Хабаровск. Время снов и время действий

Выпуск № 5-185/2016, В России

Хабаровск. Время снов и время действий

В Хабаровске открылся национальный театр «Бури». Нанайское слово, послужившее его названием, переводится как «боевой лук». Когда-то на месте нынешнего Хабаровска существовало стойбище Бури. Первой премьерой, которая состоялась на сцене театра «Триада», стал спектакль по пьесе дальневосточного поэта Виктора Еращенко «Время сновидений». По словам художественного руководителя «Триады» Вадима Гоголькова (он же постановщик спектакля), участникам, среди которых только один профессиональный артист, необходимо было предоставить возможность ощутить живую реакцию зрителей, почувствовать дыхание зала.

Идея национального театра принадлежит президенту Хабаровской краевой общественной организации «Объединение по защите культуры, прав и свобод коренных малочисленных народов Приамурья» Леониду Сунгоркину. По его словам, «Бури» задумывался как нанайский, но очень скоро среди желающих принять участие в новом начинании появились другие коренные малочисленные народы Приамурья.

Работая над спектаклем этого национального театра, Гогольков привлек других профессионалов. Главный художник «Триады» Сергей Ким помог создать знаменитые «камни» Сикачи-Аляна с наскальными изображениями для декорации будущего спектакля, художник-график Николай Холодок придумал и воплотил наряд Мудур-змея, а музыкальным руководителем постановки стал известный дальневосточный композитор, аранжировщик, музыкант Виктор Бондаренко. Исполнитель нанайских и ульчских мелодий Бондаренко много лет работает с национальными коллективами, играет на хомусе, дучиэкэн. При этом прекрасно исполняет джазовые стандарты в стиле фьюжен, владеет саксофоном, флейтой. Здесь нет противоречия, уверяет музыкант, ибо национальные мотивы составляют основу джаза.

Вместе с Виктором Бондаренко в театр пришла арфистка Татьяна Беллис, которая в ходе репетиций овладела игрой на маньчжурской цитре. С помощью множества национальных инструментов, в том числе «музыкального бревна», погремушек, бубна и деревянных палочек, музыканты создают на сцене шорохи трав, музыку неба, шаги оленя, пение птиц, плеск реки. Река - атласное полотнище на авансцене, которая начинает «играть» при помощи легкого взмаха руки. На берегу сидит нанайская женщина (Анна Гейкер), выделывает рыбью кожу и напевает колыбельную...

Театр, как магнит, притянул к себе и молодежь города. Так Объединение по защите культуры, прав и свобод коренных малочисленных народов Приамурья, и дирекция Хабаровского технологического колледжа заключили договор о сотрудничестве, и третьекурсники изготовили костюмы к спектаклю. Колледж также выделил помещение под пошивочную мастерскую. Будущие дизайнеры не только создали по эскизам Кристины Хазиахметовой более 20 костюмов, но и украсили их традиционными нанайскими узорами. В качестве ассистента режиссера работала студентка 4 курса кафедры режиссуры и актерского мастерства Хабаровского института искусств и культуры Надежда Щербакова. Проект театра поддержала мэрия Хабаровска, выделив для его реализации небольшой грант.

Пьеса «Время сновидений» написана талантливым поэтом Виктором Еращенко на основе древнего фольклора. В ней рассказывается о жизни и смерти (в пьесе они представлены как средний и верхний миры), о корнях и неразрывном единстве прошлого, настоящего и будущего, о поисках счастливой доли и обретении себя на земле, где ты родился и где можешь создать свой «рай». Пьеса необыкновенно поэтична, ее образы и символы - мудур (змей), амба (тигр), змеиный цветок - полны загадок

По словам кандидата филологических наук, латиниста, литературного краеведа Валентины Катеринич, «язык пьесы Виктора Еращенко - это язык эпоса, язык определенного ясного мышления, язык, предшествующий Гомеру. В пьесе использованы отдельные образные выражения, записанные исследователями народного творчества (якутские, приамурские, австралийские источники), но сюжет в целом оригинален, независим от отдельных сказок и верований и представляет самостоятельную модель первобытного мира».

«Бури» не первый национальный театр в Хабаровском крае. До Великой Отечественной войны здесь уже существовал национальный театр, возникший из обыкновенного драмкружка в селе Найхин Нанайского района. Труппа состояла из 16 «лучших колхозников, из них большинство комсомольцев», а руководил театром выпускник Института народов Севера Б. Ходжер. В 1935 году театр переименовали в Нанайский передвижной агитационный политтеатр, который выезжал на гастроли в ближние и дальние села. В 1939 году он получил статус профессионального. Сначала афишу составляли пьесы, переведенные с русского на нанайский, а также сочиненные самими участниками - простые незатейливые сюжеты на местном материале. Со временем стали играть классику - пьесы Островского, Гоголя. Из репертуара постепенно стало исчезать то, что составляло суть национального театра - нанайский фольклор, народные песни и танцы, красочные костюмы. Артистам было предписано вернуться к репертуару, созданному на основе фольклора, «отражающему радостную жизнь нанайского народа». Но поскольку материальная база в театре отсутствовала, даже собственного помещения и транспорта не имелось, краевое управление по делам искусства вскоре поставило перед крайкомом партии вопрос о ликвидации Нанайского национального театра. И 1 августа 1940 года театр был преобразован в Дом народного творчества Нанайского района.

Но история идет по спирали. Теперь в Хабаровске появился театр «Бури». Станет ли он театром-спутником «Триады», как о том мечтает В. Гогольков, или повторит судьбу своего предшественника, покажет будущее.


Фото предоставлены театром «Бури»

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.