Праздник свободы творчества / Международный театральный фестиваль современной драматургии "Коляда-Plays"

Выпуск № 3-183/2015, Фестивали

Праздник свободы творчества / Международный театральный фестиваль современной драматургии "Коляда-Plays"

Жарким июньским днем в Екатеринбурге началось одно из наиболее интересных и заметных событий театральной России - Международный театральный фестиваль современной драматургии «Коляда-Plays». Театральный праздник, проходивший в этом году с 19 по 29 июня, собрал 29 театральных коллективов из городов России, а также Польши и Сербии.

В конкурсную программу, как всегда, вошли наиболее интересные, по мнению идеолога и президента фестиваля, драматурга и режиссера Николая Коляды спектакли по пьесам драматургов Уральской школы. Сам Коляда подчеркивает, что это не фестиваль достижений, а фестиваль-лаборатория, представляющий некий театральны срез, показывающий абсолютно разные театры, область внимания которых - современная уральская драматургия. Фестиваль помогает следить за движением интересов режиссеров к разным проблемам, так как каждый год на первое место выходят разные темы и, соответственно, разные драматурги. В этом году безусловный лидер - Ирина Васьковская, в 2014 году среди лидеров был сам Николай Коляда с пьесой «Баба Шанель», а в 2013 году ходили шутки о том, что фестиваль стоит переименовать в Пулинович-Plays.

Приезжая каждый год в Екатеринбург, неизменно удивляешься творческой энергии небольшой группы оргкомитета «Коляда-Plays», которая умудряется организовать не просто фестиваль высокого уровня организации, а еще и очень душевный, семейный праздник, где ты можешь по-настоящему ощутить себя в дружеской компании. В 2015 году атмосфера фестиваля была оправдана тем, что одной из главных проблем, поднимаемой в спектаклях фестиваля, стали вечная тема «отцов и детей», тема родственных взаимоотношений, а также тема любви. Спектакль Пермского ТЮЗа «Господа Головлёвы», официально открывший «Коляда-Plays - 2015», начал на фестивале разговор о семье. Пьеса Ярославы Пулинович по мотивам романа Салтыкова-Щедрина была написана драматургом специально для Пермского театра юного зрителя: вопреки традиционному взгляду на роман главным героем становится не Иудушка Головлёв, имя которого уже давно вышло за литературные рамки и стало нарицательным, а вся семья. Спектакль, будто увеличительное стекло, позволяет детально рассмотреть каждого из Головлёвых, подробно вглядываясь в лицо матери семейства, Арины Петровны. Народный артист РФ Михаил Скоморохов, режиссер постановки, был отмечен на фестивале дипломом «За лучшую режиссерскую работу».

О семье говорил и спектакль-победитель фестиваля - «Уроки сердца» Театра имени Стефана Ярача из польского города Лодзь. В основу этой постановки легли две пьесы Ирины Васьковской, остро говорящие о проблемах взаимоотношений поколений отцов и детей, а в данном случае -дочерей и матерей. Тема взаимоотношений матери и дочери поднимается и в спектакле «Фиолетовые облака» Центра современной драматургии в постановке Александра Вахова. Постановка по пьесе Анжелики Четверговой представляет образ женщины, которая считает, что она счастлива, которая думает, что все в ее жизни есть... Но судьба, стучась к ней в дверь в образе ее дочери Анны (Василина Маковцева), заставляет старую балерину Луизу Евгеньевну (Тамара Зимина) задуматься о том, действительно ли, она счастлива, действительно ли у нее все есть.

Анжелика Четвергова наделяет свою героиню болезнью - надвигающейся слепотой. В актерской работе Тамары Зиминой отчетливо видно, что ее героиня слепа не столько буквально, в физическом отношении, сколько метафорически: она не видит и не понимает жизнь. Жизнь для нее - это карьера, балет. Но что же она делает сейчас, когда у нее уже нет ни карьеры? Ответ на этот вопрос заложен в великолепной по своему масштабу драматургической придумке, которая точно отыграна в спектакле. Луиза Евгеньевна увлечена чтением последних страниц газет, где публикуются некрологи. Быть может, там, в этой череде смертных вестей она пытается отыскать свою фамилию...

