Здравствуй, "Виват, театр!" / VII открытый фестиваль молодежных театральных коллективов в Тамбове

Выпуск № 5-185/2016, Фестивали

Здравствуй, "Виват, театр!" / VII открытый фестиваль молодежных театральных коллективов в Тамбове

В Тамбове прошел VIII открытый фестиваль молодежных театральных коллективов «Виват, театр!». Этот фестиваль уникален тем, что в нем участвуют студенческие, учебные, любительские и молодежные профессиональные театры. За неделю жюри отсмотрело и обсудило 23 спектакля 12 театральных коллективов, на которых побывало более 3000 зрителей.

Афиша фестиваля была чрезвычайно разнообразной и интересной. Большинство спектаклей было посвящено 70-летию победы в Великой Отечественной войне.

Особое впечатление произвела музыкально-литературная композиция «Мы помним», созданная Тамбовским молодежным театром, открывавшая фестиваль (режиссеры Виктор Федоров и Сергей Солонцов).

Это даже трудно назвать спектаклем - это кусок жизни, прожитой всеми актерами вместе со зрителями так пронзительно, словно они побывали на той войне, все видели и все прочувствовали.

Начало войны - письма с фронта, все они подлинные. А потом - блокада Ленинграда, дневники блокадных детей, отрывки из спектакля по повести С. Алексиевич «У войны не женское лицо» и рвущая сердце на части сцена, как одевали девушку, отправляя на войну, будто соборовали, отпевая еле слышной вдалеке молитвой.

Есть эпизод о событиях в Крыму, где шли бои, и 13 000 человек ушли в подземные каменоломни, а остались в живых лишь 48.

А стихи актеры читали так, словно доставали их из глубин собственной души - «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?» К. Симонова, «Под Ржевом» М. Ножкина, «Ленинградская поэма» О. Берггольц, стихи о Севастополе, отрывок из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». Звучали песни «Священная война», «Простите пехоте», «На солнечной поляночке», русская народная песня «Голубок прощался с голубицей».

А в это время на экране проплывали фотографии времен войны, хроника ТАСС, хроника немецких кинооператоров. В финале на экране появились рисунки детей в сопровождении песни из кинофильма «Белорусский вокзал» - «Десятый наш десантный батальон...».

Это действо (язык не поворачивается назвать его представлением) сразу дало импульс всему фестивалю, проходившему на высоком уровне.

Любительских театров в этом году было больше, чем всегда, и порадовали они прежде всего интересным репертуаром. Характерно, что их художественные руководители включают в свою афишу серьезную драматургию, порой сложную для постановки.

Народный театр Глазковского Дома культуры Мичуринского района Тамбовской области, принимающий участие в фестивале с 2008 года, показал драматическую балладу по пьесе Алексея Дударева «Не покидай меня», повествующую о судьбе женщин на войне (режиссер Алла Мачнева). Вчерашние школьницы, почти дети, которым бы еще в куклы играть, наравне с мужчинами взвалили на свои хрупкие плечи все тяготы войны, отдавая жизни во имя Победы.

Пьеса совсем не проста для постановки. Она состоит из многочисленных эпизодов. Действие происходит в 1944 году в маленьком белорусском городке, куда был направлен капитан Михасев (Сергей Муратов) подготовить разведывательную группу, состоящую из четырех школьниц.

Они очень разные, эти девчонки, еще не знающие по-настоящему ни жизни, ни любви. Все актрисы очень органичны и искренни, но особенно яркая работа у Лилии Ивановой, получившей премию за исполнение роли Зины Батян. Она у нее получилась веселой, бесшабашной и смелой. Постепенно все девушки становятся бойцами и понимают, что выполняют очень важное задание и идут на смерть.

Впервые на фестиваль приехал Образцовый детский коллектив театра-студии «Подросток» из Вологды, которому в будущем году исполняется 25 лет. Он показал «Тамбовскую казначейшу» по поэме М.Ю. Лермонтова в постановке В.Г. Шахова и Т.И. Слинкиной.

Конечно, и профессиональным актерам не всегда удается овладевать стихотворным текстом, а уж что говорить о молодых студийцах, но попытка прикоснуться к такому материалу, думается, очень полезна. В программе не обозначаются впрямую действующие лица, а написано так: «От лица казначея» - Дмитрий Мухин, «От лица казначейши» - Русала Сперанская. Лучшая работа в спектакле - это работа Данилы Завьялова, который «От лица автора» был наиболее органичен и, конечно, лучше других произносил замечательный текст Лермонтова.

