Пермь. Диалог о самом важном

Выпуск № 3-183/2015, В России

Пермь. Диалог о самом важном

Очередной театральный год стал поистине знаковым для Пермского театра юного зрителя. За это время из провинциального ТЮЗа он превратился в настоящий художественный «бренд», в театр, о котором говорят в разных уголках России и мира. Подтверждение тому и престижная Премия Правительства России имени Федора Волкова, которой театр был награжден в сентябре 2014 года, и конверт, специально выпущенный Почтой России к юбилею театра, и поздравления, которые пришли в адрес театра из разных городов, от разных людей.

Тридцать три года из пятидесяти театр возглавляет Михаил Скоморохов. Народный артист России, Лауреат Премии Правительства России и Национальной театральной премии «Арлекин», Кавалер Почетного знака «Общественное признание», профессор, Почетный гражданин города Перми - это лишь часть тех званий, которые имеет худрук Пермского ТЮЗа. Все эти тридцать с лишним лет спектакли Скоморохова пользуются неизменной популярностью у публики и зачастую вызывают хвалебные отзывы у критики. А еще Михаил Юрьевич смог построить не просто театр, а настоящий театральный дом, куда всегда хочется вернуться.

Одним из главных событий в театральной жизни Перми в этом сезоне стал спектакль Михаила Скоморохова - «Господа Головлёвы».

Этот спектакль был создан на средства гранта Президента России для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства, а также при поддержке Министерства культуры России и Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края.

Постановка Пермского ТЮЗа «свела» вместе Золотой век русской литературы и современную драматургию в лице уральского драматурга Ярославы Пулинович. Именно она - автор пьесы, написанной по мотивам одного из величайших и пугающих своей откровенностью романов русской литературы - «Господа Головлёвы» М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Вопреки традиционному взгляду, в спектакле главным героем является не Иудушка Головлёв, имя которого уже давно вышло за литературные рамки и стало нарицательным, а вся семья. Спектакль, будто увеличительное стекло, позволяет детально рассмотреть каждого из Головлёвых, подробно вглядываясь в лицо матери семейства, Арины Петровны.

В спектакле Пермского ТЮЗа смешаны разные проявления людской жизни: угодливость и непоколебимость, ласковость и хищность, любовь и ненависть. Все это вместе приводит к настоящей семейной драме. Мы видим, как все погибают, разрушаются все надежды, а мечты превращаются лишь в уныние и тоску по счастью.

Кто виноват в трагедии семьи Головлёвых? Можно ли было этого избежать? Как правильно жить? И что есть любовь? Именно эти вопросы, как признается Михаил Скоморохов, мучали его при постановке спектакля и именно на них предстоит найти ответы зрителю. Спектакль не дает ответов, а лишь поднимает вопросы вновь, говорит зрителю: «Не пропустите это». Ведь образ матери семейства Головлёвых необычайно современен. А в актерском исполнении Елены Бычковой он становится близким и понятным почти каждому.

Не менее интересны актерские работы, созданные в этом году Михаилом Шибановым. Он воплотил на сцене образ учителя географии Савла Петровича Норвегова из «Школы для дураков» Саши Соколова. Именно Савл Норвегов не похож на других учителей. Его образовательная система вызывает недоумение, однако в ней заложено главное - воспитание личности, попытка докопаться до глубин человеческой души. Эта непохожесть на окружающих и нетрадиционный подход к обучению привлекает школьников, к нему начинают тянуться ученики.

Образ Норвегова - это образ Учителя с большой буквы, который способен повести за собой и дать нечто большее, чем просто знания. Даже его имя - Савл, указывает на то, что это образ нового апостола Павла, который способен привести к свету, если довериться ему. При этом расширение образа идет не только за счет библейских отсылок, но и благодаря кадрам из фильма Андрея Тарковского «Зеркало». Все режиссерские и актерские маркеры «работают» на центральную идею, которая, кажется, стара как мир: главное - это человеческая душа. Ведь именно там, в душе главного героя, мальчика с раздвоением личности, живут мечты, любовь к маме, надежды и победы.

