Выше и веселее - по формуле Станиславского / XII Международный театральный фестиваль "Молодые - молодым"

Выпуск № 5-185/2016, Любительские театры России

Выше и веселее - по формуле Станиславского / XII Международный театральный фестиваль "Молодые - молодым"

Избрав девизом известные слова Станиславского «Проще, легче, выше, веселее», Центр культуры «Сцена» Юго-Западного административного округа г. Москвы вновь собрал любительские театры на фестиваль «Молодые - молодым», который проводится при поддержке Правительства Москвы и Союза театральных деятелей РФ. Его обширная программа включала театральные показы детских, молодежных и взрослых студий и коллективов, была разнообразной с точки зрения драматургии и жанров. На фестивале было немало участников из Москвы и ее ближайших окрестностей, среди которых студия «Театрал» Центра культуры «Сцена» (спектакль «Веселые гномы»), театральная студия «Волшебный занавес» (спектакль «Концерт победителей») и театральная студия «Образ» (спектакль «Спящая красавица») общеобразовательной школы № 1279 с углубленным изучением английского языка и другие. Самым дальним российским гостем стала театральная студия «Талант» из Челябинска, международную часть афиши составили спектакли из Латвии, Эстонии, Израиля, а также совместная датско-российская постановка.

В этой публикации речь пойдет лишь о тех работах, которые были представлены в вечерней программе, но начать хотелось бы с «Детей в интернете» эстрадного музыкального театра «Мюзикл» Детской школы искусств им. А.Н. Верстовского, открывших фестиваль. Это замечательный пример создания любительского спектакля серьезной командой профессионалов - композитора Александра Ермолова, поэта-песенника Михаила Загота, режиссера Елены Широковой, выступившей также совместно со Светланой Кунцевич в роли автора сценария. Сама идея превратить разговор с нынешним юным зрителем о классической литературе, а спектакль построен на сюжетах басен И.А. Крылова, в увлекательное путешествие без морализаторства, не скидывая со счетов такие современные символы, как «Википедия», «О'кей Google», вызывает восхищение. Плюс к этому раскованное существование артистов (мастерство актера - Е. Нестерова), их вокальные возможности (вокал - Е. Широкова, Е. Плужная), пластичность (хореографы С. Кунцевич, А. Астахова, сценический и бой и сценическое движение - М. Гаспарян), а также нестандартный визуальный образ спектакля, созданный сценографом Т. Жильцовой и художниками по костюмам Т. Гальпериной и Е. Карягиной.

Другой классический сюжет - о Дон Кихоте, точнее, фантазию на эту тему писателей Марины и Сергея Дяченко, рассказал Народный драматический театр-студия «Артель» (Москва). Психологическую притчу-фэнтези «Последний Дон Кихот» поставила режиссер Ольга Огонькова, сценографию придумала художник Елена Кофейникова, взяв за основу фактуры дерева, глины, холста, что придало этой истории ощущение земной мудрости и простоты. Впрочем, таким и должен быть разговор о чувстве долга и выборе, о жертвенности и любви - негромким и даже немного ироничным, чтобы не сорваться на пафос.

В придуманной Испании условного времени артисты рисуют своих персонажей смело, крупными мазками, создавая не только объем, но и обобщенные образы. Безгранична вера потомка Дон Кихотов Алонсо Кихано (Александр Боголапов) в свое предназначение и в то, что без подвигов во имя Прекрасной Дамы в мире исчезнет гармония, так же как неизмерима глубина любви и терпения его супруги Альдонсы (Надежда Закора), а корыстное стремление служанки Фелисы (Вера Смирнова) стать частью древнего и прославленного рода выходит за все позволительные рамки. Человек слаб, вот и Алонсо Кихано смертельно устал от напора бойкого психиатра Карраско (Роман Богомазов) и приземленного соседа Фернандо Авельянеды (Максим Огоньков): «Я жил безумцем, но хочу умереть мудрым». Но каждое слово отдается такой болью, что с облегчением выдыхаешь, когда в финале женщины надевают доспехи и идут по пути Дон Кихота. Значит, традиция не прервется и что-то очень важное все же удастся сохранить.

Крупицы утраченных знаний, традиций, соединенные в сказочный сюжет о Снегурочке в спектакле «Послание во лике зимнем» фольклорно-театральной студии «Еленка», которая сегодня существует при Детской школе искусств им. Ю.С. Саульского г. Москвы, стали и откровением, и возвращением к генетической памяти. Былинные стихи о Морозе-Батюшке и его снежной внучке, чистый, без каких-либо примесей славянский язык, этнографически точные костюмы и детали сценографии - все это, по словам режиссера Андрея Аббасова, корни начальной Руси. Сценарий он написал вместе с этномузыкологом Натальей Рогачёвой, взяв за основу архивные экспедиционные записи. И очень важно, что в программке названы имена народных сказительниц, живших и живущих поныне на Смоленщине, чьи сокровенные знания, по словам авторов спектакля, стали духовным оберегом. Удивительно, как гармонично встраиваются в совсем иное языковое и культурное пространство современные дети. Они свободно владеют особой манерой исполнения фольклорной музыки, легко включаются в старинные игры, импровизируют, и во всем этом, конечно же, огромная заслуга их педагогов Натальи Рогачёвой и Андрея Аббасова.

