Размышляя о любви, свободе и одиночестве/ Фестиваль NETA в Болгарии

Выпуск № 2-182/2015, Содружество

Размышляя о любви, свободе и одиночестве/ Фестиваль NETA в Болгарии

В конце мая в маленьком городе Враца, что в 110 км от Софии, прошел XXVI Международный фестиваль камерных театров и V фестиваль NETA - Новая европейская театральная ассоциация, в которую входят более 20 стран - Болгария, Хорватия, Сербия, Россия, Черногория, Словения, Македония, Словакия, Турция, Албания, Босния и Герцеговина, Румыния и другие.

На фестивале работало два жюри - одно под председательством Красимиры Филиповой, куда входили болгарские критики, оценивающие спектакли болгарских театров. Другое - международное - возглавляла автор этой статьи. В него вошли Гоце Ристовский (Македония), Тодор Кузманов (Македония), Драган Яковлевич (Сербия) и Веселина Гюлева (Болгария).

Большое впечатление произвел патриотический моноспектакль из Сербии «Надежда Петрович», созданный режиссером Божидаром Джуровичем по документам, письмам и воспоминаниям художницы Надежды Петрович. В годы Первой Мировой войны она ушла добровольцем на фронт, где служила медицинской сестрой. Актриса Биляна Джурович создала сложный образ своей героини. В ее неспешном рассказе есть и размышления об искусстве, где во всех картинах теперь только два цвета - белый и черный, как жизнь и смерть; и воспоминание о том, как она спасала раненых до 4000 в одном бою и как по 100 человек в день умирали у нее на руках. «Кто-то плачет внутри меня, а я пытаюсь понять, какого цвета страх», - говорит она тихо, без патетики, но с болью в сердце. Надежда Петрович работала в госпитале в сербском городе Валиево до конца жизни, где и умерла от начавшейся эпидемии тифа. Великолепна музыка (кстати, этим отличались практически все спектакли), то тихая, нежная, подчеркивающая боль и страдания людей, то церковный хор, звучащий как отпевание по погибшим.

Интересен был спектакль румынского театра из города Питеша «Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя (режиссер Луминица Борта). Спектакль необычен уже тем, что в нем участвуют два актера (а не один, как всегда). Поприщина играет Дан Андрей, а другой актер, Андрей Неделеа, находясь на другом конце сцены и чаще всего спиной к зрителям, только голосовыми модуляциями изображает всех остальных действующих лиц - дочь генерала, разговор двух собак Меджи и Фидельки, пишущих друг другу письма. Дан Андрей очень проникновенно рисует судьбу Поприщина, маленького бедного человека, который живет между мечтой и реальностью и фантазирует, как живут господа, как войти в их дом и хоть одним глазком посмотреть на их жизнь.

Македонский театр из города Прилеп показал спектакль «Пороховая бочка» Деяна Дуковски (режиссер Наталья Поплавская), состоящий из различных эпизодов, не связанных друг с другом, в основе которых исследуются причины рождения нацистских идей и агрессии. Каждый эпизод, будь то побег из тюрьмы двух заключенных или выяснения отношений из-за девушки, кончаются убийством.

За лучшую режиссуру и высокое театральное мастерство жюри наградило спектакль «Лысая певица» Эжена Ионеско театра «Шабац» из Сербии (режиссер Никита Миливойевич). Спектакль идет 21 год, объездил с гастролями полмира и получил на различных фестивалях огромное количество наград, а ощущение того, что присутствуешь на премьере, и сегодня сохраняется.

Известный текст Ионеско в спектакле является лишь поводом к построению удивительного сценического действия, в котором выверено все - интонации, мимика и пластика актеров, ритм их игры. В «Лысой певице» господствует эстетика бессмыслицы, несоответствие того, что произносят актеры и что мы видим на сцене. Поражает то, что в спектакле, где царит абсурд, наиболее интересна бытовая декорация - старинный граммофон, диван, обеденный стол, книжный шкаф, телефон, на стене карта Америки и большие старинные часы, из которых периодически выскакивает кукушка, выражая определенное отношение к происходящему на сцене, реагируя на разговоры по телефону, приход того или иного персонажа. Быт, юмор, абсурд соединены в спектакле очень органично, создавая яркое театральное зрелище, не оставившее никого равнодушным.

Лучшим в международной программе фестиваля признан спектакль Драматического театра города Врацы «Отец» Августа Стриндберга (режиссер Люпчо Георгиевски). Фабула натуралистической драмы Стриндберга проста - установление опеки над отцом под предлогом его слабоумия. Разыгрывается история ненависти мужа и жены, связанных друг с другом любовью к дочери и сражением за ее сердце, душу и будущее, за право решать ее судьбу так, как каждый считает правильным.

