Пенза

Выпуск №7-117/2009, В России

Пенза Год с небольшим назад, услышав о том, что здание Драматического театра им. А.В.Луначарского в Пензе сгорело дотла, все решили: вряд ли в ближайшее время удастся восстановить театр прекрасного и живописного провинциального российского города, бережно сохраняющего традиции своего богатого культурного прошлого, связанного с именами М.Ю.Лермонтова, Д.Давыдова, В.О.Ключевского, А.И.Куприна, Вс.Э.Мейерхольда...

Особенно горько было от того, что буквально за несколько месяцев до пожара в Пензе появился новый главный режиссер театра — Вячеслав Гунин и начал с энтузиазмом работать с прекрасной, широко известной в России пензенской труппой. К счастью, театр приютили недавние погорельцы, уже успевшие отделать заново здание колледжа культуры и искусства, где сегодня он играет свои спектакли. Спектакли идут в не совсем (скажем мягко) приспособленном помещении, не имеющем той особой театральной ауры, которая так влечет зрителей в старые театры. Но руководство колледжа относится к артистам гостеприимно и доброжелательно, стараясь по мере возможностей помогать в создании необходимой атмосферы. Сразу с поезда меня повезли не в гостиницу, а на строительство театра. Надо сказать, впечатление это производит сильное — уже видны не просто очертания будущего здания, а почти готовая «коробка». В бытовке развешаны по стенам фотографии будущего театра, площади в целом, серьезные молодые люди что-то высчитывают, вычерчивают — в их присутствии хочется говорить шепотом: кажется, мешаешь своим присутствием очень важной работе...

После посещения строительства я почему-то поверила, что 20 декабря 2009 года театр будет открыт. А еще больше уверилась в этом после встречи с губернатором Пензенской области Василием Кузьмичем Бочкаревым — человеком невероятно деятельным, энергичным, строго и пристрастно контролирующим весь процесс строительства. В.К.Бочкарев уделил мне час своего, действительно, очень дорогого времени, и наша беседа, опубликованная в газете «Культура», была интересной и достаточно откровенной — мы говорили о будущем Пензенского театра, о фестивалях, которые необходимо регулярно проводить в этом городе, о торжественном открытии театра, каким видит его губернатор. И еще о многом другом, связанном с культурой края, с музеями, театрами... В конце беседы галантный хозяин вручил мне роскошный букет цветов, который очень долго стоял у меня дома в Москве и радовал своей изысканной красотой и неувядающей вопреки всем законам природы свежестью — видимо, как гласит народная мудрость, от чистого сердца был подарен...

А в театре мне довелось посмотреть несколько спектаклей, поставленных Вячеславом Гуниным и не только им — удалось восстановить небольшую пока часть спектаклей, которые шли в театре до страшного пожара: ведь ничего почти не сохранилось, надо было заново думать о декорациях и костюмах, надо было приспосабливаться к условиям совершенно новой и непривычной сцены.

Тем не менее можно смело говорить о сегодняшнем дне Драматического театра им. А.В.Луначарского, хотя и проходит он в, как говорится, «фронтовых условиях». Сегодня на сцену выходят все поколения артистов театра — самых молодых (среди них и студенты, набранные Вячеславом Гуниным) можно увидеть в спектаклях «Бим-бом, тили-бом...» по С.Маршаку и «Эти свободные бабочки» Л.Герша (постановка Вячеслава Гунина), прославленное старшее поколение — в «Божьих одуванчиках» А.Иванова (постановка Петра Орлова), не менее прославленное среднее — в «Провинциальных анекдотах» А.Вампилова и в «Персидской сирени» Н.Коляды (оба спектакля поставлены Вячеславом Гуниным). Репертуар театра, как видно из этого перечисления, достаточно разнообразен и рассчитан на самый широкий круг публики. Это верный ход — в погибшее здание театра на протяжении десятилетий ходили театралы, зрители искушенные, привыкшие видеть здесь и классику, и современный репертуар, хорошо знавшие и любившие артистов театра. Они и продолжают ходить на спектакли — каждый раз горячими аплодисментами поддерживая своих кумиров, словно давая им чувствовать: мы с вами, мы рядом, мы по-прежнему вас любим... Но сегодня сюда потянулись и те, кто раньше, может быть, не были заядлыми театралами — в основном, это молодежь, выражающая таким образом свою поддержку пострадавшим от пожара луначарцам, а заодно и приобщающаяся к театральному искусству. Расчет режиссера — на то, что эти люди привыкнут к театру, поймут его необходимость в их повседневной жизни. Для них, молодых и неискушенных, и поставлены «Эти свободные бабочки» — спектакль о молодежи и для молодежи, «опробованный» на многочисленных российских сценах и идущий с неизменным успехом.

