Новый театр для нового зрителя / Фестиваль "Радуга"

Выпуск № 2-182/2015, В России

Новый театр для нового зрителя / Фестиваль "Радуга"

Почти два десятилетия фестиваль «Радуга», который проходит под эгидой ТЮЗа им. А. А. Брянцева и собирает под своей крышей самые интересные постановки со всего мира, азартно занимается поиском Нового театра для Нового зрителя, неизменно декларируя свой главный принцип - выработка театрального языка, подходящего для разговора с молодежной аудиторией.

В программе фестиваля дружно соседствовали спектакли восьми российских театров - от Москвы до Новосибирска и девяти зарубежных - из Франции, Польши, Латвии, Литвы, Японии, Китая, Сербии, Дании и Финляндии. Открылся фестиваль спектаклем «Не забывай меня», который представила легендарная Компания Филиппа Жанти. Синтетический театр мэтра Жанти в этом году представляли выпускники Nord Trondelag University College de Verdal из Норвегии. Представление-сон, спектакль-греза, где живые актеры соревновались в выразительности со своими двойниками-куклами, как всегда это бывает с сочинениями Жанти, трудно поддается анализу. Попытка «разъять поэзию, как труп» кажется недостойным занятием там, «где дышит почва и судьба». Атмосфера волшебства никак не противоречит вполне земной мысли создателей спектакля о том, что вопреки двойственности мира всегда есть способ найти свою половину, а заодно обрести самого себя.

Приятно отметить, что театральные коллективы, которые в прошлом году были вынуждены отказаться от приезда в Петербург по политическим соображениям, на сей раз сами заявили о своем желании принять участие в программе, а также в работе семинаров, конференций и мастер-классов в рамках «Радуги». Уже в первые дни постоянно расширяющего свою географию форума острый интерес публики вызвал спектакль «Юлий Цезарь» в постановке молодого литовского режиссера Артураса Арейма. Это первая премьера текущего сезона в Вильнюсском городском театре/ОКТ под руководством Оскараса Коршуноваса. Молодой постановщик не впервые обращается к классическому материалу, чтобы поговорить о самых острых проблемах современности: несколько лет назад был представлен публике спектакль Арейма «Счастливцы» по пьесе Ф.Шиллера «Коварство и любовь», в трех позициях номинированный на престижную театральную премию «Золотой сценический крест». На сей раз ученик Римаса Туминаса, который декларирует свое право на «прямое высказывание», говорит о том, что идея его спектакля была навеяна абсурдными ситуациями, которые зачастую инициируются политиками, особенно в процессе выборов. «Наша постановка призвана пробудить в зрителях критическое мышление, чтобы они меньше принимали на веру политические спектакли, которые разыгрываются перед нами в жизни», - поясняет режиссер.

Уже в третий раз на подмостках «Радуги» появились герои головокружительного квеста от модного польского драматурга Дороты Масловской «Двое бедных румын, говорящих по-польски», на сей раз - в его национальном варианте. Режиссер Агнешка Глинска и актеры варшавского «Studio» продемонстрировали зрителям еще одну грань польского театра, которому уже не раз посвящались «страницы» фестиваля - как художественные, так и научные. Галлюциногенный ужас современного бытия, представленный в спектакле сумасшедшей парочкой Джины и Пархи, сменяется почти библейской мыслью о том, что подняться над суетой и сбросить маскарадные маски, которые мы то и дело меняем в жизни, можно только с ее окончанием...

В прошлом году свой вариант пьесы Масловской представлял на «Радуге» известный российский режиссер и руководитель Тильзит-Театра Евгений Марчелли, который сохранил верность фестивалю: в этом году он предъявил петербуржцам и гостям «Радуги» новый спектакль «Дом Бернарды Альбы» по Ф.Г. Лорке. Черная коробка сцены, наполненная женщинами, жаждущими любви, становится ловушкой: освободить их из этого плена может, кажется, только смерть. И тут спектакль Марчелли парадоксально рифмуется с постановкой Агнешки Глински.

Мощно выступили на «Радуге» и театры наших северных соседей. Никакие санкции и происки недобросовестных политиков не смогли остудить горячее стремление северян участвовать в мировом театральном процессе, частью которого давно стал тюзовский фестиваль. В контрасте к жесткой скандинавской режиссуре литовца Арейма прозвучал тонкий и проникновенный моноспектакль «P.S.» («Стихи Серебряного века») финского Unbroken Snow Theatre (Teatteri Umpihanki) по стихам национального поэта Пентти Сааритса и его переводам Ахматовой, Евтушенко, Берггольц и Тарковского. Участие «P.S.» в фестивале «Радуга» - результат сотрудничества ТЮЗа им А.А. Брянцева и Unbroken Snow Theatre в рамках XV Российско-Финляндского культурного форума. Блистательную постановку «Facebook» показал Молодежный театр из Риги: современным сценическим языком в ней говорится о простых, но незаменимых вещах - взаимной любви, уважении к родителям и других непреходящих ценностях, о которых забыли поклонники вожделенного «одиночества в сети». «Надо ли напоминать о том, как нужны нашей молодежи такие духовные сигналы», - откомментировала спектакль директор ТЮЗа им. А.А. Брянцева и руководитель фестивального проекта Светлана Лаврецова. Особых слов заслуживает исполнитель главной роли Андрис Булис, который с блеском играет - не на родном латышском, а по-русски - импровизируя и подключая к диалогу зрителей.

