Тамбов

Выпуск №7-117/2009, В России

Тамбов На один из премьерных показов постановки «Девушка и кентавр» в Тамбовский государственный драматический театр были приглашены ребята из Ассоциации молодых инвалидов России «Аппарель». Режиссеру-постановщику Г.Колесникову, актерам и сотрудникам театра хотелось услышать мнение о спектакле тех парней и девушек, чья нелегкая судьба связана с инвалидными колясками и костылями, тех, кто побывал в интернатах для инвалидов. Ведь в пьесе современного драматурга Игоря Шприца «Девушка и кентавр» действие разворачивается именно в таком заведении.

Автор описывает довольно непростую ситуацию, в которую попали Девушка (Кристина Гречанникова) и Мужчина (Александр Архипенков). В один из отчаянных моментов она решила свести счеты с жизнью. Он – этому воспрепятствовал. Во втором действии зрителю представлена та же ситуация, но с точностью до наоборот для героев. В спектакле есть все: слезы и смех, любовь и отчаяние, страсть и отрешенность. Режиссер очень тонко и точно следует заявленному жанру. «Девушка и кентавр» - действительно баллада о любви. И дело не только в пронизывающих спектакль оригинальных, самобытных песенных балладах саратовского автора и исполнительницы Эланы. Хотя они изящно и ненавязчиво задают тон всему действию и играют немаловажную роль в происходящем на сцене.

Г.Колесников, следуя за автором пьесы, постарался не просто рассказать о жизненном случае, пусть и неординарном, но придал повествованию воистину героико-эпический характер. Недаром, как высказался один из зрителей: наконец-то мы увидели настоящего Мужчину на сцене. Да, он тоже один из обитателей интерната, да, он на костылях. Но его кредо: «Жить вопреки всему», - похоже, помогает не только ему или данной конкретной Девушке, но и другим инвалидам. То, что мужчина величает себя не кем иным, как Хироном, говорит о многом. Если вспомнить древнегреческий миф, то Хирон, в отличие от других кентавров, обладал мудростью и благожелательностью. Он воспитал античных героев (Тесея, Ясона, Диоскуров). К тому же бессмертный Хирон, страдая от случайной, но неизлечимой раны, отказывается от бессмертия в обмен на освобождение Зевсом Прометея.

Балерина Саша оказывается не только в инвалидной коляске, но и в специнтернате. И однажды отчаяние берет верх. Добровольный уход из жизни становится для молоденькой девушки единственным способом «разорвать цепи» инвалидности. Но тут появляется мужчина, старожил интерната, и разворачивается ожесточенная борьба отчаяния и жизни. Напористость, современная откровенность выражений Хирона, надо сказать, шокировала некоторых зрителей.

Хотя, оговорюсь сразу, о пошлости здесь речь не идет. Да – это не благостные романтические сантименты. Но, оказывается, как сказали молодые инвалиды-зрители после спектакля, в жизни все еще куда жестче. Некоторые из присутствовавших сами прошли специнтернаты с их далеко не сладкими условиями. И в их жизни встречи с отчаянием (впрочем, как и у любого человека), были далеко не единичными случаями. То, что происходило на сцене в первом действии, та драма, что разрывала сердца, по мнению молодежи, оказалась куда более правдоподобной, нежели сказочный конец второй части.

И все же, судя по настрою и одухотворенным лицам практически всех зрителей, в том числе и молодых инвалидов, было видно, что спектакль оставил в сердцах возвышенные светлые чувства. Несомненно, разговор о жертвенности любви тронул души. Ведь режиссер, поставив задачу, и актеры, прекрасно с ней справившись, смогли рассказать именно о такой любви между мужчиной и женщиной, когда непременно надо верить в чудо, и тогда вера поможет.

Хотелось бы отметить и художественное оформление спектакля (А.Шикуля). Когда за минималистскими декорациями - жалюзи, играющими роль забора интерната, - появляются то голые холодные, то весенние цветущие ветви деревьев, мы воспринимаем эту деталь спектакля как дополнительную, но очень гармоничную ноту баллады.

Впечатления от спектакля продолжали выплескиваться, и когда аппарельевцы оказались на парадном крыльце театра кукол, сцена которого ныне стала в вечернее время замечательной Малой сценой театра драмы. И вот тут-то меня посетили иные размышления, казалось бы, оторванные от контекста спектакля, но на поверку являющиеся его продолжением. Зная аппарельевцев и их руководителя Л.Макарову очень давно, могу, не кривя душой, сказать, что всегда восхищаюсь их умением с оптимизмом смотреть вокруг себя. Ребята стараются не отставать от культурной жизни Тамбова. Но, к примеру, в этот раз в театр смогли попасть не все. Кто-то, кто более-менее ходит сам или на костылях, пришел самостоятельно (и уходил, кстати, так же), кого-то на колясках привезли волонтеры. Ведь места в социальном такси, в котором можно перевозить колясочников, ограничены.

Куда же делся тот автобус, что несколько лет назад подарили нашим молодым инвалидам Дома милосердия представители из Германии? Помню, с какой помпой мы, журналисты, тогда расписывали появившиеся с транспортом возможности передвижения инвалидов-колясочников как по городу, так и на природу. Но, оказывается, от того автобуса, что находится на балансе городской администрации, за два года остались «рожки да ножки». И стоит разоренная, разграбленная машина на задворках, а инвалиды опять всеми правдами и неправдами самостоятельно пытаются передвигаться по городу. Да, есть социальное такси, но оно не решает всех проблем, ведь в него помещаются единицы. А остальные? Остальным приходится ждать своей очереди, чтобы пойти в театр или на концерт.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.