Созданный в 1988 году в городе Скопин Рязанской области Народный Молодежный Театр «Предел» привез спектакль «Интимный дневник отличницы» по поэзии и прозе Веры Павловой, автора более десяти книг, лауреата престижной литературной премии имени Аполлона Григорьева за 2000 год.

Владимир Дель, в прошлом выпускник режиссерского факультета Тамбовского института культуры, создал моноспектакль, связав в единую композицию дневник поэтессы, стихи и прозу.

Актриса Екатерина Стафурова проживает за короткое сценическое действие целую эпоху взросления, превращения пятнадцатилетней девочки в женщину, рассказывающую об интимных подробностях на этом пути, о первой влюбленности, первом поцелуе, первой грусти и первом расставании.

Студенческие театры в этом году обратились к произведениям, посвященным 70-летию Победы и, надо сказать, что далеко не все им удалось, хотя их спектакли всегда вызывали интерес и споры своей неординарностью, выбором пьес, режиссерскими решениями.

Студенческим народным театром-лабораторией «Феникс» Мичуринского аграрного университета руководит очень интересный режиссер Александр Владимирович Павленко, кандидат философских наук. На этот раз он удивил зрителей и критиков своим премьерным спектаклем «Молодая гвардия» по мотивам произведения Александра Фадеева.

В программке обозначено - «Сцены из романа», и спектакль состоит из отдельных клипов, отрывочных сцен, намеков на происходящее, и кто не читал романа (а, к сожалению, среди молодых есть такие), тот никогда не узнает, о чем на самом деле писал А. Фадеев.

Режиссер посвящает спектакль своей бабушке, «светлой памяти Раисы Сакардиновой, малолетней узницы концентрационного лагеря».

У Александра Павленко есть немало интересных эпизодов, особенно в начале спектакля, когда девушки в мирное время купаются на озере, восторженно любуясь лилиями, такие наивные, чистые, еще не подозревая, что совсем скоро они встанут в ряды молодогвардейцев и дадут клятву мстить фашистам, ворвавшимся в Краснодон.

Очень хорошее музыкальное оформление, когда известные и любимые песни военных лет вдруг прерываются точечными тихими музыкальными фразами, создающими только фон. Хорошо подобраны документальные кадры - поезда, идущие на войну, плакаты того времени, выступления Гитлера, концлагеря.

Что касается актеров, то в спектакле это не главное для режиссера, для него важнее атмосфера и напоминание о войне, о подвиге молодых. Олег Кошевой - Серафим Колупаев провел свою роль на одной ноте и со зверским выражением лица от начала и до конца. Любка Шевцова - Лилия Седых, образ маловразумительный, а как ярко она написана у Фадеева!

Подразумевается, что рассказчик - это Александр Фадеев. Его играет Михаил Романов, который внешне очень похож на писателя, и перед ним стоит очень важная задача - донести текст до зрителей, чтобы они смогли разобраться во всем, что происходит в этих обрывочных эпизодах. Но, к сожалению, он не всегда это делает внятно и не живет «с окровавленной душой».

Очень жаль, но спектакль не взволновал не только молодых, но и старшее поколение, которое еще помнит войну.

Студенческий театр «Акцент» Тамбовского музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова обратился к старой пьесе Леонида Малюгина «Старые друзья», написанной сразу после окончания войны, и необыкновенно популярной, так как люди, прошедшие войну, узнавали себя в героях пьесы.

Сегодня эта пьеса интересна молодым, которые тоже ищут ответы на вопросы жизни.

Пьеса Малюгина лишена внешнего действия, широкого и стремительного развития событий, поэтому режиссер Павел Козодаев сосредотачивает все внимание на раскрытии внутреннего мира героев.

Спектакль подробный, тихий, неспешный. Все его действие происходит в Ленинграде в 1941-1945 годах в квартире учительницы Елены Ивановны (Елена Тертычная), обстановка которой сразу создает атмосферу того времени - старинный буфет, обеденный стол, на стене радио-тарелка и старые фотографии ее учеников.

В этой квартире перед нами проходят три встречи. Первая, когда шумная ватага мальчишек и девчонок весело врывается в дом учительницы, чтобы отметить окончание школы. Веселые и немного болтливые, полные мечтаний и надежд, они стоят на пороге самостоятельной жизни. Вторая - в блокадном Ленинграде в 1942 году, где уже наряду с радостью встречи пришла и горечь потерь. И третья - в год Победы. Возмужавшие, они расстались с наивными полудетскими мечтами, так как уже прошли через невзгоды войны и познали утрату близких.

