Выходить на "Встречное движение" даже рекомендуется!

Выпуск №4-184/2015, Любительские театры России

Выходить на "Встречное движение" даже рекомендуется!

Кемерово нас встретил густым туманом. Поэтому самолет развернули и посадили в Новосибирске - так волею судьбы на моей карте путешествий появилось еще одно географическое название. Вернее, два - Новосибирск и Кемерово.

А потом Кемерово встретил нас прекраснейшей солнечной и теплой погодой, что, по словам жителей этого города, для осенней поры - совершенно из ряда вон выходящее событие. И, забегая вперед, скажу, что такой погодой Сибирь нас радовала все три дня, в течение которых проходил IV Всероссийский фестиваль студенческих театров «Встречное движение».

А движение было суперинтенсивное, поскольку в это же время и там же - под крышей Кемеровского государственного университета - проходил еще один масштабный и «густонаселенный» фестиваль - Российская студенческая весна.

Итак, на «Встречном движении» мы увидели 15 спектаклей, представленных десятью театральными коллективами из шести городов - Кемерово, Перми, Новокузнецка, Тюмени, Новосибирска и Москвы. Встречи эти были совершенно разными и по драматургическому материалу, и по режиссерским решениям, и по исполнительскому мастерству, и по художественным решениям, и по эмоциональным посылам участников, зрителей и, конечно, жюри, в составе которого в этом году были народный артист РФ, руководитель Комиссии по любительским театрам СТД Юрий Васильев (Москва); кандидат филологических наук, ректор Новосибирского государственного театрального института Яна Глембовская (Новосибирск); драматург Вячеслав Дурненков (Тольятти); руководитель театра «Унисон» Ирек Ибатуллин (Москва).

Кемерово было представлено шестью коллективами, что позволило увидеть достаточно целостную картину театрального любительского и студенческого движения в городе. Открывал фестиваль Театр-студия «Встреча» при КемГУ (художественный руководитель Лариса Лапина) спектаклем «Вернись, лесной олень» в постановке Сергея Сергеева и Александра Маричева по пьесе Виктории Дергачёвой «Вернись, лесной олень, по моему хотению...».

Одноименная песня Евгения Крылатова и стала лейтмотивом спектакля, в котором чувствовалась и ностальгия по прошлому, хотя автор - человек нового поколения, и печаль по не сбывающимся надеждам и мечтам. Но в этой же песне закодирована и надежда на прекрасное и светлое.

Очерченное желто-черной лентой пространство. Закрытая зона, где произошло или происходит что-то противозаконное. И в каждой сцене мы увидели то «противозаконное», что не принимает или хочет искоренить из своей жизни современная молодежь: абсурдную в своих проявлениях социальную опеку, очереди в поликлиниках, жестокость друг к другу и т.д.

Первая сцена, когда в квартиру, где живут брат Лёха (Валентин Сытников) и сестра Янка (Алина Отинова), приходит социальный работник с проверкой условий, в которых живет неполная семья, задает тон всему спектаклю. Здесь нашлось место и лирике, и драме, и сатире, и социальной теме. Образ соцработника, созданный Екатериной Шаминой (диплом «За лучшую роль второго плана»), стал одним из самых ярких и по костюму (ярко-красный плащ, очки в толстой оправе, несуразная вязаная шапка), и по освоению пространства (она все время в движении, ежесекундно проверяет выключатели, пыль на подоконнике, осматривает комнату, интонационно и мимически оценивая все происходящее), и по жестикуляции, и по силе голоса. Ее полной противоположностью была тихая, неуверенная в себе, растерявшаяся Тетя (Мария Мауль), переубеждающая «суровую тетеньку», что все у них нормально. «Выравнивали» эмоциональный фон спектакля «тихие» сцены Янки и Лёхи, в которых и воплотилась одна из главных мыслей постановки - мы, молодые, не хотим, чтобы было так!