Режиссер спектакля Максим Соколов смог воплотить на сцене главную идею романа - в этой истории сумасшедшие не герои, а сама жизнь, где стремление быть индивидуальностью немедленно пресекается.

Роман, написанный еще в 1976 году о проблемах советского общества, в постановке Максима Соколова выявляет то, насколько неизменным остался социум даже спустя почти сорок лет.

О неизменности человеческих стремлений и поступков говорит и спектакль Евгения Зимина «Как я стал идиотом», поставленный по мотивам одноименного романа Мартена Пажа.

В этом спектакле Михаил Шибанов не только сыграл главную роль, но и занимался музыкальным оформлением. Действие происходит в современной Франции и безусловно это не могло не отобразиться в музыке, сопровождающей спектакль.

- В целом, я доволен тем, что звучит в спектакле, - признается Михаил Шибанов, - Мартен Паж написал в романе, что звучит песня Дани Бриллена «Redonne-Moi Ma Chance», которую исполняют друзья Антуана. Тем самым он дал подсказку для всего музыкального оформления.

Спектакль Пермского ТЮЗа вслед за романом рассказывает историю интеллектуала Антуана, который решает, что «ум делает своего обладателя несчастным, одиноким и нищим». На протяжении действия главный герой пытается обрести свое счастье. Его новая жизнь, которую он решает начать, превращается в современную одиссею, в своеобразное путешествие в глупость, однако в итоге, как сказано в романе, «путешествие в глупость непременно превратится в гимн уму».

Режиссер спектакля Евгений Зимин вслед за Мартеном Пажем пытается докопаться до истины в таких вопросах, как жизнь в этом мире и человеческое нутро.

О человеческой сущности ведет диалог и Артем Баскаков, режиссер спектакля «Холодное сердце».

В основе постановки - сказка Вильгельма Гауфа. «Холодное сердце» невозможно обозначить только как детский спектакль, проза Гауфа - литература одинаково интересная и детям, и взрослым, а потому этот спектакль продолжает одну из главных репертуарных линий Пермского ТЮЗа - спектакли для всей семьи.

«Надо больше хорошего...», - поется в одной из песен знаменитой екатеринбургской группы «Курара». Но что же такое хорошее? Чего надо больше? Именно об этом история угольщика Петера Мунка. Кто-то считает, что хорошее - это золото, а кто-то - доброе сердце и любовь к близким. Но какой же выбор правильный? Вопрос сегодня не праздный, а потому и спектакль оказался невероятно важным этапом в жизни театра. Билетов на него почти не достать, а вот зрительских отзывов на сайте театра - хоть отбавляй.

О человеческом выборе говорит и спектакль «Слушай, как поют эльфы», поставленный Александром Николаевым по киносценарию Ярославы Пулинович.

В центре спектакля - юноша Саша, который должен принять сразу несколько серьезных решений.

История закручивается вокруг любовного треугольника Маша - Саша - Майка, однако решение Саши - это не просто выбор между двумя девушками, это, в первую очередь, попытка найти жизненный ориентир.

Что важнее, деньги или любовь? Есть ли вообще на свете любовь? И главное - как быть, если тебе от рождения дано слышать голоса эльфов, а значит, уметь творить?

Эти вопросы терзают главного героя, и ему предстоит найти выход из сложившейся ситуации, ответив на эти вопросы.

От выбора главного героя зависит не только его судьба, но и судьбы Маши и Майки и даже Арины Аркадьевны, матери одной из героинь.

Роль пожилой актрисы Арины Аркадьевны Филимоновой блестяще воплощает на сцене заслуженная артистка России Татьяна Жаркова. Она вкладывает в игру максимум иронии по отношению к себе и коллегам, и это не удивительно, ведь Жаркова, как и Филимонова, отдали жизнь театру, а потому артистка невероятно органична в роли, буквально чувствует нутро своей героини.

Александр Николаев выстраивает спектакль таким образом, что он превращается в откровенный разговор на животрепещущие темы.

Вообще все спектакли Пермского ТЮЗа - это один большой диалог со зрителем о самом важном, о самом сокровенном, разговор, который длится уже пятьдесят лет.


Фото Александра МЕДВЕДЕВА

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.