По течению и против. Вера Васильева

Выпуск № 2-182/2015, Лица

По течению и против. Вера Васильева

Удивительно, но в свои «без десяти сто» для всех она - Верочка. И для коллег, и для зрителей нескольких поколений, и даже для вечно чем-то недовольных критиков, театроведов. Но это не фамильярность. Скорее похоже на проявление нежности по отношению к Вере Васильевой, чьей отличительной чертой - и профессиональной, и жизненной - является неизменно располагающее к ней обаяние. А его сам Константин Сергеевич Станиславский считал чрезвычайно ценным актерским качеством.

Станиславский вспомнился здесь еще и в связи с тем фактом, что Вера Кузьминична Васильева - выпускница Московского театрального училища, воспитанница коренного мхатовца Владимира Васильевича Готовцева. Поэтому Васильеву от Станиславского отделяет всего «одно рукопожатие». К тому же, наверняка, именно Готовцев наряду с азами артистического ремесла привил Вере Кузьминичне основной принцип духовного наследия Мастера, учившего не работать, а служить своему делу. Этот «урок» Вера Кузьминична усвоила «на отлично». Ведь профессия стала главной в ее биографии.

Биографии яркой, щедрой на встречи с самобытными режиссерами, на «крупные» роли в кино, на серьезные сценические свершения. Кинематограф, а затем и телевидение принесли Васильевой известность, но приоритетным для нее всегда был и до сих пор остается театр. Он, к слову, у Веры Кузьминичны единственный - Академический театр Сатиры, куда она пришла более шестидесяти лет назад, в далеком 1948 году.

Правда, театр этот не сразу стал своим для Васильевой, не ощущавшей в себе тягу к данному жанру, будучи склонной к иным, менее радикальным театральным направлениям. Все-таки ее художественные пристрастия формировались под влиянием чистой классики и возвышенных созданий корифеев Большого и Малого театров, МХАТа, других прославленных в дни юности и молодости Веры Васильевой коллективов.

Однако Театр Сатиры, вопреки узко-специфическому наименованию - театр широких репертуарных поисков. И это позволило Вере Кузьминичне Васильевой особо не спорить со своей природой, но наряду с тем, повинуясь присущей, вероятно, всем творческим людям тяге к самосовершенствованию, постоянно искать непроторенные пути для более полной реализации своего внутреннего потенциала.

Так, начав с лирических ролей (и тут самый яркий пример, конечно же, Ольга из «Свадьбы с приданым» Н. Дьяконова в постановке Бориса Равенских), Васильева со временем органично, как-то даже изящно перешла к ролям характерным, возрастным (скажем, к Анне Андреевне из гоголевского «Ревизора», Графине из «Женитьбы Фигаро» в режиссуре Валентина Плучека, Домне Пантелеевне из «Талантов и поклонников» А.Н. Островского в режиссерском прочтении Бориса Морозова). И - периодически осваивала непривычные для нее самой и для своих почитателей жесткие, трагические ролевые «рисунки». Последние Вере Кузьминичне предлагали и Марк Захаров (в его версии пьесы А.Н. Островского «Доходное место» Вера Кузьминична сыграла гордую, свободолюбивую Анну Павловну Вышневскую, вынужденную существовать в чуждых ей условиях золотой «клетки»). И - Борис Львов-Анохин, доверивший Вере Васильевой роль Домны Платоновны в «Воительнице» по Н.С. Лескову, женщины противоречивой, поначалу отталкивавшей своей алчностью, но благодаря способности испытывать сильные чувства в итоге добивавшейся понимания зрительного зала. А в поставленных Александром Вилькиным «Священных чудовищах» Ж. Кокто она получила возможность посредством роли Эстер «примерить» на себя образ примадонны труппы.

Справедливости ради стоит заметить, что, несмотря на высокое звание народной артистки Советского Союза и обилие государственных наград, подобное положение Васильевой неведомо. И она, как и многие ее коллеги, увы, знает, как тяжело бывает пережидать периоды отсутствия новых ролей в родном театре. Но Вера Кузьминична никогда не сетовала на судьбу, жалобам предпочитая действие. В моменты испытаний написала и выпустила мемуарную книгу «Продолжение души» (между прочим, успешно выдержавшую три издания) и ради поддержания формы охотно принимала различные режиссерские предложения, что называется, «со стороны». Причем, не имело значения Москва это или провинция - Васильевой было гораздо важнее сыграть ту или иную интересную, призванную обогатить ее актерскую «палитру» роль.

В результате в активе Веры Кузьминичны появились Кручинина в «Без вины виноватых» А. Н. Островского (Орловский драматический театр имени И.С. Тургенева, режиссер Борис Голубицкий) и Раневская в «Вишневом саде» А.П. Чехова (Тверской драматический театр, режиссер Вера Ефремова), Сарытова в «Блажи» А.Н. Островского и Н. Соловьева, Пехтерева в «Ассамблее» П. Гнедича (столичный Новый драматический театр, режиссер Андрей Сергеев). А роль миссис Сэвидж в спектакле Андрея Денникова «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика принесла совершенно новый для Васильевой опыт сотрудничества с артистами Театра кукол имени С.В. Образцова.

Недавно же она сыграла на подмостках Малого театра графиню Анну Федотовну в «Пиковой даме» по А.С. Пушкину (кстати, Веру Кузьминичну порекомендовала Элина Авраамовна Быстрицкая, которой, собственно, была предназначена эта роль), в очередной раз покорив публику лучшими свойствами своей индивидуальности. В том числе психологической тонкостью, умением по-человечески подойти к анализу характера, показав ее не «злобной старухой», а лукавой, «хулиганистой» и бесконечно одинокой особой.

«Пиковую даму» поставил режиссер Андрей Житинкин, который вместе с Театром Сатиры преподнес Васильевой роскошный подарок к юбилею - роль Ирмы Гарленд в специально для Веры Кузьминичны поставленном спектакле по его, Житинкина, пьесе «Роковое влечение». Благодаря этому Васильева получила шанс «погрузиться» в обстоятельства затворнической жизни некогда популярной «Звезды» Голливуда, в состояние, которое ей также не знакомо. Во-первых, потому что Вера Кузьминична, судя по ее публичным высказываниям, не отгораживается от окружающего мира, принимая близко к сердцу все происходящее вокруг нее радостные и печальные события. Вдобавок сегодня Васильева не может грешить на невостребованность. Да и к разряду «звезд» Вера Кузьминична не принадлежит. «звезда» - понятие переменное, непредсказуемое, она неожиданно появляется и столь же внезапно исчезает. А Васильева - настоящая, большая актриса, без личности которой нельзя представить ни советский этап отечественного искусства, ни нынешний российский культурный «ландшафт».

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.