Спектакль Вячеслава Гунина отличается молодым задором, завидным темпераментом, ансамблевой игрой артистов, среди которых явно выделяется глубоким психологическим прочтением роли матери Дональда Альбина Смелова. Ее героиня несет в себе трагедию (ее сын слеп), но удивительно мужественно и просто пытается справиться с ней сама и учит Дональда не сдаваться никаким обстоятельствам. Скупыми приемами, при минимуме мимики, актриса создает образ сильный, запоминающийся.

Не всегда достает опыта молодым исполнителям — Марине Михайловой (Джил) и Владимиру Карпову (Дональд); их герои порой начинают чувствовать себя недостаточно органично, смещают акценты, но это поправимо — в конце концов, спектакль идет не так давно.

«Персидская сирень» — спектакль о неистребимом человеческом одиночестве и о тяге людей друг к другу вопреки всей жизненной логике. Вячеслав Гунин предпослал ему эпиграф из Евангелия от Матфея: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». История эта сыграна Галиной Репной (Она) и Василием Конопатиным (Он), кажется, на пределе нервных сил, но в соответствии с глубоко неслучайным эпиграфом: с верой и надеждой. И потому, наверное, когда внезапно распахивается наверху окно и в него врывается осыпь желтых листьев, ощущаешь не горечь и безнадежность происходящего — вспоминаешь строки Марины Цветаевой: «Одна половинка окна отворилась, одна половинка души распахнулась...»

«Божьи одуванчики» - пьеса сочиненная, причем не слишком ловко. Но об этом забываешь почти мгновенно, как только на сцене появляются Людмила Лозицкая (Анастасия Михайловна), Михаил Каплан (Тамбовский), Галина Репная (Мальвина), Генрих Вавилов (Кровель). Абсолютно выдуманную историю о двух пожилых женщинах и являющихся к ним женихах из брачного агентства прекрасные, любимые артисты пензенского театра играют всерьез как историю человеческого одиночества, как неожиданную возможность счастья. И когда актриса Анастасия Михайловна взбирается на стол и на стул и заставляет ошарашенного Тамбовского взять в руки текст «Ромео и Джульетты», и два этих старых человека увлеченно декламируют шекспировские строки — буквально дух перехватывает, такая удивительная, завораживающая сила актерского мастерства раскрывается перед нами!..

Все несовершенства и несообразности пьесы забываются, когда видишь перед собой мастеров, вкладывающих в незатейливую историю всю силу своего таланта. А они (все без исключения!) играют без каких бы то ни было скидок на неприспособленное помещение, небольшое количество зрителей, играют так, как привыкли играть на своей сгоревшей сцене. И более молодые Григорий Мазур (Колупанов) и Антон Хатеев (Выхухолев) не отстают от «стариков», пытаясь в своих схематично написанных ролях найти и донести до зрителя черты человеческих характеров неблагополучных, замотанных трудной жизнью людей.

А «Провинциальные анекдоты», самая последняя по времени премьера театра, получились спектаклем вампиловским по духу — он еще не до конца устоялся, еще не все артисты играют в полную силу, но видно, что спектакль набирает «обороты», чтобы стать яркой страницей сегодняшней летописи пензенского театра. И, пожалуй, самое главное в нем, что Вячеслав Гунин и артисты, занятые в спектакле, убеждены сами и убеждают зрителей в том, что рассказанные гениальным драматургом Александром Вампиловым «анекдоты» ни в чем не устарели — мы сильно изменились внешне, но по-прежнему в глубине души царят и пытаются править нами неизменные законы социалистического бытия. Наверное, еще не одно столетие должно пройти, чтобы хоть что-то изменилось...

В пьесе и в спектакле затронуто огромное количество пластов социальной и общественной жизни — смешных и драматических, раздражающих и неизбывных, позволяющих оценивать пьесы Александра Вампилова как подлинную классику ХХ столетия. Именно так и трактуют ее Николай Шевкуненко (Калошин), Сергей Дрожжилов (Потапов), Генрих Вавилов (Рукосуев), Ольга Белякова (Марина), Василий Конопатин (Анчугин), Владислав Матюкин (Угаров), Галина Репная (Васюта).

Вот такова сегодняшняя жизнь Пензенского драматического театра. Очень непростая, но никто на судьбу не жалуется. Конечно, артисты старшего поколения нет-нет да вздохнут: доведется ли выйти на сцену нового театра? А я верю — доведется! И вновь они будут покорять зрителей своими старыми и новыми спектаклями, и вновь будут звучать щедрые аплодисменты, и будет много цветов: долго-долго не вянущих, потому что, как гласит народная мудрость, поднесены они будут от чистого сердца...

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.