Синие горы Кавказа приветствуют нас!/ Московский областной театр драмы и комедии в Пятигорске
Выпуск № 3-183/2015, Гастроли
Гастрольные театральные маршруты измеряются не только километрами, но впечатлениями и ощущениями от встреч и общения со зрителем и коллегами, от посещения новых мест и возможностью узнать что-то новое.
Такими уникальными во всех отношениях, подарившими творческой группе радость и от того, и от другого, были гастроли Московского областного театра драмы и комедии из Ногинска по городам Северного Кавказа - региона, который славится не только самой высокой в России и Европе горной вершиной Эльбрус, привлекающей туристов и спортсменов со всего мира, кавказскими минеральными водами, чистейшим воздухом и прекраснейшими видами, но и богатейшей культурой и огромным количеством мест, связанных с величайшими личностями в истории русской культуры и литературы: Михаилом Лермонтовым, Александром Пушкиным, Львом Толстым, Велимиром Хлебниковым, Сергеем Есениным, Владимиром Маяковским, декабристом Александром Одоевским и многими другими.
Но у того, кто не нашел времени на все это, обыкновенная прогулка, скажем, по Пятигорску, стала запоминающимся событием, поскольку практически каждый квадратный метр тут связан с именем Лермонтова. С высоты горы Машук, как на ладони, можно увидеть весь город и его окрестности (а 10-километровый пеший спуск - это еще одно интересное приключение), отсюда же открывается потрясающий вид на гору Бештау (в переводе - пять гор), которая и дала название городу, чуть дальше - Кисловодск, Железноводск, а если повезет с погодой - и сам величественный Эльбрус. К слову скажу, что в один из дней нам повезло увидеть его из окон гостиницы! Зрелище потрясающее. О том, где побывали и могли побывать, что увидели и что могли увидеть, сколько минеральной воды в многочисленных, на каждом шагу бюветах выпили - в следующий раз. А сейчас о гастрольном туре.
Как рассказали директор театра заслуженный работник культуры МО Юрий Педенко и главный режиссер театра Вера Анненкова, к этим гастролям театр готовился очень ответственно в течение года, поскольку это была первая поездка на Северный Кавказ за всю 85-летнюю историю театра. Велись переговоры, составлялся репертуар с учетом того, что публика в эти города приезжает со всей России отдыхать и подлечиться, определялись с актерским составом. Предусмотрели все. Конечно, пришлось играть на разных сценических площадках, которые подчас очень отличались от родной и размерами, и наличием оркестровых ям, что требовало от актеров дополнительных физических затрат, дабы быть услышанным «в последнем ряду».
В репертуарной афише было пять названий: трагикомедия Григория Горина «Поминальная молитва», комедия из мещанского быта Михайла Старицкого «За двумя зайцами», французская комедия Клода Манье «Три безумных дня в Париже», мюзикл для детей и взрослых Аркадия Хайта и Бориса Савельева «День рождения кота Леопольда» и сказочный детектив Марии Клару Машаду «Сокровище Бразилии». Одним словом, для всех возрастов и вкусов. Как результат - ежевечерне заполненные зрительные залы, цветы и надежды, что еще предоставится возможность увидеть новые спектакли этого театрального коллектива.
В Нальчике - столице Кабардино-Балкарии - гастроли проходили на сцене Государственного музыкального театра КБР, в Пятигорске - Ставропольского государственного театра оперетты. Везде встречали полными залами и провожали продолжительными аплодисментами, поскольку театр оправдал все ожидания зрителя и подарил массу положительных эмоций на своих лучших постановках последних лет.
Открылись гастроли в Нальчике трагикомедией Григория Горина «Поминальная молитва» в сценической версии Михаила Рыбака, которая уже стала визитной карточкой театра и на этот раз не оставила никого равнодушным. Ну а как можно не откликнуться душой и сердцем на эту трагическую историю, наполненную блестящим национальным юмором и житейской мудростью евреев, украинцев, русских? Народов, которые жили в деревне Анатовка вместе, работали вместе, только умирать ходили каждый на свое кладбище... И сегодня, к огромному сожалению, нам снова надо напоминать о том, что мы близки друг другу по культуре, вере, менталитету, что нужно быть терпимей друг к другу, уважать друг друга и стараться сохранить самое ценное, что может быть - человеческие отношения.