Этот спектакль, отмеченный дипломом «Лучшее музыкальное оформление», дал повод поговорить об очень важной и общей проблеме для всех представленных на фестивале спектаклей - о музыкальном оформлении, о понимании режиссерами роли и задач музыки в постановках, поскольку одни используют ее как иллюстрацию, усиливая тем самым воздействие на зрителя, другие стараются показать свои разносторонние музыкальные вкусы, вводя в структуру спектакля все свои любимые музыкальные композиции, а третьи, считая, что без музыкального материала ставить невозможно, используют хоть что-нибудь, не связывая это что-нибудь ни с драматургическим материалом, ни с художественным решением. Не единичными были случаи, когда произносимый актерами текст «усиливали» музыкальными отрывками со словами! Кстати подобными «промахами» довольно часто грешат и профессиональные коллективы.

Темы многовариантности нашего мира коснулся Кемеровский театр-студия «Раек» в спектакле «От красной крысы до зеленой звезды» в постановке С. Сергеева, а Общество литературы и искусства (Кемерово) удивило свежим прочтением русской классики, представив две постановки - «Драму в 4-х действиях» и «Комнату Анны» в постановке Анны Резвовой.

«Драма в 4-х действиях» представляет собой авторское прочтение пьесы А. Чехова «Три сестры». Настолько авторское, что спектакль стал оригинальным произведением, но сохранившим атмосферу чеховской пьесы. Режиссер провела колоссальную и сложнейшую работу, сделав точную и бережную выборку текста. С первой же сцены, когда в совершенно не чеховское, а современное пространство (возможно, бар или кафе) входят три сестры с круглыми шарами со светящимися внутри гирляндами, которые позже будут развешены на зеркалах, ассоциируясь с «вынутыми» из героинь душами, постановка начинает втягивать в себя и перекраивать все шаблонные представления о том, как можно и нужно ставить сегодня Чехова. Автор спектакля «отсекла», что называется, все на ее взгляд лишнее, заполнила текстовое и сценическое пространство знаками и символами (зеркала, лепестки роз, монеты, песок, вода, пластинки и т. д.), танцами и музыкой (здесь органично переплелись песни на стихи Р. Рождественского, Ю. Визбора, Е. Фроловой, хиты Мадонны, классика), новыми интонациями и акцентами и рассказала свой, женский вариант этой драматической истории. И хотя в некоторые моменты возникало чувство некоего перебора, все же каждое музыкальное включение «совпадало» с главным мотивом постановки - одиночества, опустошенности и несбыточности - мечтаний, надежд, ожиданий от жизни и от людей...

В четырех мини-спектаклях «Ольга» (Ольга - Юлия Юсупова), «Андрей» (Андрей - Марк Борносов), «Маша» (Маша - Дина Дымова) и «Ирина» (Ирина - Юлия Щеглова) рассказано четыре жизненные драмы. Перед нами - одинокие, безрадостные, отчаявшиеся что-то изменить в своей жизни люди. Отсюда и черная фата - символ вдовства, и мужские пиджаки на хрупких женских плечах, усиливающие посыл опустошенности и одиночества.

Режиссер нашла точную интонацию, при которой чеховский текст «вписался» в новое пространство и в новых героев, став для них родным и единственно возможным. Очень были убедительны и оригинальны в трактовках своих образов Андрей Кириллов (Вершинин) и Алексей Сомов (Кулыгин) во фрагменте «Маша», отмеченные дипломами «Лучшая мужская роль второго плана». Они были живыми людьми со своими страхами, болями, переживаниями, размышлениями. И некая отстраненность от образа и монотонность в произнесении текста Алексеем Сомовым была калькой современной манеры «выяснять» отношения. Он говорит совершенно спокойно, вроде и не злится, и все понимает, и даже прощает, но то, как он это говорит и что при этом делает (как будто речь идет вовсе не о его жене) пробирает до спинного мозга и становится страшно при понимании, что этот человек готов на все.

Постановка, отмеченная за «Лучшую режиссуру», дала думающему и умеющему анализировать зрителю понимание, что Чехов - это не скучно и в нем можно искать и находить бесконечные смыслы.

