Парус над городом / VI Открытый международный фестиваль любительских театров "Ваш выход"

Выпуск № 3-183/2015, Любительские театры России

Парус над городом / VI Открытый международный фестиваль любительских театров "Ваш выход"

Одинокий человек кормил хлебными крошками птиц. Они садились к нему на плечи, казалось, о чем-то рассказывали, а в награду за доброту дарили перышки. У человека не было ног, но он часто смотрел в небо. В эти минуты сердце в его груди начинало биться взволнованной птицей. Однажды, когда перьев накопилось достаточно, он смастерил парус. Порыв ветра превратил его в большое крыло, и человек полетел вдоль городских улиц, отражаясь в окнах домов едва уловимой мечтой...

Эту историю придумала художник Алиса Якиманская. Ее новая выставка авторских кукол «О птицах и людях» стала особым знаком Международного фестиваля любительских театров «Ваш выход». Собрав людей открытых и увлеченных, фестиваль взмыл парусом над городом Похвистнево, что в Самарской области, и подарил ощущение полета.

Шестая по счету театральная встреча проходила при поддержке Министерства культуры Самарской области, Союза театральных деятелей РФ, Российского центра Международной ассоциации любительских театров (АИТА), Всероссийского совета местного самоуправления, Администрации г. Похвистнево и театрально-творческого объединения «САД». Со времени первого фестиваля прошло двенадцать лет, и теперь небольшой город заслуженно называют одним из главных центров любительского театрального движения. Причем в мировых масштабах. Ведь сюда стремятся из самых разных регионов России, включая Урал и Прибайкалье, а также из стран Балтии, Польши, Германии, Нидерландов... Нынешней осенью у входа в театр «САД» вздымались на ветру флаги России, Белоруссии, Дании, Норвегии, Латвии, Литвы.

Особенность этого фестиваля - отдельная программа моноспектаклей. Они оказались очень разными по драматургическому материалу, неравнозначными по режиссерскому прочтению и актерскому воплощению. И все же каждый из них не оставил сомнений в честной, искренней работе. Самым первым стал «Актер перед обманчивым зеркалом сцены», поставленный и сыгранный Алексеем Якиманским (народный театр-студия «САД», г. Похвистнево) по мотивам поэзии Луи Арагона.

«В пыльной артистической уборной, в хаосе грима и крема сидит перед зеркалом Актер, пристально вглядываясь в свое отражение...». Отталкиваясь от арагоновской строки, переплетая ее со стихами А.С. Пушкина и В. Шекспира, с музыкой В. Моцарта, А. Рубинштейна, К. Мацуи, Алексей Якиманский осторожно, без излишней театральности приоткрывает двери не только в святая святых лицедея, но и в его душу. Мы становимся свидетелями удивительных перевоплощений, когда неприметный человек в старом пиджачке и кепке, с бутылкой кефира в руках входит в свою гримерку и словно сбрасывает кожу. И вот он уже Дон Жуан, Гамлет, Лир... И дело не только в сценическом костюме - что-то магическое происходит в этот момент. «Он всю жизнь себя чувствовал рифмой нелепой в прозаическом мире...». Актер читает стихи, и они звучат как исповедь. Пробираясь сквозь судьбы сценических персонажей, заплутав меж ролями, он мучительно ищет ответы на вопросы собственной жизни. Его собеседником и партнером становится кукла Пьеро, сделанная для спектакля Алисой Якиманской. В руках Актера она оживает, они ведут диалог, становятся одним целым. Потому что оба несвободны, зависимы от образов, ролей, режиссерской воли. Занавес, аплодисменты и время возвращаться в обыденный мир. Пиджак, кепка, бутылка кефира. Актер уходит домой, оставляя в гримерке куклу Пьеро. Оставляя свою душу в театре. Навсегда.

