Монолог у театральной сцены | Страстной бульвар, 10

Монолог у театральной сцены

Выпуск № 5-185/2016, Прошу слова

Монолог у театральной сцены

Проходивший недавно в Ярославле XVI Международный театральный фестиваль познакомил меня с удивительным творческим коллективом - Ярославским Камерным театром. За полтора десятка лет своего существования он сумел завоевать сердца не только ярославских зрителей, но и зрителей других городов и стран, став лауреатом нескольких отечественных и зарубежных фестивалей... Пронзительный монолог художественного руководителя Ярославского Камерного театра, талантливейшего режиссера - Владимира Александровича Воронцова - оставил в душе неизгладимый след, оказавшись созвучным моим собственным ощущениям от современной театральной жизни, вызывающей немало вопросов и сомнений, надежд, тревог и разочарований. С откровением Владимира Воронцова захотелось познакомить всех тех, кто любит театр и переживает за его настоящее и будущее.

«Есть одно ужасное по смыслу слово - «девальвация». Оно означает медленное, незаметное уничтожение чего-то ранее существенного. Разрушение, разложение, распад... Тление.

Весь ужас в том, что это происходит не сразу, не вдруг, а медленно и незаметно. Процесс недоступен ни глазу, ни чувствам, ни сознанию. Как если вдруг мы внезапно уснем лет эдак на 20, а потом проснемся и посмотрим на себя в зеркало. Что мы там обнаружим? Не ужаснемся ли? Не зашевелятся ли волосы от увиденного?

А если не заснуть, если постепенно, не сразу, не вдруг - тогда все нормально. Естественный процесс: никакой паники, никаких потрясений, все как надо...

Я думаю, что мы потеряли за эти 20 лет, на которые не смогли уснуть, а потом проснуться и увидеть в зеркале свое изменившееся лицо?

Я давно не хожу в театр, потому что не выношу лжи. Но, слава Богу, сегодня, чтобы быть в курсе всей театральной жизни нашей Державы, совсем не обязательно вживую присутствовать на очередном похоронном ритуале: достаточно включить телевизор. Два десятка каналов что-нибудь вскользь сообщат о новых театральных шедеврах, а уж любимый интеллигенцией канал «Культура» четверть своего эфирного времени не преминет посвятить театру.

Теперь появились новые выражения: «модный театр», «модный режиссер». Кой черт они выражают? Ну, есть «модная обувь» - натирайте себе мозоли. Есть «модная прическа» - укладывайте свои волосы «вспять», не так, как предназначено им расти природой. Вставляйте в свои носы, губы, пупки и в разные интимные места пирсинги - и все это укладывается в понятие «модно». Но театр, искусство?.. «Модный театр»! И продолжим: «модная любовь», «модная мать», «модная церковь»... Да-да, все это из одного ряда. А уж если совсем по Станиславскому: «модная жизнь человеческого духа». Тьфу!.. Воистину, как у Сервантеса: «Все слова - от Бога, а хитросплетения слов - от Дьявола!».

Впрочем, зачем доказывать прописные истины? Я включаю канал «Культура». (К слову, есть такой короткий анекдот: «Кошмарный сон интеллигента - программа «Дом-2» на канале «Культура».) Так вот, там показывают юбилей одного некогда любимого да и поныне популярного московского театра. Пытаюсь смотреть Островского. Называется это зрелище «Гроза». Боже праведный! Избави душу от столь похабного, дилетантского юродства! Через пять минут выключаю - и могу снова жить, дышать чистым воздухом... Через два дня снова включаю родной канал «Культура». Тот же театр-юбиляр представляет «Вишневый сад». Здесь можно выдержать больше, минут 20. Дальше - трудно. Потому что одноклеточный автор, которого по-школярски разыгрывают эти маленькие клоуны - это не АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ! Неужели они этого не понимают?! Тем более что это совсем не маленькие клоуны, это очень хорошие, талантливые актеры! Некоторые из них легендарны, на них молилось поколение шестидесятых! Другие моложе, не менее талантливы!

Что же с нами стало? Это не девальвация? Тогда ЧТО ЭТО?..

Я не случайно начал с ужасного слова - «девальвация». Я не говорю о процессе разложения личности - это уже называется «деградация». А «девальвация» - разложение чего-то, существующего вне нас. Допустим, профессии. Профессии актера. Режиссера. Плотника, пекаря, хлебопашца.

Эта зараза готова выкосить всех. Но, Бог да не оставит их, мы говорим сейчас о Театре.

Я снова включаю канал «Культура». Я смотрю очередной спектакль - Гоголь, Чехов, Островский. Зачем их ставят? Не пупкиных, не фердыськиных, не козлодуевых? Почему-то к классике тянет... Что за напасть?

Я испытываю неистовое желание выключить телевизор, но продолжаю смотреть. И задавать себе вопросы. Нет, не им, которые там выхолащивают Островского, - себе, конечно. Я спрашиваю себя, себя самого и только себя, потому что знаю, что ни от кого не получу ответа на эти проклятые, мало кому сегодня нужные вопросы:

Где русская театральная Школа? Где эта неуемная, бунтарская СИСТЕМА СТАНИСЛАВСКОГО, крушащая шаблоны и актерские штампы, смывающая с подмостков и из закулисья завалы пошлости и театральной рутины? Где тот «Театр мужественной простоты» Немировича-Данченко, не терпящий духовной расслабленности, слюнтяйства и гадкой актерской слезливости? Где преданная проклятию, гонимая с подмостков СВЕРХзадача, главный двигатель энергетики артиста, бередящая его нервы, и где СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ - путь, по которому пробирается окровавленная актерская душа к своему предначертанному финалу? Где величайшее открытие русского театра XX века - ЗОНЫ МОЛЧАНИЯ, позволяющие нам слышать неуловимое, трепетное дыхание живого артиста? И где намертво связанный с этими зонами ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ, с особой магнетической силой втягивающий нас беспощадно в оживающее на глазах пространство сцены? Где ВТОРОЙ ПЛАН роли, наполняющий театральное действие завораживающим таинством необъяснимой человеческой души? Где, наконец, само таинственное священнодействие театрального зрелища со всем его буйством и многоцветьем (избави Бог театр от дымогенераторов, лазерных лучей и прочей шоудури)?!

И еще много, много... Где оно?.. Где?.. Где?

Есть еще школьнопрописной завет великого русского артиста Щепкина, который помнит всякий первокурсник театральной школы: «Священнодействуй, или убирайся вон из театра!»

Что ж, мы не священнодействуем. И не убираемся вон. Мы привыкли жить так.

Просто так...

А может быть, я всего лишь ошибаюсь, и это вовсе не «девальвация», а только «деградация личностей».

Дай Бог, чтобы это не было ошибкой».

Под словами режиссера, выпускника ГИТИСа (1978 г., курс А.А. Гончарова), возглавлявшего в свое время Брянский областной драматический театр и Ярославский Академический театр драмы им. Федора Волкова, подписались бы, наверное, все те, кому дорога история отечественной сцены, кому дороги имена подлинных мастеров и подвижников Театра. Все, кто обеспокоен его дальнейшей судьбой.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.