"Авторская сцена" в Бурятии

Выпуск № 3-183/2015, Мастерская

"Авторская сцена" в Бурятии

В этом году Всероссийский семинар драматургов «Авторская сцена» впервые за свою немалую историю перебрался за Уральский хребет. Первая половина сентября. Столица Бурятии город Улан-Удэ. Государственный русский драматический театр им. Н.А. Бестужева.

Открытие семинара приурочили к очень важному и для театра, и для города событию - открытию Малой сцены театра. Соответствующие поздравления с передачей ключа от новой сцены, а затем уже на сцене симпатичный перформанс о творческих муках автора, пытающегося совладать со своими персонажами, подготовленный актерами театра и его молодым худруком Сергеем Левицким. Недолгая процедура приветствий, и началась работа.

Театру были предложены шесть новых пьес: «Долг» Геннадия Башкуева (Улан-Удэ), «Попутчики» Вадима Брика (Санкт-Петербург), «Антитеррор» Андрея Васильева (Москва), «Дорога на Хохотуй» Екатерины Климаковой (Новосибирск), «Конец героя» Артема Томилова (Санкт-Петербург) и «Люстра» Карины Шебелян (Москва).

Как всегда пьесы были отобраны через открытый постоянно действующий конкурс СТД РФ - из 375 полученных. С сожалением приходится признать, что лишь немногие обращают на себя внимание. Шорт-лист сформировали опытные и хорошо известные специалисты - Р.П. Кречетова, И.Г. Мягкова, К.В. Драгунская, Г.И. Клих, А.Г. Любимов и другие. Тандемы драматург-режиссер сложились исключительно по интересам, что не так часто бывает, плюс безупречное распределение ролей. Театр сделал все, чтобы работать было удобно, продуктивно, без проблем. Интерес к работе семинара был очень серьезным. Открыта Малая сцена, нужен репертуар. Через неделю интенсивной работы (репетиции шли утром, днем и вечером) были представлены сценические показы всех шести пьес. Хорошо организованная рекламная кампания привлекла большое количество зрителей. Практически на каждом показе - аншлаги.

Нарушая последовательность афиши, хочется начать с очень нужной и важной для театра пьесы «Долг» Г. Башкуева. Это пьеса о Н.А. Бестужеве, имя которого носит театр, но сегодня оно мало что говорит современному, особенно молодому зрителю. Автор уже попадал в поле нашего внимания и был приглашен на «Авторскую сцену» в 2009 году с социально острой пьесой «Чукча». К сожалению, тогда не оказалось финансовой возможности его пригласить, и это редкий случай, когда пьеса участвовала в семинаре без автора. Была встреча и на Сибирском театральном форуме в Новосибирске (2009), куда Г. Башкуев приехал с новой пьесой «Убить время». Это талантливый драматург, образованный и глубоко мыслящий

человек, и как все несуетные люди, не умеющий ни громко говорить, ни настаивать на себе. Понятно, мимо его новой пьесы пройти было нельзя. Материал сложный, протяженный во времени, где и судьба самого Н.А. Бестужева и его близких потомков (Старцевых) вплетены в исторический контекст самой России. Показ состоялся на Большой сцене театра. Режиссер - заслуженный деятель искусств РФ РФ Анатолий Баскаков и драматург Башкуев нашли убедительный сценический эквивалент тексту. Это было театрально, интересно, местами пронзительно, благодаря, не в последнюю очередь, и замечательной команде актеров и не только Русского драматического театра, но и Бурятского государственного академического театра драмы им. Хоца Намсараева.

Пьеса «Долг» - одна из четырех (!) пьес, которые выбраны театром для продолжения работы. А три других как раз для Малой сцены - «Антитеррор» А. Васильева, «Конец героя» А. Томилова и «Дорога на Хохотуй» Е. Климаковой.

«Антитеррор» выбрал новый худрук театра Сергей Левицкий. Пьеса - пять развернутых

диалогов, при желании можно проследить их некую связь, но дело не в этом. Они связаны прежде всего тематически - остро социальными и общечеловеческими проблемами. Мир погряз в терроризме, войнах, коррупции, жизнь становится борьбой за выживание. Растерянность и страх во многом определяют мир чувств огромного количества людей по всему миру. Это очень эмоциональное и искреннее авторское высказывание. С. Левицкий нашел и органичную, и лаконичную форму подачи текста. Актеры не только его выучили, но внутренне откликнулись на его правду и боль. Похоже, мы видели практически готовый, уже состоявшийся спектакль.

