Хорошая цифра 15... / Марийский государственный театр оперы и балета им.Э.Сапаева

Выпуск № 2-182/2015, Гости Москвы

Хорошая цифра 15... / Марийский государственный театр оперы и балета им.Э.Сапаева

«Марийский балет». Сегодня этот бренд, может быть, лучше известен в Мексике, Южной Корее, Китае, Германии, чем в родной стране, хотя и в тех российских городах, где он побывал на гастролях, у него появилось много поклонников. В столице Республики Марий Эл, в городе Йошкар Оле на балетных спектаклях всегда аншлаг. А на балетных премьерах, как говорится, - весь город и Глава Республики Леонид Маркелов. Благодаря его настойчивому приглашению, ведущий солист Большого театра, уроженец Марий Эл, Константин Иванов в 1999 году возглавил балетную труппу, а через год стал директором и художественным руководителем Марийского Государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева. Ему было 27 лет.

И вот прошло 15 лет...

Этим летом балетная труппа Театра оперы и балета им. Э. Сапаева Республики Марий Эл впервые гастролировала в Москве. Она была приглашена открывать Летние балетные сезоны, которые проходили на сцене РАМТа в пятнадцатый раз. Впервые такая честь была оказана не столичной труппе. Основа репертуара Летних сезонов традиционна - русская классика. И Марийский театр привез «Лебединое озеро», «Спящую красавицу», «Щелкунчика», «Ромео и Джульетту», «Дон Кихота» - удачные версии Константина Иванова, а также балет знаменитого эстонского хореографа Май Мурдмаа «Мастер и Маргарита» по М. Булгакову. 12 спектаклей за 12 дней, 6 названий. Успех превзошел все ожидания. С каждым вечером увеличивалось количество зрителей. Вторая половина гастролей шла при аншлагах. Аплодисменты, цветы, крики «браво!»... Зрители были благодарны артистам и Константину Иванову за то, что они сохраняют лучшие традиции русского классического балета.

Откуда в Йошкар Оле такая высокопрофессиональная труппа: такие солисты на главные и второстепенные партии, такой кордебалет, такая постановочная культура? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним историю. В 1992 году Московское хореографическое училище (ныне Академия) закончил Константин Иванов и был сразу приглашен в труппу Большого театра. Так случилось, что, став ведущим солистом Большого, он не утратил духовной связи со своей малой родиной, Республикой Марий Эл. Начал ездить домой, попытался танцевать с местной труппой, которая в то время была в плачевном состоянии. Потом он придумал Рождественские вечера: гала-концерты, в которых с удовольствием участвовали ведущие солисты Большого театра. Это была очень дружная, веселая компания. Константину Иванову хотелось, чтобы в родном городе увидели и полюбили настоящий балет. И лед тронулся - залы на Рождественских вечерах были полны.

А далее последовало приглашение возглавить балетную труппу, а затем и Театр оперы и балета. Так для Иванова начался ХХI век. Первые годы Константин Иванов успешно совмещал работу в Большом театре, где карьера его шла вверх, с работой в Йошкар Оле. Он стал одним из лучших танцовщиков своего поколения. Его поддерживал тогдашний директор Большого театра Владимир Васильев. Когда руководство сменилось, Иванова поставили перед выбором: Москва или Йошкар Ола. Он выбрал Йошкар Олу. Не мог поступить иначе. Здесь уже началась кропотливая работа по созданию, фактически, новой балетной труппы. И первое, что сделал Константин Иванов, - открыл балетную школу. Он прекрасно понимал, что театра не будет, если не вырастить свои кадры.

Так получилось, что 15-летие Школы отмечали гастролями в Москве. Это было счастливое совпадение. И сегодня на 98% марийская балетная труппа - выпускники Школы Константина Иванова.

Ему фантастически повезло. Отделение хореографии Колледжа искусств, которое Константин Иванов возглавил, приютил у себя необыкновенный человек - Григорий Ефимович Пейсахович, директор школы №18, ныне это Баумановский лицей. Уже тогда, полтора десятилетия назад, это была необычная школа со своими особыми программами, где все ученики занимались после уроков спортом и разными искусствами - живопись, керамика, музыка, хор, народные танцы и т. д. В огромном спортивном зале можно было играть в волейбол, футбол, баскетбол и даже в теннис. Кроме того, были в школе бассейн и своя медицинская часть. Но главное - была там особая творческая и человеческая атмосфера. Вот в этой школе и оборудовали специальный класс для занятий хореографией. К счастью, нашлись прекрасные педагоги - бывшие артисты театра. Оборудовали и общежитие, так как талантливых учеников находили не только в Йошкар Оле. Здесь же получали они прекрасное общее образование.

