Три "я" Елены Гречан

Выпуск № 2-182/2015, Лица

Три "я" Елены Гречан

В Чайковском театре драмы и комедии есть немало актеров, благодаря которым сценическое искусство для зрителя стало привлекательным. Среди них - и Елена Геннадьевна Гречан. Казалось бы, включать ее в золотую когорту еще рано. На чайковской сцене она отработала всего четыре сезона. А, следовательно, и список сыгранных ею в этот период ролей пока что скромен. Но разве дело в количестве, если ее актерское мастерство уже было отмечено ведущими театроведами трех городов - Екатеринбурга, Челябинска и Москвы?

Похоже, сакральное число «три» в судьбе Гречан является путеводной звездой. Как православная христианка она верует в триединство Отца, Сына и Святого Духа. На праздники великие и двунадесятые Елену Геннадьевну и ее детей - Катю и Сережу - всегда можно видеть среди прихожан Храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца.

А на пути в храм Мельпомены в родном городе Улан-Удэ она прошла три «университета». В школьные годы Елена Гречан занималась в Образцовой театральной студии «Зеркало» Дворца пионеров. Если в беседе с актрисой речь зайдет о ее театральной карьере, то она непременно вспомнит свою первую «взрослую» роль - княгиню Марию Волконскую в овеянном поэзией и музыкой постановке Каролины Полесье «Жены декабристов». Из любимых сказочных сценических образов - Марфуту в «Морозко» И. Шишкина. Когда заговорим о ролях, созданных Еленой Гречан уже на чайковской сцене, она вдруг назовет Кукушку из спектакля режиссера Алексея Орлова «Сказка о потерянном времени» по пьесе Евг. Шварца. И пояснит:

- Я родом из детства, поэтому люблю играть детский репертуар. Ведь дети - самый искренний и честный зритель.

После окончания в 2003 году Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств Е. Гречан прошла свой третий «университет»: восемь лет она играла на сцене Государственного русского драматического театра имени Н. А. Бестужева. Среди перечисленных ею любимых ролей - спартанка Лампито в комедии Аристофана «Лисистрата», Беляева в молодежном спектакле «С любимыми не расставайтесь» по пьесе А. Володина, образцовая жена-англичанка Мэри Смит в эксцентрической комедии «Слишком женатый таксист» Р. Куни, Огюстина в «Восьми любящих женщинах» по ироническому детективу Р. Тома и другие. Все они были поставлены замечательным режиссером Евгением Зайдом.

Кстати, имена трех своих улан-удэнских педагогов-режиссеров актриса произносит с каким-то трепетным благоговением: в студии это была Каролина Викторовна Полесье, в академии - заслуженный деятель искусств Республики Бурятия, заслуженный работник культуры России Туяна Баяртуевна Бадагаева, а в бестужевском театре конечно, Евгений Иванович Зайд.

- Это они сформировали меня как актрису, - подчеркнула в нашей беседе Елена Геннадьевна. - Вообще мне очень везет на хороших людей.

- Почему вы все-таки уехали из Улан-Удэ при столь удачно складывающейся там артистической карьере?

- Из театра ушел наш любимый режиссер Евгений Зайд. Молодежь стала разъезжаться. И мой муж, актер Игорь Просянников, пожелал уехать в Чайковский. А я, как «жена декабриста» - за ним (смеется).

Самолюбование, «ячество» Елене Геннадьевне не свойственно, Я для нее - последняя буква алфавита.

- Елена Гречан - светлый человек, - говорит о партнере по чайковской сцене актер Александр Ляйс. - С ней общаться хочется. Потому что она источает добро. Предпочитая в беседе роль «второго плана», она умеет слушать и старается услышать собеседника. Да и играть с ней на сцене в паре одно удовольствие!

Наверно, улан-удэнские наставники заложили в творческую жизнь актрисы Гречан три ключевых слова-кредо, не начинающиеся, а оканчивающиеся на букву Я. У Елены Геннадьевны есть любимая профессиЯ, в которую вкладывается вся энергиЯ. На пути к покорению очередной роли она получает истинные удовольствиЯ. Пусть даже если это достигается обильным горячим потом и немалой кровью.

Какими способами актриса Е. Гречан возводит свои создания до вершин художественной и идейной ценности? Актриса всегда умеет оставаться собой, наделяя персонажей чертами собственной личности. Конечно, художественный образ, сотворенный ею на сцене, живет в общей системе спектакля. Но психология и поведение персонажа - рисунок роли - прочерчивается актрисой.

Это дает возможность глубоко проникать в дух эпохи, а героинь показывать с их характерными психологическими особенностями, с индивидуальными темпераментами. У Елены Гречан они получаются самыми разнообразными - вплоть до диаметрально противоположных. В комедии положений режиссера А. Орлова «Блэз» ее Пепита - это жгучая сексапильная испанка, быстрая, порывистая, с резко меняющимся настроением, с эмоциональными вспышками. Типичный холерик! Мало того, соблазняя и без того похотливого мсье Клебера Калье (Владимир Князев), Пепита танцует перед ним страстный танец, очень похожий на андалусское огненное фламенко, покоряя зрителей хореографической подготовкой.

Совершенно другим темпераментом наделяет Гречан старую крольчиху Вислоухую в мелодраме А. Орлова «Тринадцатая звезда» по пьесе В. Ольшанского. «Мать-наседка» на правах «тренера-раба» в кроличьем загоне скакового клуба «Пристань» превращается в одну из стержневых фигур спектакля. Под оболочкой внешней невозмутимости флегматика скрывается пламя материнской любви к своим ученикам. Цель героини благородна: успокоить воспитанников, у которых может сложиться жизнь длиной в один забег. И в этих думах Вислоухой сгорает ее чувство самосохранения.

Об актерской мобильности Гречан свидетельствует такой факт: столь контрастные образы Пепиты и Вислоухой ею созданы одновременно весной 2013 года. Эти работы актрисы были названы в числе лучших за круглым столом XII фестиваля-конкурса профессиональных театров Пермского края «Волшебная кулиса». Среди положительных рецензентов были ректор Уральского гуманитарного университета, доктор философских наук, профессор Лев Абрамович Закс и челябинский театральный критик, заслуженный работник культуры России Владимир Георгиевич Спешков.

Последняя роль Гречан нынешнего сезона - младший лейтенант Вероника Кремис в драматической балладе режиссера А. Орлова «На покидай меня» - заслужила похвалу директора Международного театрального форума «Золотой Витязь» Натальи Николаевны Полукаровой. Яркий символ страданий и силы воли, этот неординарный, психологически тонко разработанный образ поднимается до обобщения: за ним целая плеяда славных советских молодых женщин-воительниц Великой Отечественной войны.

И еще одна характерная деталь. Е. Гречан понимает, что создание новой личности на сцене происходит только в процессе публичного творчества. И она умеет дарить зрителю счастливый момент сопричастности, включая его в совместную художественную деятельность.

Сейчас актриса Елена Гречан преодолела большую часть пути к тому, что зритель будет, может быть, ходить не только на спектакль, но и на артистку Елену Гречан.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.