О душе - терзающейся, одинокой, больной - спектакль народного музыкально-драматического театра «Современник» из города Лесного Свердловской области. «Монолог в никуда» поставлен по мотивам повести Н. Гоголя «Записки сумасшедшего» Сергеем Рудым. Он же автор сценографии и музыкального оформления (совместно с Алексеем Шелеховым). Мир гоголевского персонажа становился зримым, объемным благодаря многослойной световой партитуре Евгения Емельченкова. Луч света выскальзывает из душной каморки и перемещается в скромный закуток на службе Поприщина, где он старательно чинит карандаши высокому сановнику, потом растворяется в синеватых отсветах едва уловимых силуэтов, теней - это уже улицы Петербурга. Здесь все работает на образ спектакля - точные детали интерьера из «того» времени (художники-оформители Екатерина Кочергина, Татьяна Бессарабова), костюмы (Ольга Куткина, Елена Соколова, Ольга Прядеина). Но главная скрипка, конечно же, Поприщин Сергея Сырова. Отнюдь не сумасшедший, но отчаявшийся, скованный комплексами, разъедаемый завистью. Сколько злобы в его оценках сослуживцев: «Фрачишка на нем гадкий, рожа такая, что плюнуть хочется, а посмотри ты, какую он дачу нанимает!» Он всерьез верит, что его жалкое положение может изменить модный фрак, кичится воскресными визитами в театр, а ведь смотрит лишь низкосортные представления. Обвиняя в неудачах кого угодно, кроме себя, Поприщин приближается к тому пограничному состоянию психики, когда реальность деформируется. Вывернутый наизнанку старый плащ кажется ему мантией короля Фердинанда, но сам он остается прежним - жалким, одиноким, никому не нужным. Последние слова звучат как молитва: «Матушка, спаси своего бедного сына! Урони слезинку на его больную головушку! Прижми ко груди своей бедной сиротку! Ему нет места на свете...». А ведь мир, действительно, холоден и жесток. Тех, кто не умеет держать удар, легко перемалывает. Не случайно в «Монологе в никуда» самостоятельными персонажами становятся манекены в бальных платьях и парадных фраках. И персонажу Сергея Сырова до них не докричаться.

Если продолжить разговор о сильных актерских работах в программе моноспектаклей, безусловно, это работа Екатерины Пургиной в «Кетче со смертью» по произведению Э.- Э. Шмитта «Оскар и Розовая дама» в переводе И.Г. Мягковой. Спектакль, над которым работали режиссер Сергей Басалаев, художник Михаил Прошкин и хореограф Инга Пузырева, на фестивале представил театр «Белый остров» из Кемерово. На этот раз в знакомом сюжете появляется больничная клоунесса. Она же Розовая дама, Оскар, его родители, друзья... Еще до визита в Похвистнево «Кетч со смертью» побывал на фестивале молодежных театров «Отражение-Зеркало» в Красноярске, где был удостоен дипломами с пометкой «лучшая» за режиссуру, женскую роль и талантливое воплощение литературного произведения. Оценки экспертов фестиваля «Ваш выход» тоже оказались самыми высокими.

Еще одно авторское прочтение известной литературы, на этот раз чеховской «Каштанки», предложила режиссер молодежного театра «Вариант» из Тольятти Галина Швецова-Скрипинская (ее вторая фестивальная работа - костюмный, ансамблевый, дающий возможность играть даже самым маленьким представителям этого театра «Дневник фокса Микки» Саши Черного). Сценографический рисунок спектакля «Треклятая», придуманный Людмилой Филипповой, - предметный, тактильный, построенный на превращениях обычных вещей в живых персонажей. Белая пушистая рукавица становится котом, серая перчатка - длинношеим гусем, цилиндр - добрым циркачом, приютившим потерявшуюся собаку, мохнатая шапка - столяром. Екатерина Ильюк, превосходно существуя в образе Каштанки, тут же «примеряет» и других персонажей (надевает розовый пуант, натягивает перчатку) и, что важно, перевоплощается не только внешне. В «Треклятой» многое сделано интересно, в том числе музыкальное оформление - от И.С. Баха до Л. Армстронга и танго «Утомленное солнце». И все же показалось, что в перенасыщенном пространстве спектакля затерялись важные чеховские нити о выборе между неказистым, но по-настоящему родным, и комфортным. О странных, не поддающихся логике поступках, которые часто оказываются сильнее нас.

Монодраму Евгения Гришковца «Как я съел собаку» поставила Татьяна Горюнова в самарском независимом театре «ЛИК». Хороший материал, но абсолютно авторский. Чтобы его сыграть, необходим реальный опыт пережитого Русского острова. Или любого другого, но с похожими событиями. Невозможно просто заучить текст и произносить его, пусть даже очень добросовестно, как это делает в спектакле Виктор Николаев, - не будет ни капли правды. И дело не в актерских способностях, потому что он как раз очень артистичен, фактурен. Лишь один пример. В спектакле есть эпизод о бескозырках, которые на головах матросов подобны нимбам. «Либо чудо, либо фокус», - заявляет Гришковец, когда сам играет этот спектакль, надевает бескозырку, и она - держится! Виктор Николаев подержал ее в руках и отложил. Это, конечно, крошечная деталь, но очень важная. В спектакле театра «ЛИК» ни на секунду не возник остров в далеком Японском море, где происходили события забавные и печальные, и куда персонаж Евгения Гришковца приехал одним человеком, а вернулся совсем другим. И то пронзительное, что говорит автор о героизме русских матросов, не прозвучало.

