай собак или кваканье лягушек, в третьей - вкапывают в землю античные бюсты писателей, философов. Когда рядом с бюстами присядет «уходящая натура», Базаров, один из них как-то игриво станет посыпать землей его голову. В этом красноречивом жесте очевидно ироническое сочувствие режиссера герою, он признает Евгения Базарова как такого же великого человека, правда, несостоявшегося, зарывшего свой талант в землю и непонятого при жизни, что закономерно. Слуги же и проводят Евгения в последний путь, оденут во все белое, установят лестницу, по которой он медленно поднимется и исчезнет в своем «черном квадрате», поглощающей «бездне небытия». Точка поставлена. Евгению «надо идти дальше»... В новое измерение, в новую жизнь.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.