«Поминальная молитва» - это всегда по-новому рассказанная история, потому что каждый Художник (режиссер, сценограф, актер, композитор) слышит в ней свои ноты. У ногинцев - это ноты высокой октавы. Иногда звонкие и сильные, как в сцене феерического танца в трактире, иногда - приглушенные, иногда - чуть слышные, как в сцене смерти Голды (Елена Охапкина), но всегда звучащие тремоло в каждом зрительском сердце.
Спектакль крепко и красиво скроен и сшит (в отличие от изделий портного Мотла в исполнении Данила Музипова). В нем все - и сценография Андрея Троицкого и Валерия Лиховида, и костюмы Елены Пиотровской, и световое решение Николая Пыркина, и хореография Михаила Кругликова, и музыкальное оформление Юрия Пикунова и Александра Сабова - это элементы одного цельного организма, который не будет работать даже без одной составляющей. Каждая сцена буквально «дышит» бережным отношением к драматургическому материалу и, главное, к теме, которой он посвящен.
Сколоченное из досок, сценическое пространство напоминает ветхое временное жилье. Здесь живут небогатые, но добрые, уважительные, отзывчивые, счастливые своими детьми, соседями и друзьями люди. Живут трудно, но честно и по совести, а если обстоятельства или должность вынуждают совершать несправедливость, то делают это через силу и с... извинениями. А в центре - вековой дуб, древо рода человеческого, символ нашей памяти, нашего генетического рода. И когда в финале Тевье (Валерий Лиховид) в отчаянии начинает его рубить, это воспринимается не только как сиюминутное желание выплеснуть свое горе, но как попытка закончить случившуюся трагедию как можно быстрее: «Вот дуб растет. Его отец сажал, я растил... Как его с собой взять? Корни не выкопать, да и не приживется он на новом месте... Что остается? Рубить?.. Все отняли: жену, дочерей, дом, а теперь и землю... Зачем жить дереву, если нет у него листьев и ветвей?!»
Центр всего повествования, конечно же, Тевье и Голда. В них - мудрость и жизненный опыт. Валерий Лиховид и Елена Охапкина создали два уникальных в своей простоте и сложности образа, передав силу настоящей любви земной и духовной, силу безграничного горя от потери близкого человека (сцена смерти Голды), радость от того, что дали жизнь пяти «бриллиантам»-дочерям (Цейтл - Марианна Лукина, Годл - Алла Орлова, Хава - Анна Юзыч, Шпринца - София Касымова, Бейлке - Миа Севастьянова) и разочарование от невозможности увидеть их счастливыми. Чувственная палитра обоих героев насыщена и многоо́бразна. По этим ролям можно учиться воспитывать детей, развивать свое умение быть терпимым к другим, учиться вести себя в обществе... У них можно поучиться чувству юмора, умению достойно переносить жизненные испытания и искренне радоваться счастью ближнего.
Спектакль - многосюжетный, многоплановый, с большим количеством действующих лиц и интересных ролей, среди которых особый отклик у зрителя вызывает роль Менахема-Мендла в исполнении Александра Мишина. Актер играет, как дышит, этого «человека-воздух», судорожно пытающегося выбраться из нужды, доверчивого, непрактичного и в общем-то недалекого. Вот уж у кого, что ни слово - то перл, на лету расхватывающийся публикой. Чтобы выжить, он становится то сватом, то продавцом женского белья, то страховым агентом. По случаю последнего Тевье говорит: «Бедный Менахем! Нашел кого страховать от несчастных случаев. Да вся наша жизнь - один сплошной несчастный случай».
Еще одним ярким гастрольным событием стала комедия «За двумя зайцами» в постановке Валентина Варецкого.
С одной стороны, этот драматургический материал предоставляет режиссерской и актерской фантазии безграничный простор, но с другой, как же трудно избавиться от влияния ставшего уже классикой фильма с Олегом Борисовым и Маргаритой Криницыной в главных ролях. Скорее всего, совершенно сознательно режиссер-постановщик не единожды цитирует фильм 1961 года - и в музыкальных фразах, и в интонациях персонажей, да и в костюмах не обошлось без узнаваемых элементов (художник по костюмам Елена Пиотровская). Но постановочную группу ни в коем случае не обвиняем в плагиате, а наоборот - только благодарим за подзабытые ощущения от просмотра фильма Виктора Иванова.
