Самара. Любить человека

Выпуск № 3-183/2015, В России

Самара. Любить человека

Впервые увидев спектакль театра «Самарская площадь» на фестивале в Архангельске, я всерьез заинтересовалась этим коллективом. Он показал тогда моноспектакль «Я собака» по повести Михаила Самарского, где собаку-поводыря играла Наталья Носова. Два часа без антракта мы сидели и слушали страстный и грустный рассказ рыжего пса, преданно служившего своим хозяевам и в процессе этой службы познававшего мир людей так тонко и с такой нежностью, ни на кого не обижаясь и храня печальную готовность вновь полюбить и сделать счастливым того, кого полюбит. А мы запомнили и полюбили Наталью Носову.

Летом мне привелось увидеть и другие спектакли этого театра, стоящего на Самарской площади города Самары, почти у самой Волги.

Евгений Дробышев создал свой театр в 1987 году и 28 лет осуществляет его бессменное художественное руководство, в результате которого театр давно признан «авторским». За все эти годы он переживал разные творческие периоды - от политического и площадного, в котором были и блестящие спектакли-пантомимы, до русского психологического направления, главенствующего сейчас в его репертуаре. Именно таким увидела его и я, познакомившись с последними постановками.

Чеховская «Чайка» идет здесь уже несколько лет, и о ней нужно обязательно рассказать, поскольку это программный спектакль для театра, и именно в нем отчетливо видны система координат и основные принципы режиссуры Дробышева.

Он предстает здесь как художник-наблюдатель, исследователь жизни, для которого чеховская пьеса - это предмет бесконечного размышления о человеке. Здесь режиссура, изучающая человека с необыкновенной любовью и всячески старающаяся его понять, услышать и оправдать. Здесь сфера человеколюбия, а не иронии или сарказма.

Способ конструирования образов - это совершение подробного путешествия по миру самого персонажа. Текст спектакля уникален своим вторым планом, своими подтекстами и отступлениями, в которых режиссер рассказывает нам то, чего нет в тексте пьесы и что видит лично он. Этот дополнительный слой создает особое, объемное видение людей, характеров и отношений - бесконечно расширяя пространство актерской игры и уводя зрителя в пространство раздумий об этих людях. Даря возможность нового переживания пьесы. Ткань спектакля соткана из тонких наблюдений за героями и горячего сочувствия к ним - обнаруживая страстный и сострадательный интерес к человеку.

Вообще-то «Чайка» поставлена о стихийной и неистребимой, почти роковой любви к театру. Тут у всех на уме театр, у всех в душе культ сцены, театр - фетиш, наваждение, судьба. Власть его над душами и умами непреодолима. На домашнюю сцену треплевского театрика устремляются все, пытаясь оказаться в его заповедной зоне - и Аркадина (хоть эта сцена предназначена не для нее), и Маша, и Сорин, и Тригорин, и, конечно же, Нина с Треплевым - желая ощутить причастность к его пьянящему миру. И эта маленькая деревянная площадка каждого приподнимет от земли хоть на миг. А во втором акте приехавшую с гастрольного турне Аркадину все встречают в итальянских масках... страсть к театру неистребима.

Актрисе Аркадиной (Наталья Носова), неустанно дарящей всем театральные эскапады, за ее принадлежность к сцене прощается все. Она здесь - хозяйка дома, жизни, мироздания - и никто не решится этого оспаривать. Воинственная и невозмутимая, победительная и вульгарная, она живет наотмашь и шествует напролом, не ведая сомнений. Непреклонная воля побеждать и подавлять, легко распоряжаясь чужими жизнями, нерассуждающая жестокость, напор и комплекс вечной правоты рождены какой-то земной стихийной силой, которой ничто не может противостоять. Застав целующихся Тригорина и Нину, она невозмутимо отрывает Тригорина от этого поцелуя и уводит, усмехнувшись Нине: «Всего доброго, милочка!» Но мы все ей простим, во многом поймем, оценив этот восхитительный артистизм.