Артем Томилов написал текст для театра под названием «Конец героя». Это именно текст для театра, а не пьеса. Жанр обозначен как «остросоциальный абсурд, в котором даже живут люди». Из авторского предуведомления ясно, что текст возник как актерские импровизации на заданную тему. А зафиксированы они таким образом, что сначала следует то, что персонаж думает, а затем то, что произносит вслух, притом участники диалога или общей сцены слышат только последнее. Если искать аналогии, то это ближе всего к приему a parte. Но если в классической пьесе прием использовался как вспомогательный, то здесь он главный - все персонажи открывают нам, что думают, чувствуют, собираются сделать, а потом говорят то, что должны сказать в силу той или иной жизненной ситуации. Много недоверия, зависти, фальши, простой недобросовестности и в отношениях близких, и в отношениях случайных знакомых. Конечно, современное общество устроено сложно. Человек повязан большим количеством разного рода связей, семейных, профессиональных, социальных, общественных и др., да и сам он как-то испоганился за последнее время (и не стоит объяснять это только обстоятельствами), ему трудно уравновесить мир внутренних и внешних проявлений. Так есть, как бы мы к этому не относились.. В тексте преобладают диалоги, они проще даются молодым авторам, много точных, тонких наблюдений и, конечно, спасительное чувство юмора. Местами это очень смешно. Текст был выбран режиссером Андреем Любимовым. Работа была построена нетрадиционно. Дело в том, что А. Томилов не только автор текста, он участвовал в постановке в Питере и как режиссер, и как актер, так что многое из питерского спектакля было привнесено сюда. Жаль, что Артем упустил шанс увидеть иную интерпретацию текста, хотя как драматургу ему это было бы только полезно.

«Дорога на Хохотуй» - пьеса молодого новосибирского драматурга Екатерины Климаковой. Героям - около тридцати, они ее ровесники, и она хорошо знает, что и как с ними происходит. Как трудно отойти от мечтаний и романтики дальних дорог, юношеского инфантилизма и научиться не бояться жизни, не бояться брать на себя ответственность за других, хотя бы за близких людей, адаптироваться к жестким, а порой жестоким условиям наших дней. Чтобы становиться мужчинами, как должно, а не превращаться в «стареющих мальчиков». Это серьезно. Выбрал пьесу молодой режиссер из Улан-Удэ Артем Баскаков. На показе было видно, что она понравилась всей творческой группе и удачно вписалась в пространство Малой сцены. Здесь есть возможность негромкого, но важного разговора со зрителями, что подтвердило активное участие последних в последовавшем затем обсуждении.

И еще две пьесы были представлены на семинаре. То обстоятельство, что они не выбраны театром, не означает, что они не стоят внимания. Нет, вовсе нет, просто они, возможно, несколько более уязвимы. Это «Люстра» Карины Шебелян и «Попутчики» Вадима Брика. «Люстра» открывала показы. Эта семейная драма или мелодрама - рассказ о том, как после смерти родителей сестра продает квартиру, в которой живет ее брат-инвалид. Брат, не имея возможности защитить себя (или не желая этого), предпочитает уйти из жизни. История в наше время вполне реальная, даже в каком-то смысле обыденная. С людьми сегодня многое происходит, что вчера еще казалось немыслимым. Это первая пьеса автора. До того было участие в написании сериалов, и это чувствуется. Конечно, не хватает драматургической техники, хотелось бы большего объема, глубины, но при этом авторская интонация живая и искренняя. Не случайно пьеса очень понравилась и актерам театра, и зрителям. Звучали предложения принять ее к постановке.

«Попутчики» Вадима Брика - попытка написать «хорошо сделанную пьесу». Четырех основных персонажей автор помещает в купе поезда дальнего следования. Представлен типовой набор - бизнесмен, профессор, закомплексованная жена функционера и хозяйка спа-салона. У каждого свои проблемы, о которых он и сообщает за время пути. Как ни относись к «коммерческим» пьесам, написать такую очень непросто, нужно как минимум отлично владеть драматургическим ремеслом. Автор пытается это сделать, когда, например, использует прием перевертыша, и история одного из персонажей, придуманная им для внешнего пользования, неожиданно получает разоблачение. Написать такую пьесу непросто еще и потому, что в русской литературе нет, по сути, традиции подобного рода произведений, трудно на что-либо опереться. Но автор настроен очень амбициозно, готов работать и достичь успеха. И в этом смысле для К. Шебелян и В. Брика работа на семинаре в паре с такими зрелыми режиссерами, как Петр Кротенко и Ольга Лысак, - необходимый театральный опыт.