К тому же, латышей горячо принимали в этом году в Крыму, куда ТЮЗ впервые перекинул свой «Радужный мост». Кстати, названия крымских городов Севастополя и Симферополя звучали среди прочих адресов великой войны и в драматичной постановке датского «Театра Одина» (режиссер - известный итальянский постановщик и теоретик театра Эудженио Барба). Пронзительный спектакль «Мемория», где бывшие мальчик и девочка, а ныне - седовласые старики Моше и Стелла, как-то необыкновенно светло и отрешенно рассказывают о неизъяснимых ужасах войны, сквозь которые они пронесли любовь к жизни и веру в то, что такое больше не повторится. Однако спектакль посвящен памяти тех, кого война настигла через много лет после ее окончания - писателей Примо Леви и Жана Амери: они выжили в Освенциме, но не смогли вынести беспамятства современников и покончили с собой.

О смешении страшных и прекрасных черт в характере человека размышляет и сербский режиссер Владимир Лазич, обратившись к русской классике. «Русскую любовь» в сербской инсценировке «Карамазовы» создатели спектакля представляют как бурю обжигающих страстей, неминуемо ведущих к гибельной развязке. Поверженный крест как атрибут отвергнутой святости напоминает зрителю о том, что Бога нет там, где властвуют темные инстинкты. Совсем иную трактовку русской классики показал на фестивале театр «Коноситаями» из японского города Киото. Два спектакля «Бумажный шар» и «Медведь» объединяет тема: история двух пар - японской и русской. В основе «Бумажного шара» лежит произведение японского писателя и драматурга Кунио Кисида, а «Медведь» - знакомая с детства пьеса А. Чехова. Спектакли роднит общее светлое настроение, японская труппа постаралась найти точки соприкосновения двух совершенно разных литературных культур - русской и японской. «Поговорим о странностях любви» - обе постановки как раз про это. Легкие, как вдох-выдох, но на деле прочные чувства японской семейной пары все же рифмуются (по правилам равновесия) с бурными проявлениями русских - криками, неистовством и стрельбой. Где есть любовь, там будет и гармония - вне зависимости от национальной принадлежности влюбленных.

Тепло был принят зрителем и другой участник «восточного блока» - Театр Детского искусства из Шанхая, с которым у петербургского ТЮЗа давние творческие отношения. Спектакль «Солнечный свет» поддерживает остро актуальный социальный тренд - привлекает внимание к проблемам «других» людей, утверждая их право на полноценное существование в рамках нашего социума. О том, что театр стал первопроходцем этой темы в Китае, говорит директор Театра и режиссер постановки «Солнечный свет» Цай Дзиньпин: «Некогда Китай и СССР соединяли крепкие дружественные узы. Основательница нашего театра училась в Москве и при этом часто бывала на спектаклях ленинградского ТЮЗа. Тогда русская театральная школа сильно влияла на китайский театр, где господствовала система Станиславского. Но в более поздние годы мы познакомились и с другими театральными школами. Однако времена «великой дружбы» и поныне помнят в Китае. Не случайно в своем спектакле «Солнечный свет» мы использовали песню «Подмосковные вечера», которую до сих пор не забыло старшее поколение китайских зрителей...».

Среди российских авторов спектаклей-участников «Радуги» значатся как заслуженные мэтры сцены, так и молодые, но уже заявившие о себе режиссеры. Один из самых ярких представителей новой драмы «поколения next» Семен Александровский чувствует себя на тюзовской сцене, как дома: он не только прежде участвовал в «Радуге», но и успел поставить на сцене ТЮЗа спектакль «Рисунки на потолке», ставший одной из самых ярких премьер сезона. На спектакль «Элементарные частицы» его вдохновила тема советских «наукоградов», которые в свое время были неким подобием микрокосма со своими правилами жизни и особой ментальностью людей, их населявших. Один из ярких примеров - новосибирский Академгородок, который автор пьесы Вячеслав Дурненков называет «местом силы». Его мифологию и биографию и исследовал Театр «Старый дом» из Новосибирска, пытаясь выяснить, что общего у нас с людьми 60-х. И куда ушла их «энергия заблуждения», которую было принято называть оптимизмом...