Тоня (Елена Илясова), которую все называют Антоном, - нравственный центр спектакля, к ней стянуты все его нити. Елена Илясова легко и свободно сумела показать развитие и рост личности своей молодой героини.

Володя Дорохин (Роман Ситников), надменный, немного грубоватый, будто в противовес всем друзьям считающий себя исключительным. Он упоен собой и своими отношениями с Тоней, считая, что их любовь ясна и не подлежит сомнению. Очень хорошая актерская работа у Дмитрия Мищенко. Его Александр Зайцев нежно и трепетно любит Тоню, но отходит в тень, считая, что не должен мешать ее любви к Володе. Умный, чуткий, интеллигентный, молчаливый, замкнутый, несколько угловатый, он потерял руку на войне, но именно к нему уходит Тоня, которая с первых минут последней встречи поняла, что прежней любви у нее нет, и что годы войны не только не обогатили, а скорее окончательно опустошили Володю.

Спектакль, поставленный режиссером о возмужании молодых, об их путях к зрелости, не во всем совершенен, но привлекает неподдельным ощущением молодости и зарождающейся любви.

Образцовая детская театральная студия «Кавардак» совместно с народной театральной студией «Кавардак - кому за...» Тамбовского Дома культуры «Знамя Труда» показали комедию «Загадочные натуры» по юмористическим рассказам А.П. Чехова, А. Аверченко и Н. Тэффи в постановке Ольги Верченовой. Задача эта далеко не простая, особенно для детской студии, но замечательно, что руководители, обратившись к русским классикам и их современникам, попытались ее решить. Надо сразу сказать, что далеко не все получилось, особенно страдала речь у молодых актеров (их уже можно так называть), а это очень обидно, так как они должны были донести до зрителей такие замечательные тексты.

Думается, самым удачным был рассказ А. Аверченко «Маня мечтает». Мане (Арина Шилова) 14 лет, она подмастерье в швейной мастерской мадам Зины (Юлия Чиркина), которая вечно к ней придирается, не дает ей жить спокойно. И Маня мечтает, как отомстить хозяйке. В своих мечтах она кружится в танце вокруг манекенов, которых изображают актеры. Актриса А. Шилова, получившая премию за исполнение этой роли, совсем еще девочка, наивная и искренняя, существует так органично, что порой кажется, будто ее мечты должны обязательно осуществиться.

Есть определенная закономерность - чем проще играются чеховские рассказы, чем меньше применяют при их воплощении на сцене художественных средств, тем они смешнее. Так поставлен рассказ А.П. Чехова «Месть женщины», где доктор в прекрасном исполнении Ильи Демина, получившего премию за эту роль и роль режиссера в рассказе А. Аверченко «Преступление актрисы Марыськиной», приезжает по вызову к больному мужу Надежды Петровны Челобитьевой (Валерия Павлова), но его не застает дома. Отказываясь платить доктору деньги за ложный вызов, она решила расплатиться с ним по своему - обольстить и совратить его.

Одно из самых сильных впечатлений нынешнего фестиваля - спектакль «Viva Моцарт!» по мотивам рок-оперы «Mozart L'Opera» театральной студии «Подмостки» средней общеобразовательной школы № 30 города Тамбова.

Театр, где играют дети, - явление особенное. На школьных спектаклях, быть может, вырастают будущие известные актеры и режиссеры и будущие настоящие зрители.

Этому школьному театру в нынешнем году исполняется 20 лет, и за эти годы поставлено больше 50 спектаклей. Здесь шли произведения Чехова, Гоголя, Островского, Пушкина, Шекспира, Твардовского, Шукшина, Бориса Васильева, сказки А. Толстого, Л. Филатова, Шварца.

Музыкальный спектакль по мотивам одной из самых популярных французских рок-опер в школьной интерпретации «Viva Моцарт!» посвящен жизни Вольфганга Амадея Моцарта.

Действие начинается в 1777 году в Зальцбурге и проводит зрителей по всей его жизни через испытания и беды, через поиски лучшего будущего, через зависть, придворные интриги и провалы его спектаклей, через успехи и славу и через настоящую любовь.

В спектакле играют 38 школьников всех возрастов - с 1-го по 10-й класс, да еще и сам режиссер-постановщик Анна Скопинцева, причем играет очень хорошо.