Тема веры и неверия, невозможности отличить иллюзии от реальности переплелись в спектакле. Замечательная работа актера Анастаса Попдимитрова, играющего отца. Он не солдафон, не самодур, а известный ученый, более нормальный, чем все остальные вместе взятые. Актер играет его ясно, сдержанно, почти глухо, но дьявольский план его жены приводит его к безумию и гибели - она заставляет ротмистра усомниться в отцовстве, планомерно сводя с ума. Ротмистр-Попдимитров - большой, сильный, красивый человек - страдает. Он, обожавший свою дочь, по сути, воспитывавший ее, гонит ее от себя. И несмотря на сопротивление безумию, становится безумным.

Трагически пронзителен финал спектакля. Отец сидит на детской деревянной лошадке и беспрекословно разрешает старой кормилице Маргарет надеть на него смирительную рубашку. Пеленая, она баюкает его как в детстве, затем кладет голову ротмистра на колени, и он затихает навсегда. Спектакль выстроен лаконично, без всяких музыкально-зрелищных эффектов, которыми часто прикрываются режиссеры при постановке сложной драматургии. Строгая режиссура и прекрасная игра актеров воздействуют необыкновенно эмоционально и трогают до глубины души.

Самый большой успех на фестивале выпал на долю дипломного спектакля Санкт-Петербургской Театральной Академии «Программа кабаре» (режиссер Александр Исаков, музыкальный руководитель Елена Буланова). Действие происходит в Париже в известном кабаре «Максим». Все молодые актеры блестяще играют, заразительно танцуют, великолепно поют, очень пластичны, пленительно красивы и создают очаровательную атмосферу парижского кабаре, причем без какого-либо наигрыша и дешевых эффектов, которыми грешил ряд других спектаклей. На сцене живой оркестр, состоящий из самих актеров. Участникам этого спектакля долго аплодировали зрители, не отпуская со сцены и сожалея, что представление так быстро закончилось.

В другой программе среди спектаклей болгарских театров надо отметить моноспектакль «Холстомер. История лошади» Л.Н. Толстого Университетского театра из Софии «Студия 3133». Актер Веселин Мезеклиев (он же режиссер и художник) неторопливо и проникновенно рассказывает о себе, о своей жизни, о своей любви к кобыле Вязопурихе, преображаясь в разные периоды своей жизни. Найдено много интересных деталей - он держит во рту железную палочку-уздечку, играя с ней, а ударяя по деревянным пластинкам и стуча сапогами как копытами, создает полное ощущение стремительного бега лошади. Рассказывая о своей счастливой жизни у князя Серпуховского, когда люди останавливались и любовались им, актер гордо выпрямляется и идет медленной поступью красивого коня. Мезеклиев очень точно отыгрывает старение коня, сутулится, ноги у него подгибаются, а потом уже он и вовсе не может подняться до тех пор, пока не поведут его на живодерню.

Театр «Возрождение» из Софии сыграл спектакль «Дом гнева» по мотивам пьесы «Дом Бернарды Альбы» и другим произведениями Гарсии Лорки (режиссер и художних Диана Добрева). Все восемь дочерей Бернарды - маски, больше похожие на манекенов. Они существуют, как роботы - едят, ходят, синхронно застывая в определенных позах. Бернарду Альбу играет мужчина - Георги Златарев. Не могу сказать, что это как-то украсило спектакль. Из образа ушла внутренняя энергия, и мир Бернарды стал выглядеть примитивно - только власть и деспотизм. Режиссер Диана Добрева так определила суть своего спектакля: «История неистового стремления человека к свободе, к тому, чтобы любить и быть любимой, о любви как возможности сна и невозможности жизни, о бунте, о гневе, рожденном в одиночестве».

Фестивальные спектакли были очень разные и по режиссуре, и по способу существования актеров, и по драматургии. Можно отметить, что в некоторых постановках, особенно в болгарских театрах, не всегда определен точно жанр, и пафосные изречения о политике, о кризисе, о правительстве, о Евросоюзе, об истории и искусстве порой заслоняют простые истины, чисто внешний эффектный рисунок образов затеняет их внутренний мир. Но главное - фестиваль набирает силу, с каждым годом его афиша становится более интересной и разнообразной, в ней присутствует и классическая, и современная драматургия, и он становится одним из важнейших фестивалей Юго-Восточной Европы.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.