Вера превосходная. Выставка-посвящение Вере Васильевой

Выпуск № 2-182/2015, Выставки

Вера превосходная. Выставка-посвящение Вере Васильевой

«Вы, Вера, превосходная! Вы истинно народная» - эти строки из стихотворения-поздравления Вере Кузьминичне Васильевой от Андрея Вознесенского стали названием юбилейной выставки народной артистки СССР, открывшейся в Театральном музее им. А.А. Бахрушина (на Малой Ордынке) и посвященной не только ее творчеству, но и «дотворческому» периоду. Да, был и такой, правда, очень короткий, поскольку уже в 12 лет, увидев на сцене Большого театра оперу «Царская невеста», Вера Кузьминична (а тогда еще Верочка) «заболела» театром.

Есть на выставке интересная фотография, где актриса еще совсем маленькая девочка со своим братом. Фото из другой эпохи. Как и сама актриса, уже ставшая легендой. Андрей Житинкин в одном из интервью сказал: «Вера Кузьминична - живая легенда. Их осталось очень мало - великих актрис и актеров XX века, которым каким-то непостижимым образом удается абсолютно полноценно существовать в XXI веке». И подобных признаний на выставке очень много. Но еще больше признаний и искренних благодарностей самой Веры Васильевой тем, с кем ей посчастливилось работать - ее учителям, режиссерам, актерам.

В книге «Продолжение души», которая уже выдержала не одно издание, Вера Кузьминична писала: «В школе я выполняла минимум требований, а вся моя настоящая жизнь сосредоточилась на книгах, на театре, на несбыточных, странных мечтах. Перечитав маленькой девочкой почти все имевшиеся тогда мемуары великих артистов, я стала рисовать себя во всех желанных ролях. Я пропадала в театральной библиотеке, перечитала все журналы "Рампа и жизнь", "Театр и искусство", знала всех актtров и антрепренtров по именам и фамилиям, разыскивала старые газетные рецензии, театральные фельетоны и прочее в том же духе...

Что же особенного запало тогда мне в душу?

МХАТ - с его спектаклями, старыми, поставленными еще К.С. Станиславским, - "Синяя птица", "Мертвые души"... Мир старого театра, который так пленял меня в книгах, вдруг чудился мне в тех спектаклях, о которых я так коротко сейчас вспоминаю».

Как известно, все наши желания сбываются. И актриса вышла на сцену одного из старейших театров России - Малого театра. В роли графини Анны Федотовны в спектакле «Пиковая дама» А.С. Пушкина в постановке А. Житинкина. На выставке представлен один из созданных для этого спектакля Вячеславом Зайцевым костюмов героини, рядом с которым актриса призналась: «Я поняла, что могу говорить о том, что я хочу. Я встретила понимание и доверие и со стороны режиссера, и со стороны партнеров по сцене. Графиня очень дорога для меня и подвигла на большую смелость и откровение... Это чудо из чудес играть такую роль».

Еще одним знаковым событием в театральной жизни Москвы и в актерской судьбе Веры Кузьминичны стал спектакль «Реквием по Радамесу» А. Николаи, появившийся в репертуаре Театра Сатиры в постановке Романа Виктюка, где актриса играла в незабываемом звездном трио с Еленой Образцовой и Ольгой Аросевой.

«Он (Роман Виктюк. - А.О.) не может не творить. В этом само его существо, - говорит Вера Кузьминична. - Даже личное общение с ним - это спектакль, который он бесконечно талантливо режиссирует. Вся работа была на невероятных эмоциях. От надежды и восторга до ужаса, отчаяния и оледенения, когда казалось, что я не в состоянии ничего сделать, я готова уйти».

И снова о мечтах и их воплощениях. «И вдруг два неожиданных, но подспудно желанных события вошли в мою жизнь. Я оказалась в городе моего детства, да еще в роли, о которой мечтала! И свои ощущения я могла бы назвать единственным прекрасным словом - счастье! Случайная встреча в поезде с Верой Андреевной Ефремовой - главным режиссером Тверского драматического театра. Мы разговорились о моей родине, о профессии, о мечте, которая скорбно умирала в моей душе - и... (о, счастье!) выяснилось, что в Тверском театре, которым руководит Ефремова, вот уже девять лет идет "Вишневый сад", но последние два года его не играют, так как исполнительница роли Раневской переехала в другой город. И Ефремова, присмотревшись ко мне, прислушиваясь к моим размышлениям, вдруг полушутя-полусерьезно предложила мне сыграть в ее спектакле эту роль, заметив, что... в спектакль надо войти хоть и по-своему, но бережно сохранив все то, что было сделано. Так возникло неожиданное в моей жизни творческое содружество, сопряженное с огромными трудностями, сомнениями, неуверенностью, страстной жаждой трудиться и что-то из своих сокровенных мечтаний, размышлений реализовать на сцене».