Первое, с чем знакомится зритель, это, конечно же, оформление (сценограф Валерий Болдырев): над сценой - четыре красивейших украинских рушника, а в центре, чуть в глубине - деревянный мост, который в финале... (об этом чуть позже). И над этим всем, как будто в предрассветной дымке, плывет потрясающей красоты украинская песня «Туман яром, туман долыною», разливая в душе покой и благодать. Как вдруг в эту тихую и душевную атмосферу врывается знаменитая «Канареечка» в исполнении Свирида Петровича Голохвостого собственной персоной (Иван Подымахин) и его друзей-соратников, прогуливающихся Подолом: «В небе канареечка литае / И спивает прямо в горизонт, / А мы пидэм выпьем погуляем, / В цёму смысл жизни нашойи резон!» Вот так культура низшая убивает культуру высшую. Извечный закон, к сожалению, работающий и по сей день.
А пока перед нами сцена за сценой разворачивается комедия из мещанского быта, уже давно разобранная на цитаты, но по-прежнему с восторгом воспринимающаяся зрителем. Ну просто невозможно не улыбнуться, когда на сцене появляется «трошки страннувата» Проня (Светлана Максимова), которой для большей комичности художники добавили длинный-длинный нос, и ее горемычные, несчастные в силу своей «темности» родители (Прокоп Серко - Андрей Троицкий, Явдокия Пилиповна - Ирина Рыжакова). Дуэт потрясающий! Ведь их «темность» только в том, что не имеют образования (а таких героев на сцене практически все сто процентов), а ведь они - яркие представители украинского села с их природной доверчивостью, наивностью, простотой, бесхитростностью. Такие же, как и Секлита Лымариха (Елена Охапкина) и дочь ее Галя (Елена Пашкова). А то, что любят чарочку хильнуть, так эта любовь народа испокон веков наблюдается. Куда ж от нее деться?
Этот яркий, эмоциональный, музыкально-танцевальный, поставленный в лучших традициях украинского музыкально-драматического театра (музыкальное оформление Олега Королева, режиссер по пластике - Алишер Хасанов) спектакль в то же время «поднят» до философской темы поиска неземной и искренней любви. Постановку смело можно назвать гимном любви, а не легкой комедией о прохвосте и авантюристе. И в этом спектакле такая любовь состоялась. Между самыми комичными персонажами - Проней и Голохвостым. Финал спектакля, когда главные герои после раскрытия всех авантюр оказываются на мосту, он разводится, разделяя эти две, по-настоящему, оказывается, влюбленных друг в друга половинки.
Порадовал театр и еще одной, но на этот раз французской, комедией «Три дня в Париже» («Блэз»), поставленной Анной Шевчук по пьесе Клода Манье.
Это классическая комедия положений, когда друг друга принимают не за тех, кто есть на самом деле, оказываются не там, где нужно и в совершенно неподходящий момент. А главному герою - Блэзу (Александр Мишин) выкручивайся из этих неудобных ситуаций. Впрочем, сам же он эту кашу и заварил. А потому пришлось «вычерпывать» последствия даже не ложками, а поварешками. Сюжет, в принципе, не так уж и важен. Ведь во французской комедии что самое главное? Легкость, непринужденность, обязательно наличие романтической любви, желательно французская музыка. И всего этого в спектакле - сполна.
В подобных спектаклях одну из важнейших функций выполняет оформление. Сценограф и художник по костюмам Анастасия Глебова справилась с поставленной задачей «на пять», создав интерьер многокомнатной квартиры, надо полагать, в самом центре Парижа с видом на Эйфелеву башню, в виде крутящейся конструкции со множеством дверей. Дверей, конечно, на самом деле не так уж и много, но постоянное движение по кругу создает как раз необходимый эффект - все в этом доме запуталось до такой степени, что... И между всеми - Мари (Анна Юзыч), Женевьевой (Алла Орлова), Арианой Кларенс (Ирина Рыжакова), месье Клебером Карлье (Федор Казаков), мадам Карлье (Татьяна Иванова), Лаурой Карлье (Марина Авдеенко) и Пепитой (Марианна Лукина) - мечется в сумасшедшем темпе создатель всего этого «хаоса» Блэз.
Восемь персонажей - восемь совершенно разных по характеру и стилистике персонажей: наивная и грубая в начале, но мягкая и влюбленная в финале Мари; не очень умная, но дочь очень богатого папаши Лаура; любвеобильный, но до сих пор умело скрывающий это от жены месье Карлье; дородная мать семейства, уверенная, что все держит под контролем и в своем кулаке (особенно мужа) мадам Кларье; девица достаточно легкого поведения, манекенщица и любовница сразу двух персонажей Женевьева; сумасшедшая, супертемпераментная испанка Пепита; неуравновешенная хозяйка квартиры Ариана Кларенс и, конечно же, главный герой - симпатичный, предприимчивый (как ему кажется), умный и верткий Блэз. Вот такая компашка.