Учебный театр Самарского государственного института культуры привез в Похвистнево два моноспектакля - «Родимое пятно» Николая Коляды и «Однажды мы все будем счастливы» Екатерины Васильевой. Обе работы, как и задумано драматургами, в формате исповеди. Обе усиленно давят на болевые точки - одиночество, черствость, предательство, смерть, путь в никуда. Первый спектакль поставила Т. Гончарова на Нину Сапугольцеву, второй - Татьяна Наумова на Елену Боляновскую. Молодые актрисы в предложенных обстоятельствах пытаются постичь своих героинь, которые с нормальной точки зрения уже вышли за пределы добра и зла. У Елены Боляновской это получается достоверней. Плюс к этому лаконичное и стильное визуальное решение постановщика Татьяны Наумовой. Нине Сапугольцевой сложней, потому что она погружается в драматургический материал, который напоминает неряшливый набросок «о человеческой душе» - это из программки. Читаем дальше: «...об одиночестве, о безысходности человеческого существования, о тщетности попыток восстановить гармонию мира, об извечных вопросах: как жить, если не осталось надежды?». После спектакля эти красивости кажутся особенно вычурными. Кроме одного - надежды «Родимое пятно», действительно, не оставляет.

Но жизнь продолжается, несмотря ни на что. Она торжествует, искрится, заставляет двигаться вперед в спектакле «Жизнь». Фантазии по рассказам, письмам и пьесам А.П. Чехова - совместный проект театра-студии «Зеркало» и театра «Перспектива» из города Нижний Тагил Свердловской области. Спектакль частый гость на различных фестивалях, и лично для меня это была вторая встреча. Это живой театральный процесс, которым дирижирует режиссер Алена Галкина. Появляются новые строки и краски, по-иному проявляются актерские дарования Ольги Городецкой, Ларисы Поповой, Александра Злыгосева, Натальи Соколовой. И мечтается о новой встрече - с Антоном Павловичем, с жизнерадостным театром из Нижнего Тагила.

Народный театр-студия «Новая сцена» из Переславля-Залесского, запомнившийся по прошлому фестивалю «Дневником отличницы», предложил комедию «Большая медведица» И. Гехтера. Это удивительно, но мир провинциального городка, который рисует нам режиссер Наталья Пантелеева, вовсе не серый и примитивный. Просто он другой. В спектакле много забавного, он интересен с точки зрения светового и музыкального решения (светооператор и звукорежиссер Сергей Карпеш), а благодаря костюмам Аллы Потаповой каждый персонаж неповторим. Но главное, ребята существуют в этой многонаселенной, наполненной интересными пластическими картинками (хореограф Вера Уткина) постановке легко и свободно. Радостно наблюдать за повзрослевшими за эти два года актерами, которые благодаря своим педагогам и по-актерски заметно выросли. Оксана Корнева (мадемуазель Куку), Владилен Вафин (Начальник вокзала), Анатолий Кузнецов (Учитель) и другие.

И снова Гоголь. Спектакль по мотивам поэмы «Мертвые души» разыграли артисты театра «Секрет» из Тольятти. В фантасмагории «Ах, Чичиков!», придуманной и воплощенной, в том числе и сценографически, Татьяной Тимониной, предстал и сам Николай Васильевич, причем, в двух ипостасях - писатель и его душа (Сергей Якимович, Илья Смелков), и Нос (Андрей Хоруженко), и, собственно, мертвые души, которые кружились в загадочном танце (хореограф Валерий Железников). Даже Пушкин (Ольга Антипова) промелькнул в самом начале - мы ведь помним, кто подарил Гоголю этот сюжет.

Бумажная фактура спектакля - шуршащие выкройки модных нарядов и маски, кокон, в который заматывают Чичикова (Александр Миронов). В спектакль он входит буквально из шкафа (сколько же там еще «скелетов»?), да еще снова эти мертвые души в белом. Всего этого так много (хотя фантазия режиссера вызывает искреннее восхищение), что просторная сцена кажется тесной, перегруженной мелкими и мельчайшими деталями. Пробираясь сквозь фантасмагорические дебри к финалу, вдруг обнаруживаешь, что тебе уже безразличны махинации Чичикова с мертвыми душами, и остается неясным, ради чего все это время он рисковал репутацией. Неужели Гоголь-мистик сыграл свою шутку?..

