Краснодар. Современный танец, или Что под ним понимается

Выпуск № 5-185/2016, В России

Краснодар. Современный танец, или Что под ним понимается

Танцевальный спектакль «ВСЕЧТОЯМОГУБЫТЬ» - пожалуй, первый в консервативном театральном пространстве Кубани так громко заявивший тенденцию современного искусства на программное отсутствие смысла и отмену реальности, вернее, ее художественное игнорирование. Это и первый в Краснодаре в полном смысле спектакль, созданный в направлении, именуемом сегодня «современный танец». До сих пор постановки, заявляемые в городе как «современная хореография» или «современный балет» не были ни балетами, ни современными сочинениями; они не были даже хореографической пантомимой (понятие незаслуженно мною приниженное, ведь пантомима, мощнейший рычаг раскрытия образа во все театральные времена). Чем же они были? Вне всякого сомнения, явлением спекулятивным и потому паразитирующим на темах беспроигрышной классики («Анна Каренина»); там менялись костюмы, сценическое обрамление, а собственно пластический образ исчерпывался нехитрыми пируэтами да несколькими порхающими из эпизода в эпизод квазисовременными - актуальными - движениями.

Нет, для танцевальной компании «Воздух» в их работе с чуть претенциозным названием «ВСЕЧТОЯМОГУБЫТЬ» современный танец (или то, что под ним понимается) есть суть высказывания! Он вне тематических или литературных подпорок и становится как бы преодолением нормативной танцевальной формы, он с ней борется. Их пластическое высказывание в то же время и как бы возвеличивает самое себя в ранг единственной реальности. Три чуткие танцовщицы Юлия Блохина, Любовь Перова и Ксения Бурмистрова начинают в полном смысле с белого бумажного листа, расстеленного на сценической площадке. «Белый квадрат» Малевича? Может быть. И на нем три модели, три человеческие особи, сначала как заведенные, а потом как заевшие механизмы даны в стремлении сломать нормативное движение. Они немного напомнили техносуществ и инопланетных гибридов из некоторых сочинений Анжелена Прельжокажа (их показывали однажды на Новой сцене Большого театра без особого успеха).

Но вдруг они осознают себя ранимыми людьми! В прозодежде, среди клочьев бумаги, в мире потребления и мусора, избивающими друг друга и примеряющими бумажные платья, бумажные образы (костюмы - Евгения Пияйкина). Сложно анализировать, что хотели сказать авторы постановки и сценографии Олег Степанов и Алексей Торгунаков. Судя по аннотации к спектаклю - ничего принципиального и прорывного; это пустой бодрийяровский знак, где форма означает только то, что вы видите, без того культурного и социального подтекста, которым владеет зритель; лишь чувственная составляющая и пустота являются истиной. Но и легко, потому что их композиция спонтанно наполняется смыслом, привносимым извне - от нас, сидящих рядом с танцовщицами эти сорок минут. Такой процесс взаимообмена не так легко запустить в современном театре. Им это удается - они внутренне содержательны. Их движение, будучи внешне вполне формальным (шаг, пробежки, прогибы, прыжки и прочее), видимо, и несет сквозную идею очеловечивания этих трех существ в метафизическом пространстве.

Поэтому я и наполняю всю эту вопиющую семиотизацию представления смыслом моих метатекстов. Растянутый на сцене лист - белый саван, он топорщится, рождая пузыри земли, под которым ползают танцовщицы (почти блоковское, волнующее его видение). Назовем пока персонажей макбетовскими сестрами; на ведьм они не похожи. Затем они, чем-то недовольные, рвут огромный белый лист; затем собирают, лелеют, скручивают изодранные остатки; затем несут над собой этот бумажный глобус, как три кита земную твердь. Вознеся над головами обрывки своих надежд, желаний, страхов и поражений, они всё рыщут и рыщут, по-видимому, в поисках собственной идентичности. Этому поисковому процессу более всего соответствуют «раздробленные» саундтреки (авторы: Евгений Фомин, Олег Степанов, Dag Rosenqvist & Rutgers Zuydervelt).

Есть моменты их согласного хода и переживания, есть моменты растроения одной собирательной личности, когда они формируют загадочную позу многорукого и трехголового Шивы, и в глазах у зрителя троится. Забавно. Креативно. И т.д. Словом, они - в «тренде».

Мы - в раздумье о новых формах и ужасах бытия постмодернистского мира, из которого, однако, выходишь просветленным. Да, их спектакль счастливо избежал всяческой патологии, ставшей неотъемлемой, базовой чертой так называемого «современного танца». Они в координатах настоящей сценической эстетики, к ней привязаны, а не игнорируют ее законы. Смогут ли удержаться?

Усилия «Воздуха» оценены фестивалем «Золотая Маска» - они уже номинанты в разделе «Лучший спектакль современного танца». Это большое достижение, можно сказать, даже определенный прорыв.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.