"Главное - выдержать..." / "Минетти" в Театре им.Евг.Вахтангова

Выпуск №4-184/2015, Премьеры Москвы

"Главное - выдержать..." / "Минетти" в Театре им.Евг.Вахтангова

С вынесенной в название рецензии реплики Дамы, собственно, все и начинается в спектакле «Минетти» Театра им. Евг. Вахтангова. И реплика эта оказывается почти пророческой для нескольких персонажей спектакля.

И для самой Дамы (Людмила Максакова), которой, по ее признанию, предстоит в полном одиночестве в гостиничном номере провести очередную новогоднюю ночь. И для Девушки (Полина Кузьминская), в холле того же отеля ожидающей свидания со своим возлюбленным. Наконец, для артиста Минетти (Владимир Симонов) с его надеждой на важную встречу с директором театра.

И - для публики. Ведь премьерная постановка вахтанговцев - это, по сути, монолог Минетти, некогда известного, но постепенно преданного забвению мастера сцены, который произносится им на небольшой игровой площадке недавно торжественно открывшейся Новой сцены театра, а площадка эта расположена на расстоянии вытянутой руки от зрительного зала. Такая близость не позволяет тебе расслабиться и быть сторонним наблюдателем, обязывая к более активному соучастию в творческом процессе. К особому душевному настрою, резко противоположному настрою привычному, когда ты сидишь в традиционном мягком театральном кресле и от происходящего на сцене тебя отделяет пусть и условная, но все-таки «четвертая стена». А это всегда непросто.

Тем более, если учесть, что речь Минетти оборачивается исповедью. Криком души человека, измученного отнюдь не бедственным материальным положением, на которое красноречиво указывает его внешний вид, и в первую очередь кальсоны вместо брюк и надетая на босую ногу видавшая виды обувь (художник по костюмам - Катрина Дауекайте). Но прежде всего - истерзанного внутренними противоречиями: верой в свое призвание и вместе с тем присущими людям искусства сомнениями, иллюзиями на перемену участи, которые с каждым мгновением все убывают и убывают...

К тому же необычна и атмосфера настоящего спектакля, балансирующего на зыбкой грани реальности и фантасмагории.

Намек на это сочетание угадывается уже в сценографии Адомаса Яцовскиса, соединившего в оформлении пространства обыкновенные бытовые предметы - кресла, барную стойку, рояль и затемненное зеркало, наличие которого придает сценической обстановке определенный налет инфернальности.

Вдобавок и Портье (Виталийс Семеновс) с его «кошачьей», намеренно утрированной пластикой напоминает распорядителя какого-то таинственного карнавала, уместного, кстати, в преддверии Нового года. Равно, как и хоровод танцующей молодежи (хореограф - Анжелика Холина), периодически появляющийся на сцене. И - «Влюбленный клоун» (Максим Сервиновский), он же служащий гостиницы, который на протяжении всего действия то и дело принимается за вдохновенное и слегка ироничное чтение отрывков из произведений Шекспира и Ростана, наверное, тайно грезя об артистической карьере.

Так в спектакле художественного руководителя Вахтанговского театра Римаса Туминаса сталкиваются два взгляда на актерскую профессию: светлый, восторженно наивный, свойственный, пожалуй, лишь дебютантам, и трагический, полный отчаяния, предчувствия жизненной катастрофы, которой, увы, нередко завершаются многие яркие артистические биографии.

Однако, думается, решение Туминаса взяться именно за пьесу австрийского драматурга Томаса Бернхарда (написанную, как гласит программка, специально для реального актера Бернхарда Минетти, но имевшего в отличие от своего литературного двойника вполне благополучную профессиональную судьбу), продиктовано не банальным желанием показать оборотную, не глянцевую сторону актерства. Сейчас этим никого не удивишь и, пожалуй, не тронешь. Стоит предположить, что, предлагая нашему вниманию свой новый спектакль, Туминас хотел, чтобы мы попытались изменить свое, чисто обывательское, зачастую нелицеприятное мнение об артистах, научились бы не осуждать их за излишнюю откровенность на страницах печатных СМИ, в телевизионных и радио ток-шоу, а попробовали отнестись к ним с пониманием.

Они же и в самом деле, как утверждает Минетти (к разработке ролевой «партитуры» которого Владимир Симонов подходит очень трепетно, личностно, и это не удивительно - выпавший ему шанс воплотить на сцене образ коллеги исключителен и может не скоро повториться), живут в постоянном страхе. В страхе перед старостью. В страхе перед вероятностью быть отвергнутыми зрителями (приходящими в театр, подчас, увы, по большей части ради развлечения). В страхе перед невостребованностью, который вынуждает порой не отказываться от совсем маленьких ролей. И не каждому дано выйти из этого, достаточно сложного положения с честью, как, например, вахтанговским корифеям - Агнессе Петерсон и Алексею Кузнецову, сумевшим, не произнеся ни единой фразы, донести до нас любовь и нежность, которые переполняют сердца их героев, названных в перечне действующих лиц спектакля Римаса Туминаса супружеской парой...

А еще - артисты все время находятся «на виду» и, как спортсмены, пока есть силы, не позволяют себе сойти с «низкого старта». Словом, актерская жизнь - испытание на прочность. Сплошные «чрезвычайные ситуации», для преодоления которых, как предупреждала Дама-Максакова, прежде всего необходима выдержка, о чем служители Мельпомены и Талии, конечно, знают, но проходить свой путь не отказываются. Неужели только по этой причине они не вправе рассчитывать на наше сочувствие?

 

Фото Михаила ГУТЕРМАНА

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.