Анна, «племянница» главной героини, которая оказывается ее дочерью, брошенной ради искусства, дочерью, которой вместо любви были предложены красивые игрушки и дорогие подарки, несмотря ни на что, верит в лучшее, стремится в завтрашний день, однако при этом подобно своей матери, цепляется за прошлое, но в ее случае прошлое - это не карьера, а бывший муж Сашок, которого она до сих пор слепо любит. Атмосферу спектакля определяет искренность. Настоящие чувства на наших глазах начинают вновь вырастать и в Анне, и в Луизе.

Вообще екатеринбургский ЦСД был одним из главных лидеров фестиваля. В конкурсную программу помимо «Фиолетовых облаков» были включены «Пещерные мамы» Рината Ташимова, опять-таки говорящие о родственных связях, а также спектакль «В этом городе жил и работал». Одним из последних спектаклей «Коляда-Plays - 2015», включенном в off-программу фестиваля, стала премьера Светланы Баженовой «Как Зоя гусей кормила», говорящая о материнских чувствах, о любви и страхе. По итогам фестиваля Центр современной драматургии был отмечен Почетным дипломом «За яркое воплощение современной драматургии».

А тему любви и искусства на фестивале подхватил Серовский театр драмы имени А.П. Чехова, который представил сразу два спектакля: «Черную курицу» по инсценировке Ирины Васьковской, а также «Фронтовичку» Анны Батуриной в постановке главного режиссера театра Петра Незлученко. История Марии Петровны Небылицы, демобилизованной из рядов Красной армии, возвращающейся с войны не в родной дом, а на квартиру к матери жениха, Матвея, который остается «довоевывать» - искренняя, честная, способная тронуть душу каждого. Елена Федорова, исполняющая главную роль, воплощает на сцене образ женщины, прошедшей войну, потерявшей самое главное в жизни - своего ребенка. Именно из этого исходного события актриса берет свои «военные», строгие интонации.

Особый тон спектаклю задает музыкальное оформление. Петр Незлученко сознательно отказывается от мелодий военных лет - мы слышим их сегодня достаточно часто, они все больше превращаются в «обыденное явление», нечто «повседневное»... Режиссер выбирает для своей постановки музыку, откликающуюся на общее настроение. Этими мелодиями оказываются песни группы «Чайф», они несут «главную тему», создают атмосферу спектакля. При этом камертоном становится соната Бетховена. «Говорящая» деталь сценографии - рояль, лежащий на боку без крышки. Именно этот образ является ведущим в спектакле, он - словно отображение внутреннего мира главной героини. Небылица, подобно этому музыкальному инструменту, сломлена, но не убита. Она еще может сыграть свою сольную партию! Слом героини происходит через смену интонации: Елена Федорова от своего «военного» спокойного тона переходит к женскому, истеричному, крикливому.

Вообще, нужно отметить, что главные жемчужины этого спектакля - конечно, актеры. Здесь нет «проходных» образов. Один из наиболее ярких моментов - плачущая девочка, которая не только смешна, но и невероятно трогательна. В сцене знакомства с Сашей (новой возлюбленной Матвея) дети «сражаются» за Небылицу, совершенно «по-детски» кидаясь на разлучницу. Привлекает подлинностью и работа Татьяны Хорук, актриса воплощает на сцене типичный материнский образ. Точными оказываются находки Дмитрия Самсонова и Татьяны Кожевниковой, которые являют зрителю узнаваемые образы советских людей - директора Дома Культуры и хамоватой, но человечной буфетчицы. Ну и, конечно, неверный возлюбленный Марии Матвей Кравчук (Никита Паршин). Его герой также узнаваем: живой человек со своими слабостями. Вообще на образе Никиты Паршина хочется остановиться особо.

- Мой герой ни в коей мере не плохой, - говорит артист, - он прошел войну, грязь, холод, ужас, он не видел женщин, а если даже видел, то тех, которых женщинами назвать сложно - грязных, замученных войной и горем. Он, конечно, любит Машу, он никакой не подлец, просто эта Саша его покорила непохожестью на тех, фронтовых. Он влюбился не в нее, а в ее непохожесть, в то, что у нее ногти чистые, это же и в тексте есть. Если говорить откровенно, то мне образ Матвея во многом близок.

