Хореографическая версия баховского творения / Проект "Даруй нам мир" | Страстной бульвар, 10

Хореографическая версия баховского творения / Проект "Даруй нам мир"

Выпуск № 3-183/2015, Мир музыки

Хореографическая версия баховского творения / Проект "Даруй нам мир"

В Казани, на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балеты им. М. Джалиля зрители впервые увидели хореографическую версию Мессы h-moll Баха. Это совместный проект Татарского театра оперы и балета и Большого театра России. Идея, постановка и хореография принадлежат величайшему танцовщику XX столетия Владимиру Васильеву.

Мечта выразить в танце глобальные философские идеи баховской мессы у Васильева зародилась еще 40 лет назад после концертного прослушивания этого шедевра в Италии. Была мысль осуществить постановку в Ватикане, пригласив лучшие силы солистов оперы, хора, оркестра, балета мирового уровня. Идея, по признанию самого Васильева, оказалась утопией, но предложение директора Татарского театра оперы и балеты им. М. Джалиля Р.С. Мухаметзянова поставить мессу на казанской сцене ему пришлось по душе.

Cпектакль Dona Nobis Pasem («Даруй нам мир») - о Вселенной и человеке как ее отражении и посланнике великого Создателя. Этот единственный в своем роде спектакль, по мнению В. Васильева, размышление о судьбах человечества и каждого человека в отдельности. О поисках Бога в себе, об отождествлении с Богом нашей души через выражение любви, добра, света, через познание друг друга. Автор призывает к прозрению и единению людей. «Только даруя другому свет, любовь и мир, человек обретает счастье и надежду на спасение и возрождение. Вся Месса пронизана красотой и прославлением добра, мира и любви, которые спасут мир», - говорит постановщик.

Сложные проблемы бытия переплетаются и с личной судьбой автора: в спектакле прослеживается драматическая история его жизни, становление личности, встреча со своей любовью, поклонение Женщине, трагические потери (внезапный уход жены, балерины редкостного дарования Екатерины Максимовой) и философские размышления о смысле жизни человека на земле.

Режиссер-балетмейстер пока еще не определился с жанром сценической версии (во всяком случае, в программе он не обозначен). Возможно, это будет хореографическая композиция или балет на музыку Мессы h-moll И.С. Баха. Главное, впечатляет результат. Мы увидели грандиозный синтетический театральный проект, инициированный художественными достижениями разных видов искусств - музыки, театра, балета, живописи, слова, видеоинсталяции и т. д. Это действительно мировая премьера сценической версии Высокой мессы Баха.

Безбрежный океан баховской музыки неисчерпаем, в ней слышится дыхание космоса, глубокая мировая скорбь, оплакивающая жертвенный подвиг Христа во имя спасения человечества; воспеваются лучшие стороны человеческой натуры - сила духа, нравственная чистота и гармония. В противопоставлении образа смерти и всепобеждающей силы жизни скрыт философский смысл этого мирового творения. Музыковед Константин Розеншильд назвал мессу огромной лирико-философской поэмой симфонического плана, в музыке которой обобщенно запечатлена жизнь. «Образы страдания, скорби, жертвы, мольбы, горького пафоса и, с другой стороны, образы радости, света, триумфа правды, слиты здесь в гигантском синтезе, до какого Бах не доходил более никогда, ни до, ни после Высокой мессы».

Драматургию мессы определяет динамика контраста, вносящего зримую театральность в сценическое действие. Трагические картины скорби сменяются взрывами восторга, вселенской радости и света во II части Gloria - № 1 «Слава в Вышних Богу», № 7 «Со Духом Святым»; в III части Credo № 4 «И воскресшего»; в IV ч. Sanctus - № 1 «Осанна в Вышних». Прикоснуться к поистине космическим далям и вселенским музыкальным образам Баха мог лишь танцовщик такого уровня, как Владимир Васильев. Его первый опыт в этом плане зрители увидели в художественном фильме «Фуэте», снятом в 1986 году кинорежиссером Борисом Ермолаевым и режиссером-балетмейстером В. Васильевым, поставившем более 30 балетных спектаклей.

Основой хореографического языка стал классический танец с его эстетической красотой и гармонией пластики. Плавность дуэтных и ансамблевых композиций, изысканность линий в дуэтных адажио, лирических вариациях, сменялись драматическими сценками из реальной жизни, полной буйством красок, сильных эмоций и психологических ощущений. Язык балетной классики органично соединен с лексикой языческой обрядности и элементами народной хореографии. В финалах I и II актов перед зрителем разворачивается языческий гимн страстей, сменяемый вдохновенным гимном человеку. Мастерски решены хореографические сцены в № 5 Gloria «Взявший грехи мира» и названные выше массовые кульминационные сцены - № 7 Gloria «Со Духом Святым» и № 2 в Agnus Dei «Агнец Божий».

Владимир Васильев поэтизирует движение, его танец гармоничен и одухотворен красотой музыки Баха. В эту эстетику органично влились солисты - заслуженные артисты РТ Кристина Андреева, Михаил Тимаев, Аманда Гомес, первый солист Антон Полодюк, лауреаты международных конкурсов Мидори Тэрада и Коя Акава. Танец центрального дуэта превратился в историю любви и страсти самого Васильева (К. Андреева - А. Полодюк). Впрочем, и другие дуэты обнаружили замечательный уровень партнерства. Кордебалет в массовых сценах показал идеальную слаженность, художественный вкус и высокий профессионализм. Балетное действие четко движется по нарастающей - от лирических камерных сцен, дуэтных адажио, ансамблевых вариаций к искрящимся, ликующим финалам, утверждающим триумф Человека-героя как символ высшего идеала Вселенной (Готхольд Лессинг). Пластический и танцевальный почерк Владимира Васильева уникален. Его самобытная хореографическая трактовка мессы на основе классики - мощный прорыв в контекст мировой хореографии нового времени.

Тончайшую музыкальную ауру мессы создавали исполнительские коллективы театра - оркестр (дирижер Винсент де Корт, Нидерланды), хор (главный хормейстер Любовь Дразнина), приглашенные солисты. Кастинг голосов оказался удачным - Эмилия Иванова (сопрано) из Болгарии, Агунда Кулаева (меццо) из Большого театра, Алексей Татаринцев (тенор) и Максим Кузьмин-Караваев (бас) из Московского театра Новая опера им. Е. Колобова.

Оригинально расположенные две мощные силы - по бокам сцены оркестр, в глубине ее монументальный хоровой коллектив - создавали глубокий фундамент звучания и бесконечный пространственный полет звука. Хор блестяще справлялся с многокрасочной звуковой хоровой партитурой мессы и донес до слушателей образы страдания, скорби, трагической патетики, мольбы, порывы всеобъемлющей радости, света, триумфальной победы духа и всепобеждающей силы жизни. Объемную реалистичную картину Вселенной создали художники Виктор и Даниил Герасименко (сценография и компьютерная графика) по рисункам Светланы Богатырь (Франция), художник по костюмам Татьяна Артамонова, художник по свету Айвар Салихов.

После успешной премьеры на казанской сцене, спектакль Dona Nobis Pasem («Даруй нам мир») прошел в Большом театре, в день 75-летия Владимира Викторовича Васильева. Началось триумфальное шествие этого грандиозного зрелища по миру.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.