Анна Резвова получила диплом и как художник по костюмам в моноспектакле «Комната Анны», поставленном ею же по последним главам VII части романа Льва Толстого «Анна Каренина». Дина Дымова проиграла последние дни перед важным и трагическим для Анны решением. И потрясающее длинное из стрейчевой ткани платье на ней стало визуализацией внутреннего состояния героини, закрытой от мира не только в комнате, но и в собственном теле. И именно оно ее не выпустит за пределы этой комнаты.

Театр «Карман» (Кемерово) под руководством Юлии Луневой, отмеченной дипломом «За успехи в воспитании молодых режиссеров», представил три совершенно разные не только по стилистике, но и видам театра постановки.

«Лучший актерский ансамбль» (замечу, что исключительно мужской) был отмечен в этюде в жанре драматической клоунады «Четверо на самом верху Вавилонской башни» в постановке Дениса Дмитриева по пьесе Александра Строганова - доктора медицинских наук, профессора кафедры психиатрии Алтайского государственного медицинского университета, после просмотра которого появилось некое ощущение, что мы стали участниками массового сеанса излечения.

В переложенном на язык театра абсурда библейском предании все же сохранилась главная его мысль - созидать люди могут, только находя «общий язык» и понимая друг друга. Играли ребята в пространстве известного в Кемерово театре «Ложа», из которого в свое время «вышел» Евгений Гришковец. Застроенные по вертикали в двухуровневом пространстве мизансцены создавали ощущение высоты, заявленной в названии. Центральный художественный образ спектакля - бумажный кораблик, возможно, в каком-то смысле все тот же библейский ковчег. Но на нем, к сожалению, никто так и спасается. Герои - в масках, за которыми скрывают истинные чувства и прячут свое «Я». Респект же Шекспиру: «Весь мир - тюрьма, а люди в нем - сидельцы» и мысль о том, что «самое страшное, когда ничего нельзя», прозвучали по-современному, на злобу дня.

Совершенно противоположным и по актерскому составу (исключительно женскому), и по стилистике, и по художественному решению был спектакль «Капли» в постановке Дарьи Чепурновой, отмеченный дипломом «Театральная инновация». На языке тела и музыки были рассказаны четыре женские истории. Мы стали свидетелями метаморфоз, происходящих с женскими душами, когда они счастливы или печальны, когда они в горе или радости. В этой связи еще раз вспомню Льва Толстого и «Анну Каренину», вернее, первую фразу романа: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Но ведь и каждый человек несчастлив по-своему. Не случайно героини говорят: «Я не такая, как все. Я - другая. Я - особенная». Вот они тоскуют по любви, вот в ненависти рвут все, что попадается им в руки, но вдруг превращаются в шаловливых девчонок или становятся в буквальном смысле (трансформируются костюмы) березками - тонкими, женственными. Ну вот такое состояние их души. И снова куда-то бегут, что-то ищут, догоняют счастье ли, горе ли - как кому повезет. И все, что у них есть самого ценного, по крупицам собранного, вмещается в обыкновенные чемоданы, с которыми героини так и не расстаются.

Спектакль «Выше ноги от земли...» этого же театра больше напоминал цирковое представление с парадом-алле на ходулях, трюками, акробатическими и пластическими номерами. Автор текста С. Наседкин за основу взял одноименную детскую игру, в которую с огромным задором сыграли все актеры театра «Карман». Они же, к слову, и авторы сценографии, костюмов, хореографии и всех остальных «фокусов-покусов» с применением технологических новинок (дипломы «Лучшее пластическое решение» и «Техно-Арт»).