Неясной, пожалуй, в спектакле остается функция видеофрагментов, которые ничего не добавляют к истории, а скорее раздражают, так как не позволяют в полной мере погрузиться в этот мир, дробят единое целостное высказывание, не дают насладиться невероятно подлинной ансамблевой работой, являющей нам чувственную историю, которая закольцована песней группы «Чайф» «Не спеши», заставляющей поверить в то, что все лучшее еще впереди и у героини, и у нас, зрителей, стоит только поверить в счастье... За подаренную надежду на счастье театр был награжден дипломом и специальным упоминанием жюри «За яркое воплощение современной драматургии».

О вере в новое и лучшее говорит спектакль Свердловского академического театра драмы «Платонов. Две истории», который принес Владимиру Кравцеву, художнику-постановщику спектакля, диплом «За лучшую сценографию». «Платонов. Две истории», поставленный Дмитрием Зиминым по инсценировке Ирины Васьковской рассказов «Фро» и «Третий сын» Андрея Платонова, - спектакль, помещенный в холодное металлическое пространство, грязное, изуродованное гвоздями. На сцене - монохромный мир, на фоне которого хорошо просматривается «алая революционная кровь». Сценография подобна прозе Андрея Платонова, автора жесткого и откровенного. Прозе, которая кажется абсолютно не сценичной. Однако, Ирине Васьковской удалось превозмочь это литературное «сопротивление». В спектакле перед нами предстает больное, изуродованное, обезличенное общество товарищей-женщин, товарищей-инженеров, товарищей-физиков... а никак не живых людей с собственными именами. Все они вынуждены жить в мире, напоминающем тюрьму, застенки НКВД. «Папа, ты сейчас на свободе», - говорит Фро (Анастасия Каткова) в первые минуты спектакля Нефеду Степановичу, своему отцу (Андрей Кылосов), радуясь, что тот может больше не работать на железной дороге. Но видя этот мир «свободы», сразу понимаешь, почему работа становится так необходима герою: именно она помогает забыть обо всем, не замечать гнетущей реальности. В спектакле жизнь и смерть постоянно перекрещиваются: где одна жизнь заканчивается, там начинается другая. Крест - важный символ спектакля. Он одновременно и могильный, завершающий жизнь, и, конечно, нательный, открывающий душу для иной жизни. Показательно, что на шеях Фро и Федора (Игорь Кожевин) вместо крестов красные «социалистические» веревки, которые в любой момент могут превратиться в удавку.

Другой значимый символ - круг, из которого невозможно выбраться, а точнее - окружность, которая только снаружи имеет форму, а внутри остается пустой. Жизнь героев идет по этому замкнутому, бесконечному и бессмысленному пути. И другой дороги нет, потому что таков сам мир, не наполненный ничем живым. Действие сопровождает глухой и пустой звук удара о металл, как главный звук, который собой может заменить стук живого человеческого сердца. Один из приемов построения спектакля - текстовые повторы (еще один своеобразный круг), которые не только акцентируют зрительское внимание на вопросах безысходности бытия, но и соединяют между собой истории, облекают их в форму единого высказывания о ничтожности человека в этом советском металлическом мире, где только партийный красный цвет может выделяться. Кажется, именно поэтому Фро так яростно смывает с себя алую помаду. Она человек живой, чувствующий, стремящийся к внутренней свободе, искреннему счастью, именно поэтому ее этот строй уничтожает не только физически. Еще при жизни ей приносят венок - в момент наступления духовной смерти, отказа от своих мечтаний. Все увиденное, кажется, сводится к строчке уральского поэта Виталия Кальпиди: «Все кончено. И бог молекулярен», потому что даже священники в этом металлическом пространстве служат на благо социалистической идеи. Но в финале спектакля над головами героев разносится из черной тарелки репродуктора песня Юрия Шевчука «Пасха», а это значит, что надежда на воскрешение все-таки есть.

Режиссерский подход оказывается «светлее» идеи автора, который выносит жесткий приговор. Но при этом спектакль, безусловно, можно назвать платоновским, так как он весь пропитан его настроениями, его мироощущением, несмотря на то, что происходящее все-таки грешит малодейственностью и значительным пластом необжитого текста.

Фестиваль Коляда-Plays - праздник свободы творчества, ежегодно убеждающий всех, что искусство сближает и объединяет всех в одну большую творческую семью, собранную Николаем Колядой.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.