Театр Владимира Галицкого

Выпуск № 2-182/2015, Книжная полка

Театр Владимира Галицкого

При поддержке Тамбовского отделения СТД вышла в свет книга заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата государственной премии СССР, режиссера Владимира Александровича Галицкого, подготовленная Тамбовским театром. Она объединяет уже опубликованные мемуары «Театр моей юности» и «Записки периферийного главрежа», а также обнаруженную в семейном архиве дочерью Марией Владимировной Галицкой и вдовой Татьяной Владиславовной Петкевич рукопись «Бессонница памяти». В издание включены воспоминания его дочери, друзей и учеников, а также фотоматериалы из семейного архива, фондов Музея истории Тамбовского театра и Тамбовского областного краеведческого музея, архива его учеников. При подготовке книги были использованы и материалы открытых источников театров Одессы, Днепропетровска, Харькова, Барнаула, Владивостока, Чебоксар, Калинина (ныне Тверь), в которых служил Владимир Галицкий.

Раздел «Театр моей юности» посвящен всем, с кем встречался Галицкий в молодые годы, кто раскрыл перед ним необъятный мир искусства, кто учил, наставлял, подавал руку помощи в трудную минуту. Это своего рода экскурс в историю театрального дела, начинающийся с 1913 года, когда семья Галицких приехала в Одессу. Отец, Александр Петрович, был суфлером и жизнь в семье, как пишет Владимир Александрович, была пропитана театром и целиком зависела от него.

«Бессоница памяти» - название, рожденное сердцем автора. «Образы прошлого жили во мне, волновали и настоятельно просились на бумагу», - пишет Владимир Александрович. Он запечатлел здесь родственные явления - русский и украинский театры, в которых служил в годы Великой Отечественной войны, до и после нее, во время эвакуации.

Службе Галицкого на периферии, а именно в Тамбовском драматическом театре посвящен раздел «Записки периферийного главрежа». Владимир Александрович пишет, что «к сожалению, периферийный театр не имеет своей истории, процессы, происходящие в нем, взбухают и гаснут, как огни светлячков в ночи», что он, несомненно, влияет на общее развитие театральной культуры, его можно назвать «питомником талантов». Галицкий повествует о своей личной режиссерской и «главрежской» жизни, описывает положение художника, преодолевающего рутину, отсталость и дурной вкус. Создав при Тамбовском театре студию, укрепляя молодежью спектакли, он открыл новый пласт для периферийной режиссуры, за десять лет создав ансамблевый, высокопрофессиональный (пять званий и пять Сталинских премий) театр, единый коллектив.

Мемуары читаются с неослабевающим интересом, это своего рода новеллы, эссе, меткие зарисовки. Автор показывает театр изнутри, со всеми его специфическими особенностями, мучительными исканиями, творческими озарениями и просчетами, жизненными проблемами. В главах, посвященных корифеям театрального дела Н.И. Собольщикову-Самарину, В.В. Кенигсону, А.Г. Коонен и А.Я. Таирову, С. Мартинсону, Н. Алисовой, В. Леонтьевой, открываются неизвестные факты их жизни и творчества. Этот сборник может стать настольной книгой для служителей театра всех рангов и положений, а также всех, живущих театром.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.