Настоящим потрясением для жюри стал спектакль «Человек» хорошо известного в Кемерово Театра-студии «Фламинго». Не могу не сказать несколько слов об этом уникальном коллективе. Театр действует при реабилитационном центре Кемеровского клинического наркологического диспансера, а его актерами являются пациенты диспансера, успешно прошедшие курс реабилитации. Свои первые шаги на сцене ребята делают, еще находясь на этапе реабилитации, занимаясь с профессиональными режиссерами-педагогами. В репертуаре театра есть постановки по классическим произведениям, современным пьесам, на основе фольклора, а также спектакли, авторами текстов которых являются сами актеры и в основу которых легли реальные истории из их жизни. Именно такой спектакль - «вербатим в одном действии» - и был показан на фестивале.

На сцене - строительные леса, внутри которых находятся актеры. Совершенно ничего особенного с технической точки зрения, но колоссально по смыслу и художественному осмыслению. Каждый из актеров, выходя из этого замкнутого пространства, рассказывает свою уникальную историю, говорит о том, что пережил, через что прошел, о чем мечтает, к чему стремится, что просит у Бога. Объединены эти рассказы режиссером-постановщиком Л. Паршуковской и режиссером-педагогом Я. Новоселовым своеобразным курсом лекций с научными выкладками (очень короткими), например, кто такой с научной точки зрения человек, что такое смерть, кто такой мужчина, что такое счастье, любовь и т.д. А иллюстрациями к ним стали истории ребят, которым не нужно ни перевоплощаться, ни актерствовать, не нужно искать художественное оправдание своих действий на сцене. Каждое произнесенное ими слово рождено в их душе и прожито. И когда почти в финале произносятся слова: «Я не получил, что просил, но получил все, что мне нужно», - со зрителем происходит катарсис и исцеление. Спектакль был отмечен дипломом «Социально ответственный театр».

Пермь делегировала на фестиваль Авторский студенческий театр ПНИПУ «17-я скрипка», представивший две постановки Ю. Артемьевой - «Где начинается небо» и «Глубина». Спектакль «Где начинается небо» подобно машине времени перенес нас в недавнее прошлое, когда девочки носили белые носочки и ситцевые платьица, плели косички и завязывали бантики, а мальчики робели и даже боялись мечтать о дружбе с понравившейся девочкой, не замечая ее курносости или веснушек, когда 8-летние дети играли «В красавицу», а механические часы на руке в этом возрасте воспринимались как сегодня, например, личный самолет, когда детвора всем двором собиралась на день рождения и выбирала общий подарок. Это был светлый и щемящий спектакль о детских радостях и непоправимом горе, когда тебе вдруг говорят, что совсем ты даже не красавица, а тот единственный, который этого не замечал, вдруг начинает тебя стесняться. Здесь говорили о полноценной художественной составляющей (диплом «Лучшая сценография»), о музыкальном оформлении, о режиссерских находках и актерской правде на сцене, которая удивила больше всего - настолько ребята были искренни и органичны в ролях 8-9-летних детей. Итог - диплом «Лучший спектакль».

Вторая их постановка «Глубина», отмеченная дипломом «Лучший актерский ансамбль в театре малых форм», рассказывала о жизни моряков-подводников. Трагическая завязка, когда на наших глазах гибнут в подводной лодке моряки, была сыграна так достоверно, что в момент понимания - все это съемки фильма - испытываешь облегчение. Но уже через секунду мы увидели пять современных Василиев Теркиных. «Мы - моряки, можем носить, варить, копать и родину защищать», - говорит один из них. А еще они могут искренне любить, дружить, стоять друг за друга горой в любых жизненных ситуациях и погибать, выполняя свой воинский долг.

Новокузнецкий театр «Ваганты» за «фрагменты драматургического попурри» «Женские лики любви» в постановке Галины Вершининой был отмечен дипломом «Дебют». Девочки показали три небольших отрывка из пьес У. Шекспира «Ромео и Джульетта», А.Н. Островского «Снегурочка» и М. Рощина «Валентин и Валентина». То, что это чуть ли первый их выход на большую сцену, было понятно сразу: немного растерялись в непривычном для них пространстве, переволновались, но постарались выполнить все поставленные задачи.