«Осада» Евгения Гришковца о войне. Неважно, о какой - Великой Отечественной, чеченской или той, что пылала в Древней Греции и давно стала легендой. Одноименный спектакль молодежного театра «Круг-2» имени Е.П. Ступаковой из Краснознаменска Московской области, решенный режиссерами Андреем Ведмецким и Алексеем Коваленко в жанре трагикомедии, держит в напряжении, время от времени позволяет выдохнуть и в финале приводит к главному - к мысли о миллионах снежинок, которые тают, но этого никто не видит. Это о воинах, погибших на полях войны двадцать, семьдесят, а может быть, и несколько тысяч лет назад.

О каждой актерской работе в этом спектакле, а в нем представлена исключительно мужская часть труппы, можно говорить отдельно. О том, как пытаются строить непростой диалог представители двух поколений Ветеран (Алексей Коваленко) и Юноша (Евгений Абрамов), как Бубнила (Денис Белоус) читает свое последнее письмо жене, как иссякают силы Командира (Андрей Ведмецкий). Несмотря на сплетение современных сюжетов с мифами об авгиевых конюшнях, ахиллесовой пяте, троянском коне, на обилие замечательной иронии, как это всегда у Гришковца, в «Осаде» столько истинной печали обо всех убиенных на войне. Ее не требуется искусственно выжимать из зрителя с помощью запрещенных приемов. Она светлая, а потому сама прорастает в сердце.

Среди драгоценных встреч на фестивале «Ваш выход» - «Пойти и не вернуться» по повести Василя Быкова. Это театральный проект режиссера Андрея Савченко (Белорусская государственная академия искусств, мастерская Николая Кириченко) и актеров Дарьи Пармененковой и Николая Воробья. Спектакль шел на белорусском языке, но был понятен до последнего слова. Все в нем - драматургически, визуально - удивительно точно, ясно, честно (более подробно об этом спектакле - в следующем номере «Страстного бульвара, 10», в рубрике «К 70-летию Победы»).

«Антигона» Жана Ануя (перевод В. Дмитриева), поставленная Александром Кононовым, превратила в сцену и зрительный зал внутренний двор театра «САД». Спектакль заслуженного коллектива народного творчества театра «Факел» из города Ангарска Иркутской области оказался зрелищным и осязаемым. Огонь, ветер, песок, маски из древнегреческих трагедий и мучительный выбор героев между жизнью и смертью. К сожалению, непростой материал освоен далеко не всеми актерами. Во многом по причине юного возраста, отсутствия собственного жизненного опыта. Роль Антигоны для Карины Кацура, без сомнения, очень талантливой, - пока еще непосильная ноша на психологическом уровне.

Тема одиночества для создателей «Вальса одиноких», как потом выяснилось на режиссерской лаборатории после спектакля, актуальна. Об этом сказала руководитель и режиссер Вильнюсского театра «Зеленый фонарь» (Литва) Зоя Радзивилова, объясняя выбор этой пьесы Семена Злотника. Три актера - Анна Мартынова (Мэрилин), Олег Мацкевич (Джонатан) и Евгений Семака (Антон) - создают образы одиноких и несчастных людей. А ведь стоит Мэрилин хоть на минуту забыть о бывших и уже почивших мужьях (их портреты заменяют куклы, которые она старательно развешивает по стенам своей квартиры), выкинуть из головы навязчивую идею о новом супруге и повнимательней посмотреть на Джонатана, как она увидит любящего и преданного мужчину. Хотя в какой-то момент начинает казаться, что все эти куклы-мужья (а к ним в финале присоединится и кукла-Джонатан), лишь фантазии одинокой женщины. Впрочем, Зоя Радзивилова признает, что пьеса полна загадок.

