Анастасия Подкопаева: "Лирическая героиня - это не про меня" (Краснодар)

Выпуск №4-184/2015, Лица

Анастасия Подкопаева: "Лирическая героиня - это не про меня" (Краснодар)

За четверть века работы в Краснодарском музыкальном театре заслуженная артистка России Анастасия Подкопаева сыграла около сотни ролей. Ее недостатки - мягкость характера, нежелание спорить с режиссером, выполнение всех его требований - на сцене почти всегда превращаются в достоинства, переплавляются в спектакле в точно выстроенный актерский образ.

Анастасия Подкопаева не считает себя «лирической героиней». Она просит режиссера-постановщика оперы П. Чайковского «Евгений Онегин» Дмитрия Бертмана дать ей роль матушки-Лариной. И превращается в гротесковую опереточную чудачку. Ларина вовсе не старуха, а молодая, озорная, не лишенная женской привлекательности и кокетства женщина. Эти качества проявляются уже в первой музыкальной фразе: «Ох Грандисон, ох Ричардсон...». Оказывается, нашу деревенскую барыню до сих пор волнуют любовные приключения, и отнюдь не только те, что описаны в романах.

Анастасия Подкопаева очень тонко почувствовала в Лариной ее неуемное женское начало. Чтобы передать это со сцены, актриса пользуется разными приемами. То визгливо попискивает от удовольствия, когда вместе с народом радуется русской зиме, катанию на коньках. То вдруг становится добродетельной маменькой и изо всех старается уберечь своих девочек от неприятностей...

Актриса делает Ларину нелепой и смешной не только внутренне, но и внешне: чего стоит нахлобученная набок шапочка, огромный меховой воротник и маленькая красная сумочка, которая в руках хозяйки порой превращается в орудие защиты и нападения. Ларина Подкопаевой фантастична, неправдоподобна, но вместе с тем вполне соответствует всем описанным в романе обстоятельствам.

Закончив Саратовскую консерваторию, Анастасия готовилась петь в Саратовской филармонии и ограничивала свой репертуар камерными музыкальными формами. Но замечательный дирижер Валерий Хоруженко, прослушав молодую вокалистку в Краснодарском театре оперетты, увидел в ней актерскую перспективу. И она стала с увлечением учить партии Сильвы, Баядеры, Адель...

А любимой стала роль Ксении из оперетты Юрия Милютина «Девичий переполох», вместившая и природное пристрастие актрисы к сочным бытовым краскам, и лирические оттенки настоящей героини.

Так сложилось, что в последние годы Подкопаевой чаще приходилось играть лирических героинь. Но душа рвалась к ярким, выразительным, земным женским образам. И Подковаева (о ужас, так не бывает в театре!) мечтала о том, чтобы штамп «лирическая героиня» был снят с нее. И она делала для этого все возможное. Утверждала, например, что роль Ганны Главари из оперетты «Веселая вдова» Ф. Легара - роль, о которой мечтает каждая актриса, - ей не подходит по внешним данным, поэтому сыграть ее она не сможет. Великолепная и стервозная Мадлен из спектакля «Фиалка Монмарта» И. Кальмана далась ей с трудом - личные качества актрисы держали стойкую оборону.

Зато однажды в творческом багаже актрисы появилась сатирическая роль в оперетте В. Плешака «Шальная месть» (по мотивам комедии Гоголя «Ревизор»). Подкопаева создала не оставляющий надежды на исправление образ дочери городничего Марии Антоновны.

А вот ее горничная Адель из оперетты И. Штрауса «Летучая мышь» - напротив, очень мила, сочетая в себе манеры девушки-простушки и хитроумной честолюбивой женщины, мечтающей о сцене.

Честность и открытость никто никогда не отнес бы к недостаткам человеческого характера. Но как следует относиться к признаниям актрисы в том, что она никогда не хотела быть оперной певицей?

- Драматические характеры, внутренняя подвижность, работа со словом, танец - это все есть в оперетте, - говорит Анастасия. - А в опере точно выписанные музыкальные фразы, они меня ограничивают.

При этом и в опере актриса работает очень достойно. В «Фаусте» Ш. Гуно она поет партию Маргариты. Этот образ является центром драмы. За короткое сценическое время актрисе нужно пережить любовь, обман, позор, предательство, искушение дьявола - и все-таки остаться собой.

При первом появлении Маргариты мы улавливаем грусть одинокого человека. В каждой следующей сцене актриса усиливает эти поначалу пастельные тона роли, наполняя образ сочными и бурлящими красками жизни. В финале Подкопаева не затушевывает подлинные причины зла, ее Маргарита смело идет на эшафот.

Еще одной вершиной на этой новой дороге стала для Анастасии роль Микаэлы в опере Ж. Бизе «Кармен». Невеста Хозе - нежна, прелестна, проникновенна, очень трогательна. Актрисе удается создать поистине волнующий образ.

На мой взгляд, пока индивидуальность Подкопаевой в полной мере оценил лишь режиссер Борис Цейтлин, когда поставил в Краснодаре театральную фантазию на музыку И. Дунаевского «И вновь цветет акация...». Центральная роль - примадонны Одесского театра музыкальной комедии Ларисы Огнивцевой - была поручена Анастасии. Подытожив весь опыт, который накопила актриса за все время работы в театре музыкальном, драматический режиссер Цейтлин помог ей точно выстроить роль и ощутить при этом полную внутреннюю свободу на сцене.

Анастасия дала понять нам, что быть лучезарной опереточной дивой совсем непросто. За этим часто стоит и глубокая личная драма, и внутренний конфликт.

В первых сценах Лариса Огнивцева предстает перед нами капризной и пустоватой примой местного театра, но уже в следующей сцене мы видим ее искренне и глубоко страдающей. У нее отобрали роль. Здесь актриса не боится показаться смешной, размазывая кулаком катящиеся по щекам слезы. Но вот все складывается с ролью и можно снова перейти к беззаботной жизни. Только дело в том, что беззаботной жизни в театре не бывает. Репетиции, концерты, выездные, шефские, творческие встречи... Времени на личную жизнь не хватает. Нужно чем-то жертвовать, и Лариса кладет на алтарь свою любовь к блестящему капитану Косте, и эта драма сыграна актрисой поразительно. Спектакль «И вновь цветет акация...» стал для Анастасии очень серьезным этапом в постижении актерского мастерства. Опытная вокалистка, обладательница лирико-драматического сопрано, в репертуаре которой все ведущие партии оперетты, она впервые предстала здесь актрисой, способной передать сложную психологическую драму героини.

Роли, сыгранные Подкопаевой за двадцать пять лет работы в Краснодарском музыкальном театре, убедительно доказывают, что она прекрасная лирическая героиня. Но это амплуа не превратилось в штамп. Творческие возможности актрисы гораздо шире. Этим и воспользовался режиссер лайт-оперы А. Пантыкина «Гоголь. Чичиков. Души» Александр Мацко, поручив Подкопаевой острохарактерную роль жены Собакевича. В последней работе театра оперетте И. Кальмана «Баядера» Анастасия Подкопаева Мадам Пимпринетти - жена директора театра, претендующая на роль первой актрисы.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.