На эксперимент решились руководители театральной студии «Талант» средней общеобразовательной школы № 13 г. Челябинска, поставив с ребятами малоизвестную одноактную пьесу Теннесси Уильямса «Отчужденная собственность». Режиссер спектакля «Предназначено на слом» Сергей Шумин постарался разобраться в том, как разрушает душу одиночество и равнодушие окружающих, как опасен иллюзорный мир, в котором, словно в защитном коконе, вынуждена существовать маленькая девочка, потерявшая себя. Сложная роль досталась Екатерине Даутовой, и она постигает ее постепенно - иногда нащупывая верные ноты, иногда ошибаясь, но ведь совсем непросто разгадывать то, что вписал между строк выдающийся драматург и психолог.

Созвучным работе челябинцев показался спектакль по пьесе Уильяма Сарояна «Эй, кто-нибудь!» театра «Маска» школы им. М. Горького из г. Клайпеда (Литва). Режиссер Галина Семенова, поместив в сценическое пространство только лишь один объект - клетку, усилила тему свободы и несвободы. Независимо от обстоятельств и места, даже если это тюремная камера, Он продолжает сохранять независимость и быть самим собой, тогда как Она, находясь по другую сторону решетки, всегда скована внутренне. Если попытаться переломить ситуацию, можно многое изменить. Пусть даже и не в своей судьбе... В этом спектакле, без сомнения, первая скрипка у Владаса Паршиковаса, чья энергетика бьет через край, создавая на сцене крепкие партнерские связи, помогая другим актерам постепенно набирать ту же силу. Например, исполнительнице второй центральной роли Олесе Орловой, для которой эта работа дебютная.

Тема войны прозвучала в нескольких фестивальных работах, разных по выбору материала и режиссерским подходам («Кадиш» А. Галича театрального отделения «Маска» Детской школы искусств Михайло-Ярцевского поселения г. Москвы, «Мы о войне не говорим» по пьесе А. Дударева «Не покидай меня» театра и киностудии «Чердак» г. Москвы, «Это, девушки, война» Т. Дрозда детского образцового театра «Салют» из г. Калуги), но, пожалуй, самая пронзительная и честная работа - «Я никогда не хотел быть убитым в бою» театра «Lend 3.0» из г. Тарту (Эстония). Старшеклассники рассуждают о том, что стало бы конкретно с каждым из них, начнись вдруг война. Кто-то, не задумываясь, возьмет в руки оружие, кто-то пойдет в госпиталь помогать раненым, но при этом постарается сделать так, чтобы родные братья оказались на далеком острове, подальше от взрывов. А кто-то предельно откровенен: он не хочет воевать, убивать и быть убитым в бою. Спектакль шел на эстонском языке с титрами на русском, вся его сценография заключалась в нескольких стульях и световой партитуре, и ничто не отвлекало от искренних монологов, которые, как выяснилось позднее, каждый участник спектакля написал для себя сам.

Глубоко личные мотивы вложила в свою постановку по мотивам романа Ромена Гари «Обещание на рассвете» Надежда Гринберг. История взаимоотношений матери и сына в спектакле «Жду тебя. Мама» литературного театра «Лестница» из г. Тель-Авив (Израиль), воплощенная Анной Гланц-Маргулис и Евгением Губиным, вышла на уровень притчи о материнской любви, которая спасает, защищает и «никогда не перестает». Здесь все неразрывно - инсценировка, где вычленено главное, сценографическое воплощение с важными деталями декораций, костюмов, цветовыми акцентами (художник спектакля Валентина Стец), прекрасный актерский дуэт.

В последний вечер фестиваля разыграли «Старомодную комедию» по мотивам пьесы А. Арбузова в постановке Аллы Зориной. Бережно, с большой любовью и тактом режиссер ведет своих героев сквозь дождь и жизненные ненастья, помогая преодолевать непонимание и взаимные обиды. И, кажется, мы тоже проходим этот сложный путь вместе с талантливыми актерами Татьяной Дербеневой-Якобсон (г. Копенгаген, Дания) и Алексеем Якиманским (г. Похвистнево, Самарская область), когда нужно отпустить прошлое и просто поверить в то, что все еще может быть хорошо.

В очень простом рисунке спектакля, где лишь пунктиром обозначено место событий - кабинет главного врача санатория, площадь у Домского собора, загородный дом - на первый план выходят взаимоотношения двух людей. Они ссорятся, а потом ищут повод извиниться, вдруг рассказывают о самом сокровенном, потому что чувствуют непреодолимое притяжение друг к другу. Самые драгоценные минуты спектакля, когда главное читается во взглядах, улавливается в движения рук. Еще минута, и обязательно прозвучат долгожданные слова, которые разрушат стереотипы и позволят им быть счастливыми. А нам - верить и надеяться, потому что в этом и заключается одна из главных задач театра.

Юрий Завадский, размышляя в своей книге «Учителя и ученики» об известной формуле Станиславского «проще, легче, выше, веселее», подчеркивает, что таким образом Мастер не констатировал, не призывал и не устанавливал метафизических истин, но всегда рассматривал творческий процесс в беспрестанном развитии. И хорошо, что фестивали любительских театров, в числе которых «Молодые - молодым» создают и поддерживают единое пространство для ищущих и неравнодушных людей.

 

Фото предоставлено оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.