Зеленоград. Что нынче нового? Мольер!

Выпуск № 3-183/2015, В России

Зеленоград. Что нынче нового? Мольер!

Стремлению играть мольеровского «Скупого» на российском театре изначально мешает классический, страшно сказать, пушкинский упрек автору в однозначности характера главного героя («У Мольера скупой скуп - и только»). А потому каждая новая сценическая версия пьесы строится на сопротивлении этому предубеждению. На сцене Московского драматического «Ведогонь-театра», что в Зеленограде, режиссер Карен Нерсисян, художники Кирилл Данилов (сценография) и Янина Кремер (костюмы) создали прежде всего зрелище стильное и живое, полное почти барочной, демонстративно избыточной красоты, где обилие деталей, ярких и изысканных, не перегружает пространство, а наполняет его исключительно театральным смыслом.

Основной элемент декорации - роскошный занавес в переливчатой серебряно-золотой гамме с шикарным многоцветным арлекином в духе эпохи Людовика ХIV. Кажущийся тяжелым, занавес этот на удивление подвижен и изобилует драгоценными мелочами, рассматривать которые уже наслаждение. Снопы павлиньих перьев и пена кружев, тяжелые люстры и гирлянды крохотных безделушек давно забытого назначения - все создает атмосферу старинного театра, прекрасного и загадочного.

На этом искрящемся фоне классицистская притча о скупости, затмившей человеку весь остальной мир, особенно впечатляет. Павел Курочкин играет Гарпагона умным и страстным. В его фанатизме и въедливой настырности не так много патологии, как ожидаешь. Скорее, это собственный, а потому особенно дорогой, хотя и нелепый способ самозащиты от людей, в подлости которых герой искренне убежден. Вот, к примеру, Лафлеш, слуга его сына. Лукавый взгляд этого пройдохи в принципе не внушает доверия. Вячеслав Семеин увлеченно играет парня, фонтанирующего природной хитростью. От такого только подвохов и ждать. По убеждению хозяина, он и по дому-то слоняется с единственной целью - найти и выкрасть припрятанные хозяином деньги.

Скупость этого Гарпагона имеет множество оттенков. К примеру, экономя на домашнем штате, он отдал функции повара и кучера одному и тому же мужику, явно ленивому и завистливому. Жак, остроумно и сатирично сыгранный Александром Бавтриковым, именно таков. Интриганство свое этот «многостаночник» и за грех не считает. Тем более что к его зависти примешивается своего рода классовое чувство, ведь ненавистный ему дворецкий Валер явно не из простых. В герое Сергея Зайцева есть порода, смелость и честь.

Взаимоотношения двух пар юных влюбленных выстроены режиссером драматично, но не без иронии, что актеры прекрасно чувствуют и воплощают. Многозначность красок обеспечена еще и остроумным переводом В. Лихачева. Пассажи текста, ажурные и изысканные, артисты проговаривают внятно, темперамента, однако, не теряя. Все четверо: дети Гарпагона Клеант и Элиза (Михаил Калашников и Марина Бутова) равно как дети Ансельма Валер и Марианна (Сергей Зайцев и Наталья Третьяк) вовсе не становятся дежурными лирическими героями. Их чувства взаимны и искренни, настроения летучи и зависимы от нелепых мелочей. Молодые артисты к законам жанра внимательны и соблюдают их с трогательной точностью.

Нынешние зрители сюжет комедии воспринимают тоже весьма иронично. Когда Гарпагон намеревается жениться на девице, которая младше его собственного сына, они готовы отнестись к этому почти спокойно (нынче разница в возрасте между женихом и невестой кое-где порой может достигать и ... шестидесяти лет). Зато когда тот же Гарпагон, якобы осознав опасную двусмысленность ситуации, вроде как бы передумал в пользу сына, кстати, в девушку влюбленного, это выглядит подозрительным, да и в самом деле становится злым «экспериментом».

Свою интригу ведет и многоопытная Фрозина. По-русской классификации она если не сводня, то сваха. В эпоху Людовика ХIV подобную специалистку именовали элегантнее - посредницей в сердечных делах. Елена Шкурпело являет нам дамочку цепкую и циничную, рядом с которой уловки фольклорной лисы Алисы - наивный детский лепет. Фрозине все равно, кого женить или сватать: нежную Марианну выдавать за старика Гарпагона, с чего все в пьесе начинается, или посодействовать взаимному счастью юных героев (второе, правда, предпочтительнее, ибо помогает сохранить достоинство). Опыт у нее огромный, интуиция включается мгновенно, реакции всегда стремительны. Каждого клиента она видит насквозь и умеет резко, но всякий раз безупречно точно развернуть свой «сюжет» в выгодном для себя направлении.

Явление господина Ансельма, который, словно театральный «бог из машины», возникает внезапно, всех мгновенно примиряя, - ход равно иронический и мелодраматичный (Ансельм в финале столь же внезапно обретает утраченных детей). Сегодняшние зрители, воспитанные сюжетами чувствительных телесериалов, воспринимают это с пониманием. Сосредоточенно-флегматичный герой Дмитрия Лямочкина поначалу больше похож на Каменного гостя. Облаченный в белые одежды, похожие на рыцарские доспехи, господин Ансельм, кажется, несет в себе нечто роковое и неизбежное. Но он не загадывает головоломки, а, напротив, развязывает все сюжетные хитросплетения, не теряя при этом общей иронической интонации.

В финале именно господин Ансельм, долготерпеливый мученик своей судьбы, в отличие от какого-нибудь Каменного гостя, дарует юным героям возможность единения, приводящего их к вожделенной гармонии. Даже Гарпагон, явно заигравшийся в собственную скупость, получает от Ансельма свою долю радости хотя бы оттого, что слышит, кажется, впервые в жизни, слово «Плачу!» из уст другого человека.


Фото Алины ПАСКЕЕВОЙ

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.