У Веры Кузьминичны, помимо актерского, есть еще один потрясающий талант - умение находить теплые, искренние и правдивые слова о тех, кто рядом с ней по жизни и в профессии. В уже упомянутой книге «Продолжение души» она оставила свои воспоминания о великих актерах и режиссерах в истории русского театра. Среди них: Вера Марецкая, Александр Остужев, Ольга Андровская, Екатерина Еланская, Алла Тарасова, Алиса Коонен, Мария Бабанова, Софья Гиацинтова... И очень трудно не процитировать некоторые из них. О Георгии Менглете («Играть и репетировать с ним было легко и радостно, как всегда, когда рядом на сцене Мастер. Каждому участнику спектакля Георгий Павлович отдавал много времени, но особенно много работал со мной»), о Надежде Слоновой («...редкий мастер, виртуозная артистка, женщина умная, независимая, ироническая. Она редко кого хвалила, но всегда была правдива в оценках и потому я особенно дорожила ее мнением»), о Николае Петрове («...человек удивительно легкий, талантливый, добрый, артистичный, раскованный, начисто лишенный желания властвовать, быть диктатором. Он охотно приглашал талантливых режиссеров, всегда радовался успеху чужого спектакля»), об Андрее Гончарове («В те времена работал в театре молодой режиссер - Андрей Гончаров, шумный, веселый, темпераментный, красивый и волевой»), о Борисе Равенских («В искусстве он был заметной, крупной фигурой, а в жизни - сложный человек, способный вызвать не только любовь, преклонение, восхищение, но и ярость, ненависть, полное неприятие. Он был велик! Пересказывали его словечки, поступки, копировали манеры, негодовали, смеялись над привычками одеваться, кричать, опаздывать и т. д. Он вызывал такие разные чувства, такие полярные страсти! Для меня он остался загадкой. Думать о нем мне трудно... В этих мыслях нет идиллии. Все слишком живо в памяти: моя фанатическая, религиозная преданность, моя боль, мой протест, мое непонимание его поступков, страстей, борьбы...»), о Валентине Плучеке («...старался приучить нас к опоэтизированию чувств, к романтической приподнятости, что и требовалось для этой романтической пьесы, которая была больше похожа на сказку»), об Эрасте Гарине («Гарин был так бестелесен, добр, наивен и сказочен, и ясно было, что так, как он, никто сыграть не может. Его удивительные незабудковые глаза не понимали этой жизни. Он был так душевно прекрасен, что не смыкался со всеми нами, земными, плоскими»), о Валентине Гафте («Один из тех немногих актеров, что разговаривая, не показывают себя. Он весь мысль, весь - сжатая пружина. Даже на отдыхе, когда можно расслабиться. Стать ленивым - никаким»), об Андрее Миронове («Я знала немного людей, которые были бы так влюблены в театр, как Андрей. В жизни он был очень разный. Но всегда - очаровательный. И все в него влюблялись»), об Александре Ширвиндте («...лучшее подтверждение того, как нужны на сцене красивые люди. Не сказать о том, какой обаятельный, красивый, контактный, добрый и умный человек наш Александр Анатольевич Ширвиндт - просто невозможно...)», об Анатолии Папанове («Папанов, каким я его знала, был натурой для меня не разгаданной, человеком неожиданных решений и свершений. И его актерский путь был полон блестящих неожиданностей... На наших репетициях он оказался поразительно добрым, терпеливым, ранимым, по-отечески опекающим абсолютно каждого участника будущего спектакля. Демократичный, не боящийся потерять свой авторитет, собранный, эмоционально заряженный только добром, только нежностью и верой в каждого артиста, с которым он работал...»).

И в каждом слове - Вера Васильева. Ее понимание жизни, профессии и людей, ее чувства и чувствования, все то, из чего складывается ее неповторимая, интересная жизнь. И все эти воспоминания, впечатления и размышления органично «вмонтированы» в выставку, на которой представлено около 200 экспонатов из разных собраний и из личного архива актрисы - эскизы костюмов и декораций, афиши и программы спектаклей, фотографии, рукописные материалы, костюмы, куклы, предметы мемориально-вещевого фонда, прежде всего, награды Веры Кузьминичны.

В одном из выставочных залов создана атмосфера времени, в котором воспитывалась и формировалась будущая актриса, здесь же представлена ее жизнь «около» театра и вне его. Да, была и такая. Например, Вера Кузьминична на фестивале «Лучшие спектакли России», на сцене с Евгением Леоновым в капустнике в ВТО, на Патриарших прудах в окружении детворы в «роли» депутата Моссовета, тут же исторические фото со съезда кинематографистов, посещения усадьбы Александра Островского «Щелыково» и в экстерьере Монмартра в Париже... Она такая разная и такая прекрасная. Всегда.


Фото автора

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.