Удивительно современно прозвучал спектакль Пермского ТЮЗа по роману «Школа для дураков», написанного в далекие 70-е. Тема «особенных людей», которую по-своему интерпретировали китайцы, у пермяков прозвучала довольно жестко: мальчик с раздвоенным сознанием догадывается, что дураки - на самом деле не те, кто не похож на других, а скорее те, кто привык бездумно следовать общественным стереотипам. По словам режиссера спектакля Максима Соколова, постановка выросла из лабораторного эскиза в театральном проекте «Открытые двери», а теперь он сам пытается пошире открыть для зрителя двери понимания и сочувствия к тем, кто «не ходит строем». Именно таким, к слову сказать, был Владимир Высоцкий, так и не вписавшийся в советскую действительность. Зато стал легендой для нескольких поколений, о чем свидетельствует спектакль Большого театра кукол режиссеров Руслана Кудашова и Павла Григорьева «ВЫСОЦКИЙ. Requiem». Этот спектакль - вторая часть трилогии Мастерской Руслана Кудашова, посвященной русским поэтам XX века. Режиссура его, скорее похожая на киномонтаж, оставляет зрителю большой объем «воздуха» - для воображения и размышления. А зачем еще нужен театр? Критики утверждают, что именно воздуха добавила Большая сцена ТЮЗа и спектаклю Челябинского Молодежного театра «Чеховъ la machine». По замыслу французского драматурга Матея Вишнека, а вслед за ним и режиссера постановки Вячеслава Харюшина, на излете жизни, а потом и за ее пределами знаменитый писатель встречается со своими героями, выслушивая не только слова благодарности, но и упреки. Однако остается для потомков тем самым la machine - вечным механизмом, который учит людей принимать страдания и смиряться с нелегкими судьбами. Спектакль «Несовременный концерт» о стремительно уходящем времени, о новом и старом поставил со студентами Школы-студии МХАТ режиссер Виктор Рыжаков. Нынешние двадцатилетние на наших глазах превращаются в стариков, чтобы запечатлеть мгновения жизни наших бабушек и прабабушек. Ведь только помня о прошлом, можно понять себя сегодняшнего. Из актерских этюдов, кадров старых фильмов, мгновенных переходов от смеха к слезам вырос спектакль, заряжающий энергией молодости, всегда устремленной в будущее. Чистотой литературной интонации порадовала зрителей постановка московского РАМТа «Лада, или Радость» в режиссуре Марины Брусникиной. Верность авторскому тексту Тимура Кибирова и честный неблагостный взгляд на жизнь русской деревни добавили поклонников актерскому ансамблю во главе с Нелли Уваровой, талантливо сыгравшей собаку Ладу. Жанр спектакля - «игра в театр», где зрителю все время напоминают, что он смотрит «постановку» со всеми ее рабочими моментами, не позволяя полностью погрузиться в иллюзию деревенской жизни. Но все же зритель ощущает в финале «настоящее всамделишное счастье», о котором говорится в пьесе.

Венчал программу показов спектакль театрального мэтра, руководителя художественных проектов ТЮЗа им. А. А. Брянцева Адольфа Шапиро «Вино из одуванчиков, или Замри». Постмодернист Кибиров наверняка оценил бы эту художественную подмену оригинальных «бредбериевских» реалий на артефакты советской жизни - при сохранении и преумножении главных смыслов культовой книжки. Постановщик создал «фантазию на тему Бредбери», наложив его истории на факты собственной жизни. И тем самым приблизил к нам американского фантаста, который, однако, всегда говорил чистую правду.

Честны были с фестивальной аудиторией и «приглашенные звезды» - известные деятели театра, проводившие в рамках «Радуги» многочисленные мастер-классы, тренинги и семинары. Режиссер, актер и педагог Алексей Левинский провел серию уникальных тренингов «Биомеханика Мейерхольда». Известный драматург Анна Крогерус представила презентацию современной финской драматургии, а бессменный директор по культуре города Авиньон, стоявший у истоков многих крупнейших культурных проектов мирового театра, Кавалер ордена Почетного легиона Жак Монтеньяк рассказал желающим «Все об Авиньонском фестивале».

Итоговая конференция «Новый театр - новому поколению зрителей» собрала за одним столом режиссеров, актеров, театральных педагогов, театроведов и была посвящена проблемам и перспективам развития современного театра для молодых. Ее участники еще раз подчеркнули важность для дальнейшего развития театрального искусства таких фестивалей, как «Радуга», почти два десятка лет консолидирующая новые творческие силы театра.

 

Фото Е. ЧЕРНАКОВОЙ

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.