Шарма, тонкости и лиричности комедии придают волнующий голос французской певицы ZAZ и пластика Алишера Хасанова, с помощью которых были созданы красивые, образные и графически точные пластические сцены Блэза и Мари.
Самые же маленькие зрители принимали активное участие в распутывании детективной истории и поиске «Сокровищ Бразилии», а также в «разборках» кота Леопольда с извечными его «врагами», мелкими пакостниками мышками.
Сюжет спектакля «Сокровища Бразилии» - довольно запутанная история, которая разворачивается вокруг похищенных волшебных луковиц, появившихся на участке у дедушки (Михаил Руденко). Как только главные герои узнали о магических свойствах этого плода, той же ночью луковицы были похищены неизвестным. Сыщик Леон, вызвавшийся помочь, пытается обвинить верного пса Гаспара (Данил Музипов) в совершенном преступлении. Однако именно сыщик, он же бессердечный вор Хамелеон (Валерий Болдырев), оказался похитителем. Но как и во всех хороших сказках - добро побеждает зло, и настоящий вор оказывается разоблачен.
Режиссер-постановщик, сценограф и художник по костюмам Валерий Лиховид вместе с хореографом Михаилом Кругликовым, художником по свету Николаем Пыркиным и композитором Олегом Королевым в ярком театральном пространстве рассказали историю, которая могла произойти где угодно - даже в соседнем дворе. Ведь не в волшебных луковицах дело. Настоящее волшебство - это когда рядом честные, открытые и верящие в тебя люди.
Доброте, прощению и взаимовыручке учит сказка-мюзикл «День рождения кота Леопольда» по пьесе Аркадия Хайта на музыку Бориса Савельева. Признаюсь, что это одна из моих самых любимых сказок в детстве.
Конечно, в 80-х годах прошлого столетия это была совершенна другая история. Мыши разговаривали по надувному телефону, а не по мобильному, как сейчас, и ездили на входивших тогда в моду скейтах, и одеты были, как... мыши (я имею ввиду костюмы). А сегодня это три современных тинейджера в джинсах и кедах, только с нарисованными носиками и усиками, ушками на макушках и длинными хвостиками. А во всем остальном - такие же проказники и непослушники, как и большинство сидящих в зале. Они - полная противоположность спокойному, рассудительному, играющему на гитаре и безумно любящему свою бабушку коту Леопольду (Александр Фон-Рабе).
Не верьте, что современного ребенка невозможно в театре удивить. Удивляются малыши. И еще как! Но вот удержать их внимание - задача куда сложнее. Для них каждую минуту должен происходить на сцене какой-то «взрыв» - песня, танец, неожиданное превращение или же появление любимого персонажа, как, например, бабушки Леопольда Мурлыковны (Ирина Рыжакова), которая привнесла в сказку домашний уют. Зная природу детской психики, режиссер-постановщик Михаил Рыбак и режиссер Дарья Вилкова-Гончарова наполнили постановку многочисленными интерактивами, а появления персоналий в зрительном зале приводило детей в бешеный восторг - ведь можно было героя «пощупать»!
Выразительные и пластичные актрисы - исполнительницы мышек - Мария Авдеенко, Евгения Пирязева и Ксения Назарова в своих шалостях нашли много единомышленников. Не могу не заметить, что режиссеры немного «скорректировали» оригинальный сценарий и вместо двух - Серой и Белой - вывели на сцену сразу трех мышек! Ну, чтобы коту уж точно мало не показалось. Но знаменитое предложение Леопольда:«Ребята, давайте жить дружно!» - все-таки было услышано проказницами. На время, конечно.
Гастроли закончились. Отыгран последний спектакль, сказаны слова благодарности и высказаны надежды, что театр еще не единожды приедет в этот чудесный и величественный край. И сюда действительно хочется вернуться, потому что многое еще не увидели, о многом не услышали, хоть и побывали и на экскурсии по Пятигорску, и в Музее-заповеднике Михаила Лермонтова, и по Лермонтовским местам походили, и на Чегемские водопады съездили, и сделали на память огромное количество фотографий. А, как известно, чем больше видишь, тем больше еще не увиденного остается. До встречи на Кавказе?
Фото Алексея САВОНИНА
Отправить комментарий