Очарование - вневременная категория. Юбилей у Людмилы Максаковой

Выпуск № 2-182/2015, Юбилей

Очарование - вневременная категория. Юбилей у Людмилы Максаковой

Что такое юбилей? Повод поздравить. Повод повторить неоднократные восхваления. Но также повод сказать то, что всегда хотелось, но так или иначе не удалось. Людмила МАКСАКОВА - великая мастерица очаровывать. Сила этого очарования - сродни силе судьбы: однажды поддавшись ей, пощады не жди.

Это случилось со мной сорок лет назад, 19 февраля 1975 года. «Господа Глембаи» шли только полтора месяца. Премьерная лихорадка уже улеглась, а привычка еще не подступила. Спектакль был совершенным. Смотрела во все глаза - впитывая роковую, порочную красоту Шарлотты-Максаковой. Впрочем, порочная красота была тогда не в чести - и воплощать ее на сцене, без полутонов, но и без вызова, без надрыва - в этом была для актрисы странная предопределенность.

Рискну предположить, что еще до Петра Фоменко Максакова встретила «своего» режиссера, Мирослава Беловича. Ведь через четыре года произошла «Великая магия» Эдуардо де Филиппо, автора, для вахтанговцев наипервейшего. И опять - магия дуэта с Юрием Яковлевым, когда партнер откликается на едва уловимый взгляд, а пауза в диалоге задает глубинные загадки.

В «Господах Глембаях» Максакова была картинно хороша. Серебристое платье с глубоким декольте и шлейфом, который актриса подхватывала легко и изящно , словно это летящая ткань из парада «Принцессы Турандот»... 1913 год, который царил на сцене, заставлял думать о мире, стоящем на краю пропасти - Первой мировой войны. Мир этот, конечно, было жаль. Но красоты, погибающей на сцене, растоптанной, порушенной самой же героиней, было отчего-то жаль во сто крат сильнее. Казалось, мир гибнет, потому что отвергает ТАКУЮ КРАСОТУ - и зачем он тогда?

Вахтанговская актриса - дар особый и редчайший. Трагикомические откровения, пленительная и одновременно броская красота, импровизация, ирония.... И непременное ощущение театра-праздника, ведь, как известно, «нет праздника - нет спектакля». В этом подаренном Людмилой Максаковой празднике Клеопатра Львовна («На всякого мудреца довольно простоты»), Жорж Санд («Лето в Ноане»), Адельма («Принцесса Турадот») - прекрасные героини вахтанговской сцены. А сколько комического блеска в ее Николь («Мещанин во дворянстве»), Коринкиной («Без вины виноватые»). Леди Анна в «Ричарде III», Анна Каренина, героини «Пиковой дамы» и «Дамы без камелий» - каждая роль вспоминается как обретенное чудо.

Ее дебютом стала Маша в «Живом трупе». Рубен Симонов, преодолевая собственные сомнения, поставил юную актрису в дуэт с Николаем Гриценко, а всего лишь через полгода Максакова сыграла Адельму. Эту роль она готовила с легендарной первой исполнительницей Анной Орочко. Рисунок Вахтангова был тщательно сохранен, но, на мой взгляд, актрису больше привлекали сцены яркой театральности, «выхождения» из образа, нежели трагические нотки, которыми славилась Орочко. Так состоялось вахтанговское крещение. Так состоялось обретение веры, одной на всю жизнь.

Поздравляя блистательную Людмилу Максакову, так хочется вернуться в то недавнее вахтанговское прошлое, когда ее героини жили, страдали, любили, восхищали! Так хочется верить, что все еще будет - яркие роли, ею выбранные, для нее поставленные.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.