Тюменский камерный театр «Солнце Сибири» показал два спектакля в постановке Виктора Гуськова: премьерный «Доказательство» по одноименной пьесе Дэвида Оберна и «Победила я» по одноименной пьесе Ярославы Пулинович. В «Доказательстве» созданная светом, декорацией, монотонным действием атмосфера вовлекла в состояние транса и депрессию, которые испытывают персонажи Кэтрин (Елена Молдованова, «Лучшая женская роль») и Хал (Денис Андреев, «Лучшая мужская роль»). Актеры создали сложные и цельные образы, нашли оригинальную манеру подачи текста и убедили нас, что они - американские студенты-математики, люди с другим менталитетом, пониманием жизни и отличной от нашей манерой общения. Да, за этим процессом было интересно наблюдать, хотя все же не хватило интонационных оттенков, эмоциональных проявлений и ритма. В спектакле «Победила я» главная героиня 16-летняя Наташа в исполнении Кристины Сенцовой учится брать ответственность за свои поступки, отличать добро и зло. И этот процесс взросления происходит довольно трудно и противоречиво, в итоге ставя уже перед зрителем вопрос - победила ли она? И если да, то кого?

Театральный клуб РГГУ (Москва) представил спектакль по пьесе Теннесси Уильямса «Несъедобный ужин» в постановке Марии Побережнюк, заявив еще одну актуальную сегодня (впрочем, как и всегда) тему старости и нужности родственникам, когда ты уже не так ясно мыслишь, когда уже не так четко видишь и не так хорошо слышишь. Будут терпеть? Или постараются избавиться? Вот о судьбе своей тетушки Роз (Анна Кензи, диплом «Лучшая возрастная роль») и рассуждают за несъедобным, приготовленным ею ужином главные герои Куколка (Ксения Черникова) и Арчи Ли (Артем Папков). И контрастом к их жестокому диалогу были выстроены мизансцены тетушки, собирающей в глубине сцены розы, а потом трогательно раскладывающей их на авансцене. Анна Кензи создала возрастной образ настолько трогательным и милым, что на этом контрасте двое молодых людей - бездушных, циничных, практичных, терпящих свою старую родственницу только из меркантильных целей, вызывали жгучую ненависть и желание тут же увидеть возмездие.

В рамках фестиваля прошли также мастер-классы драматурга Вячеслава Дурненкова - по выбору репертуара и современной драматургии; Татьяны Григорьянц - по движению; народного артиста РФ Юрия Васильева - по мастерству актера; Натальи Прокоповой - по сценической речи. И в этот же ряд смело можно поставить внеконкурсный моноспектакль «Оскар и Розовая Дама», поставленный в рамках режиссерской лаборатории в Новосибирском государственном театральном институте Павлом Южаковым и сыгранный Светланой Галкиной. Эмоции просто захлестнули. И ни знание пьесы, ни уже виденные разные ее сценические варианты - ничто не повлияло. Все было впервые. Здесь была безграничная гамма чувств и чувствований. Актриса филигранно прошла по тончайшей меже, когда малейший нюанс мог превратить все происходящее в карикатуру. Но у Светланы настолько оголено чувство правды на сцене, настолько тонкая душевная организация, что в роли 10-летнего мальчика Оскара она феноменальна. Через пять минут просто забываешь, что перед тобой взрослая актриса, и полностью проникаешься происходящей на твоих глазах трагедией. Очень хотелось бы, чтобы эту постановку увидел московский (как принято говорить, искушенный) зритель.

Вот таким было «Встречное движение», предложившее нам абсолютно разные стили, разное понимание жанров театрального искусства, свежее (или не очень) прочтение классических пьес и разную степень одаренности участников. Но каждый спектакль в той или иной мере стал открытием и для артистов, и для зрителей. Не все и не всем, конечно, пока удается. Но это никого не страшит. Перед ними бесконечное поле для творчества, воплощения самых смелых художественных идей и экспериментов, их личного развития и движения вперед. Они ищут и обретают.


Фото автора

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.