А теперь о тех, кто всегда готов придти на помощь автору, украсить или скрасить своим мастерством пусть не всегда удачный текст - об актерах. За многие годы жизни «Авторской сцены» бывали семинары сильнее, слабее, к кому-то, возможно были претензии, но не к актерам. Есть ли другая профессия, где люди так рады и всегда готовы работать, с интересом, самоотдачей, с хорошим любопытством? А бывает, с уже забытым всеми энтузиазмом. Это тот случай. Помимо всей труппы Русского театра им. Н.А. Бестужева на семинаре были задействованы актеры Бурятского государственного академического театра драмы им. Хоца Намсараева. Хочется назвать и поблагодарить всех: народных артистов РФ Нину Туманову, Галину Шелкову, народных артистов Республики Бурятия Туяну Бальжанову, Сергея Васильева, Нину Вершинину, Олега Петелина, заслуженных артистов РФ Марину Ланину, Лилию Архипову, Владимира Барцайкина, Дмитрия Панкова, Сергея Рыжова, заслуженных артистов Республики Бурятия Евгения Аешина, Леонида Иванова, Валерия Шарафутдинова, Владимира Перевалова, Басту Цыденова, заслуженную артистку Узбекистана Светлану Перевалову, артистов Лалу Аскерову, Светлану Копошко, Олега Кобу, Аннету Овчинникову, Светлану Полянскую, Артура Шувалова, Екатерину Белькову, Николая Брагина, Александра Кузнецова, Романа Третьякова, Оюну Тудупову, Лиану Щетилину, Ивана Бузунова, Кристину Баженову, Алену Байбородину, Елизавету Михайлову, Евгения Винокурова, Станислава Немчинова, Владимира Барташевича, Анастасию Турушеву, Петра Прозоровского.

После показов на обсуждениях разговор был откровенным, порой восторженным, как это часто бывает, а иногда и нелицеприятным. Мнения высказывались прямо противоположные, так что модератору - известному драматургу и сценаристу, художественному руководителю семинара Алексею Слаповскому - приходилось нелегко. Активно подключались к процессу драматург Ксения Драгунская, театральный критик, обозреватель Радио России Майя Романова, театральная критика города и сами драматурги и режиссеры, так что дискуссии приходилось иногда даже останавливать. Особо хочется отметить очень интересные, глубокие по мысли выступления известнейшего театроведа Валентины Цыреновны Найдаковой, профессора Восточно-Сибирской академии культуры и искусств. Как полагается, не обошлось и без мастер-классов, творческих встреч и профессионального общения в разных его проявлениях. Особенно приятной была встреча с драматургом Степаном Лобозеровым, это имя прекрасно известно всему театральному люду страны.

Закрытие «Авторской сцены» совпало с началом гастролей в Бурятии Московского театра «Et Cetera» п/р А. Калягина. И Александр Александрович выступил перед участниками семинара, всей собравшейся публикой со словами поддержки молодых авторов. Понимая всю сложность современной театральной ситуации именно для начинающих драматургов, он говорил о трудности и для театра найти своего автора, ссылаясь при этом на опыт «Et cetera». А в заключение подчеркнул, что Театр «Et cetera» всегда открыт для новых интересных авторов.

И напоследок. Для всей московско-питерско-новосибирской команды приезд в Бурятию оказался кроме всего прекрасным путешествием в замечательный сибирский край. Почти для всех это было впервые, и Бурятия покорила нас. Покорила неброской изящной красотой природы и людей, культурой общения, достоинством и гостеприимством. «Послевкусие» осталось прекрасное. Вот уж, правда, мы не знаем своей страны.

А вот теперь благодарности. Организаторы «Авторской сцены» от имени СТД РФ благодарят всех, кто участвовал в проведении семинара и прежде всего директора театра - Петра Григорьевича Степанова, его художественного руководителя Сергея Левицкого, председателя СТД Бурятии Дмитрия Леонидовича Панкова, зампреда СТД Ларису Николаевну Золотухину, а также Лилию Маркину, Марину Кох, Татьяну Бурмистрову, Викторию Некрашевич, Татьяну Степанову. Большая благодарность Александру Захарову за видеосъемку всех сценических показов семинара. Особая благодарность Министерству культуры Бурятии и лично министру культуры Тимуру Цыбикову за внимание и поддержку семинара.

Все, кто захочет посмотреть видео сценических показов смогут найти их на сайте СТД РФ. А пьесы читайте в очередном номере (№ 32) нашего сборника «Сюжеты». И вообще, читайте пьесы!

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.