Странным и таинственным предстал «Зал ожидания № 13» питерского драматурга Леонида Савина. Спектакль Валкского городского театра (Валка, Латвия) в постановке Айварса Икшелиса идет на русском, латышском и французском. Впрочем, тема непознанного и все еще не объясненного пространства «между небом и землей» не нуждается в переводе. Она тревожит умы драматургов, режиссеров, зрителей. Мужчина и женщина после автомобильной аварии оказываются в зале ожидания. Сколько им ждать и куда потом, не знает никто. Даже Писательница, которая здесь уже очень долго. Между мужчиной и женщиной разгораются земные страсти, где и любовь, и предательство. Но имеет ли все это значение здесь, в зале под номером 13? Айварс Икшелис использует в своей постановке легкие сценографические штрихи, которые как нельзя лучше оттеняют потустороннюю тему. Над сценой на красных резинках подвешена разрозненная обувь - сапоги, туфли, ботинки. Возникает ощущение невесомости. По большим серебристым шарам скользят размытые тени. Постукивает условная печатная машинка Писательницы, на которой она, подобно Мойре, переплетает нити судеб. И как знать, вдруг обитатели зала ожидания № 13 еще получат шанс вернуться на землю и все исправить?

Тема надежды, очень хрупкой, но все-таки возможной, звучит в спектакле Аллы Зориной «Старомодная комедия» по мотивам пьесы А. Арбузова. Спектакль датско-российского театра «Диалог» (Дания) стал интересным театральным экспериментом, в котором участвовали актеры Татьяна Дербенева-Якобсон (Копенгаген) и Алексей Якиманский (Похвистнево). Здесь все дорого - потрясающий актерский дуэт, чьи персонажи режиссер сознательно уводит из какого-либо конкретного времени (подобные истории могут случиться где и когда угодно), неспешный ритм вальс-бостона.

Под занавес фестиваля произошли «Метаморфозы» Франца Кафки - фантасмагория Хокксундского театра из Норвегии (режиссер Дамир «Дадо» Пудар). Норвежская команда позитивных и открытых людей представила стильный, эффектный спектакль, который они играли на норвежском. Действие, абсолютно кафкианское, происходило перед огромной металлической сеткой (ее отыскали здесь же, в Похвистнево), потом перемещалось вглубь сцены. Яркими пятнами на этом полотне вспыхивали мать Грегора в бигуди под цвет розовых чулок и сестра Грета в невероятном желтом парике и синем платье, прекрасно гармонирующем с красными сапожками. Ноту напряжения вносили люди в белых халатах, ноту раздражения - отец Грегора в бесформенной клетчатой пижаме. Острое сочувствие вызывал бедняга Грегор, и уж совсем стало не по себе, когда указующие персты «врачей» нацелились в зал и буквально заклеймили: «You and you!» В аннотации к спектаклю норвежцы пояснили, что, по их мнению, трансформация у Кафки связана с человеческим достоинством и человеческими отношениями. «Наша задача, как артистов, задавать вопросы, побуждать к чему-то зрителя, но не предлагать ответы». Так и вышло - проникновение в этот вариант «Метаморфоз» оказалось делом увлекательным.

«Ваш выход» начинался с «Сельских жителей» по мотивам рассказов В. Шукшина - работы театров «САД» и «Ступени». Но вдруг захотелось нарушить хронологию событий и завершить этот материал на светлой и высокой ноте. Потому что спектакль Алексея Якиманского (постановка) и Натальи Якиманской (режиссура, инсценировка, сценография, костюмы) дарит именно это. Мир старых и малых, взрослых и молодых - в каждой строчке шукшинская мудрость и доброта. Каждый образ - подарок автора тем, кому выпадает счастье играть его на сцене. И они наслаждаются, прорастают, живут в деревенских старухах (старейшие актрисы театра «САД» Галина Гладышева, Татьяна Калеева, Рамиля Сайфутдинова), в несносном Науме Евстигнеевиче (прекрасный дебют Виктора Веказина) и его прогрессивном квартиранте Юрке (Евгений Алексеев), в добряке Пете (Максим Смирнов) и его любящей жене Ляльке (Елена Шерстнякова). Наконец, в замечательном мальчике Шурке, которого так искренно играет юный курсант Максим Москвин.

«Ваш выход!» Эти слова прозвучали для каждого участника VI Международного фестиваля любительских театров малых и средних городов России. С успехом прошли мастер-классы Татьяны Тарасовой - режиссера, преподавателя кафедры режиссуры ГИТИСа и актерского факультета ВГИКа и Андрея Савченко - режиссера и преподавателя Белорусской государственной академии искусств (г. Минск), но ощущения расставания не было. Тем более что парус, сотканный из мечты птичьих перьев, отправился дальше, в Будапешт. Там проходил V Международный фестиваль театров русского зарубежья «Лукоморье», и авторские куклы Алисы Якиманской и моноспектакль Алексея Якиманского «Актер перед обманчивым зеркалом» стали его участниками.

 

Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.