Основа нынешней балетной труппы - это выпуск 2007 года, 12 человек. Участвовать в спектаклях они начали очень рано. Особенно хороши оказались мальчики. Нынешние ведущие солисты - Константин Коротков, Кирилл Паршин, Дмитрий Коган - из этого выпуска. В моем архиве сохранилась запись, где Костя Коротков рассказывает, как он попал в балетную школу: «В 99-м году, когда Константин Анатольевич задумал организовать хореографическое училище, был сперва экспериментальный класс. Потом стали набирать мальчиков и девочек из разных школ. Пришли в нашу школу. Я как раз перешел в пятый класс. Все пятые классы собрали в большом зале, проверяли данные. Меня отобрали. Я думать не думал ни о каком балете. Я даже не представлял, что это такое. Никогда в театре не был. Мама сказала: решай сам, если пойдешь туда - это будет твоя профессия. Я не понимал ничего, но почему бы ни попробовать? Так год за годом познавал профессию артиста балета...»

Сейчас Костя настоящий премьер и очень хороший партнер. Вместе с прима-балериной Ольгой Челпановой они блестяще танцуют все главные партии.

У Ольги другая история. В 2006 году она закончила хореографическое отделение Колледжа культуры и искусства Республики Коми. Она оттуда родом. У Ольги был замечательный педагог Ольга Федотова. Константин Иванов увидел Олю в Перми на Международном конкурсе артистов балета «Арабеск», куда она приехала сразу после выпуска. Маленькая, хрупкая, изящная, легкая, хорошо выученная. Как только Иванов увидел ее на первом туре, понял: это - то, что ему надо, такой девочки у него нет. Сразу после первого тура подошел к ней и пригласил в Йошкар Олу. Она и приехала. И как-то легко вписалась в молодую талантливую компанию, сразу заявив о себе. Ее партнером стал Костя Коротков. Так они вместе и танцуют. И не расстаются ни в театре, ни дома. Как говорит Костя, чувствуют друг друга, любят друг друга на сцене и в жизни. Они оба заслуженные артисты Марий Эл. Им дали квартиру в новом доме на набережной. Но я, грешным делом, думаю, что все-таки их главная любовь - балет.

Еще одна цитата из нашего давнего разговора с Костей Коротковым. Я спросила, как работает Константин Анатольевич Иванов как педагог и как постановщик. Вот что Костя мне ответил: «Во-первых, все, что он получил от своих учителей в Большом театре, все знания и умения он бережно передает своим ученикам, он воспитывает в том духе, в каком его воспитывали - по актерскому мастерству, в техническом отношении... Такое родительское тепло идет от него на протяжении всей учебы и всей работы. Он переносит сюда традиции столичного театра. Не важно, что мы не в Москве, мы должны быть профессионалами, качество должно расти и чувство ответственности перед зрителями».

И правда, Марийский балет совсем не выглядел провинциальной труппой на Летних балетных сезонах в Москве, а смотрелся более чем достойно. Все спектакли прошли с успехом - и классика, и современный сложный балет «Мастер и Маргарита» эстонского хореографа с мировым именем. Май Мурдмаа специально приехала в Москву, провела репетицию. На спектакле мы с ней сидели рядом. Я видела, как она внимательно смотрела и время от времени тихо говорила: «Молодцы...» Надо сказать, что и публика оценила и сам балет, и исполнителей. Аплодисменты звучали после каждой сцены, а по окончании спектакля зрители долго не отпускали артистов...

Май Мурдмаа поставила в Йошкар Оле не только «Мастера и Маргариту», но и триптих «Кармина Бурана» на музыку К. Орфа. Когда я спросила, каковы были ее первые впечатления от марийской труппы, она как человек немногословный сказала: «Понимаете, профессионалы есть профессионалы. Если руководитель профессионал - тогда все органично складывается. Люди очень открытые, чистые, бесхитростные. Их воспитывает настоящий художник, поэтому работать было просто и радостно».

Константин Анатольевич Иванов, действительно, не только учит профессии, но и воспитывает учеников как творческих людей, умеющих отличать искусство от подделки. Раньше, пока они еще росли, в спектаклях театра нередко участвовали ведущие танцовщики Большого театра, Музыкального театра им.К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, зарубежные звезды. В последнее время гости приезжают реже, например, на единственный в России да и в мире Улановский фестиваль. Но теперь все танцуют на равных...

И еще артисты Марийского балета приучены с детства много работать. Какая труппа могла вынести такую нагрузку, как на гастролях в Москве, когда каждый день на сцене, замен нет, спектакли труднейшие... Но - выдержали!

Так сошлись звезды, что 15-летие своей Школы марийский балет отметил в Москве на Театральной площади полномасштабными успешными гастролями. Это ли не чудо? Пятнадцатые Летние балетные сезоны - и 15 лет как Константин Иванов возглавляет Марийский Государственный театр оперы и балета им.Э. Сапаева, для которого два года назад построили новое, прекрасно оборудованное здание в центре Йошкар Олы!

Хорошая это цифра - 15...


Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.