Нина же в исполнении Юлии Бакоян похожа на маленькую птичку, рвущуюся в полет и страстно пытающуюся разгадать загадку «жизни в искусстве». Загадку чужого успеха, чужой славы, чужого неведомого величия. И жаждущей попасть в заветный мир небожителей - таких, как Аркадина и Тригорин. Она уже в состоянии зачаточного безумия от этих яростных желаний. Алчущая, неистовая, взвинченная, опьяняющая нас своей горячечной речью. Исступленно познающая жизнь. Героиня абсолютно одержимая. И - совершенно обезумевшая в финале, когда, услышав за стеной голос Тригорина, схватила висящее на стене ружье и рванулась с ним в соседнюю комнату...

Безнадежно влюбленная в Треплева Маша (Анастасия Карпинская), - существо, так и не обретшее почвы под ногами, находится в постоянном подпитии и продолжает «добавлять», вынимая из кармана фляжку со спиртным, а перебрав, валится с ног. Она очень милая и искренняя и достойна лучшей участи. Ее жаль. Встретившиеся в финале Треплев и Нина также потягивают коньяк, доставая бутылочки из своих тайных карманов. Что же делать - человек слаб.

Треплев (Роман Лексин) - романтичный и тонкий, глубоко переживающий драму несостоявшейся любви и несостоявшегося писательства; он словно и не сын своей властной матери. У него благородная душа и трепетное сердце. В финале он берет ружье, отнятое у Нины, уходит с ним и стреляется.

И тут почти все терпят поражение, рассказывая нам о том, как строга и трудна жизнь. А человек хрупок, слаб, одинок, незащищен, наивен, смешон и бесконечно уязвим. Режиссер не скрывает своей нежности к этим людям, призывая быть милосердными ко всем заблудившимся, ко всем заблуждающимся.

Драма Максима Осипова «Русский и литература» поставлена Дробышевым совсем недавно, вызвав серьезный зрительский интерес, поскольку речь в ней идет о нынешнем дне нашей страны, небезразличном каждому, о нынешнем человеке, ищущем истину в современном мире.

Постсоветская Россия, провинциальный русский город, распад былой советской реальности и нынешнее состояние разрозненного российского общества, не умеющего создать и осмыслить новую жизнь. Власть в городе держат глава законодательного собрания Ксения Николаевна (Наталья Носова), судья Рукосуев (Геннадий Муштаков) и глава местного самоуправления Цыцын (Олег Рубцов). Здесь все происходит так, как они хотят, однако рядом с ними живет еще школьный учитель литературы Сергей Сергеевич (Владимир Лоркин) - здешний источник духовности и культуры, прививающий ученикам любовь к русской литературе, которая оказывается совершенно ненужной в современной жизни.

Сергей Сергеевич идеалист и романтик, он устраивает незабываемые «литературные четверги» для своих учеников, но его любимую ученицу Верочку (Вероника Агеева) русская литература уберечь не смогла. Ее перемолол и погубил столичный город, куда она, влюбленная в литературу, уехала учиться филологии. Меж тем романтичный учитель ведет дневник, вспоминая Верочку и свои лучшие дни, проведенные рядом с ней. Его монолог, пронизанный стихотворными цитатами, - стержень сюжета. Однако верочкина мать, коей является именно Ксения Николаевна, мстит учителю за смерть дочери, вступая с ним в идейный поединок, и даже намеревается отобрать дом, в котором он живет.

Тут, в общем-то, всем плохо, всеми потеряна опора в жизни, все ищут ее смысл и не могут найти. И никакая русская литература не помогает. Всемогущей государственной даме Ксении Николаевне более всех несладко: похоронена единственная дочь, и она тянет одна и дом, и город, и бизнес. Властная хозяйка всего округа, крутая, сильная и крепкая, с недюжинным душевным размахом, она все повторяет: «Распалась страна!», пытаясь найти опору то в православии, то в мусульманстве.

Но ни у кого нет ответов на вечные вопросы. Осталось вновь уповать лишь на русскую литературу да на учителя Сергея Сергеевича, в школьный класс которого приходят в итоге все участники драмы, рассаживаясь за парты в роли учеников.

Комедия Алексея Слаповского «Не такой, как все», этот «вечный» сюжет о мужчине и женщине, поставлен Дробышевым как удивительно красивый этюд, исследующий капризы человеческой природы. Но прежде чем «неказистый гордец» и «гордая красавица» встретились, нас вводят в экзотический мир некоей уникальной личности, живущей где-то среди нас по своим особым законам и в своем особом мироздании.

Странный холостяк, работающий библиотекарем, этот современный Подколесин, выстроил непреодолимый барьер между собой и жизнью. Его диагноз - страх жизни, у него серый берет книжного червя, очки, тесноватый жакетик и сандалии с красными носками. Возвращаясь от библиотечных полок к себе домой, он живет по заведенному навеки ритуалу: включает нежную музыку, устанавливает на пюпитре газету объявлений и начинает долго, с придыханием и чувством созерцать женские объявления о знакомствах. В ход идут и лупа, и азартная расшифровка всякого рода аббревиатур - типа «б/м/п» и прочих, и цепь бесконечных фантазий по поводу каждой кандидатуры... Эти чтения есть священный ритуал, тайный жар его подпольной жизни, его экзистенция. Конечно, он никому из претенденток не звонит... Владимир Лоркин отыгрывает эти ритуалы так вдохновенно и подробно, что мы готовы плакать.

Однако женщина в его жизни появляется, и он даже делает фантастическую попытку соединиться с ней.

Она - женщина-вамп, бизнес-леди, расхаживающая в костюме дрессировщицы, роскошная и властная хозяйка богатого дома. (Этой ролью Наталья Носова продолжила галерею своих «сильных женщин».) И ничего нелепее этого союза невозможно представить. Казалось бы, две взаимоисключающие личности - а, однако, любовь возникла. Люди встали на путь взаимопонимания.

Но библиотекарь - крепкий орешек и просто так своих позиций, завоеванных годами, не сдаст. И все его существование на чужой территории превратилось в цепь упрямых и непрерывных действий, охраняющих свой заветный мир. В основном это чтение и перелистывание книг, укрепленных специальной подставкой на груди; кашу он ест на той же подставке, чтобы не отрываться от чтения. И вся его наличность рядом с ним: рюкзак с книгами и старый проигрыватель, создающий сокровенную холостяцкую атмосферу...

Вот вам рассказ о том, как маленький человек спрятался от жизни в свою раковину, а потом все-таки попытался выйти из нее. И, конечно же, о нужности человека человеку.

«Роддом» Алексея Слаповского - забавная «комедия положений», полная смешных парадоксов, но поставленная Дробышевым тепло, сердечно и с любвью ко всем ее незадачливым персонажам.

В роддоме четыре роженицы, находящиеся в забавных ситуациях. Красавица Ольга (Анастасия Карпинская), мать трех дочерей, вновь ожидает девочку - но муж категорически желает наследника-сына. У сексапильной Киры (Вероника Агеева) три предполагаемых отца будущего ребенка, и каждый караулит ее в приемном покое. И еще в соседней палате - беременная жена одного из ее любовников, встреча с которой неизбежна. А вот восьмимесячный плод Саши (Юлия Бакоян) является перед нею в образе сорокалетнего нахала, требующего себе благополучной будущей жизни. (Его очень трогательно играет Олег Рубцов.) Он обличает мать за низкое происхождение, за непутевого пьяницу-отца, нищету, коммунальный быт и убожество их жизни. Он прожектер и философ и, в общем-то, во многом прав. И Саша то и дело беседует со своим великовозрастным сыном, словно заглядывая в будущее. А их диалоги так смешны, так печальны и так безысходны.

Словом, все тут озадачены, обеспокоены, сбиты с толку. В результате чего - интриги, столкновения, разоблачения. Нервы, слезы, метания. Но даже самые нелепые и запутавшиеся персонажи окутаны режиссерским сочувствием и теплой улыбкой. И каждый в итоге будет оправдан, каждый заблудший - прощен, для каждого найден путь искупления. И эта режиссура сострадания, сочувствия и милосердия являет нам чисто русскую гуманистическую традицию в искусстве.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.