Прекрасные, богатые для школьного театра костюмы, хорошо записанная фонограмма музыки Моцарта - симфонии, скрипичный концерт, сонаты, отрывки из опер «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», наконец его «Реквием». И все это сами подготовили и записали ученики школы.

Замечательные видеопроекции - Вена, Париж, Манхейм, храмы, дворцы, квартира Моцарта, венчание Моцарта и Констанции и даже отрывки из спектакля театра Сатиры «Женитьба Фигаро».

А как проникновенно читает совсем маленькая девочка Варвара Скопинцева стихи Окуджавы: «Моцарт на старенькой скрипке играет...», а в финале - «...Не оставляйте стараний, маэстро, не убирайте ладони со лба...».

Спектакль этот актерский, и очень трудно говорить о каждой работе. Интересны Моцарт Кирилла Сустина, ученика 11 класса, Сальери Евгения Шароватова, ученика 10 класса, Артема Прощина, играющего две очень разные роли - отца Моцарта и Архиепископа Вены.

Поражает, как в школьном театре, в совсем не простой постановке можно было на таком высоком уровне простроить все компоненты спектакля, создать такой актерский ансамбль, которому могут позавидовать многие наши профессиональные театры.

По решению жюри, лучшим спектаклем среди студенческих и учебных театральных коллективов признан спектакль «Viva Моцарт!».

Афиша профессиональных театров привлекла прежде всего тем, что в нее были включены лучшие произведения русской и зарубежной классики.

Московский театр имени М.А. Булгакова был создан в 2011 году при Доме-музее «Булгаковский дом». Спектакль «Он и Она» - оригинальная инсценировка по рассказам А.П. Чехова, Рэя Брэдбери и Д. Боровского, в котором два замечательных актера - Юрий Поляк и Дарья Щербакова проникновенно рассказывают о любви. Это спектакль актерский в самом высоком смысле этого слова, так как режиссер Наталья Ковалева действительно «умерла» в актерах, хотя налицо и много интересных режиссерских находок и великолепно подобранная музыка Моцарта, Гленна Миллера, Нино Роты. Думается, что наиболее интересным явился «Рассказ о любви» Рэя Брэдбери, где все отточено до мельчайших подробностей.

Она - учительница Эн Тейлор (Дарья Щербакова), Он - Боб, ее ученик 14 лет (Юрий Поляк). Он влюблен в нее искренне и безнадежно. Актер необыкновенно органичен, такой восторженный, такой непосредственный и чистый и так проживает все ситуации, что начинаешь верить, что ему 14 лет.

Замечательная сцена, когда они вдвоем резвятся на озере, и Боб учит ее ловить бабочек, а потом они танцуют. Она отвечает на его влюбленность, предупреждая, что ей 24 года, а ему 14. Но жизнь по-своему распорядилась их любовью. Он с отцом переезжает в другой город и возвращается через 16 лет со своей женой в это местечко, где узнает, что Она умерла через два года после его отъезда.

Известный театральный художник Давид Боровский написал книгу, в которой есть такой рассказ «Le Cinema». Он и Она прожили в счастливом браке 9 лет, два года назад Он умер, а Она его так любила, что не могла смириться с его уходом из жизни. Случайно в документальном киножурнале, который крутят перед началом сеанса, она увидела его, переходящего в городе какую-то улицу. И каждый день она приходила в этот кинотеатр, чтобы его снова увидеть. Через какое-то время уже стали показывать другой киножурнал. Она долго плакала, пока не догадалась купить у киномеханика эту пленку и, устроив из своей постели подобие маленького кинозала, она каждый день смотрит, как он переходит улицу и верит, что он сойдет со стены и сядет с ней рядом.

Постоянный участник фестиваля «Виват, театр!» Самарский театр драмы «Камерная сцена» привез два спектакля - «Поединок» А. Куприна в конкурсной программе и «Возвращение» А. Платонова вне конкурса.

О «Поединке» было подробно написано в «Страстном бульваре,10» (№ 5-175 2015 г).

Спектакль «Возвращение», как всегда у режиссера Софьи Рубиной, необыкновенно стильный, элегантный и очень платоновский, хотя трудно находить сценический эквивалент глубоко философской и обезоруживающе искренней прозе Платонова. Как всегда, в спектакле изысканное музыкальное оформление, особенно лейтмотивом проходящее знаменитое танго «Утомленное солнце нежно с морем прощалось...».

Иванов (Руслан Бузин), вернувшись с войны, не может привыкнуть к тому, что он встретил дома жену (Лариса Ляпунова), замученную жизнью и желанием спасти детей от голода, которая, несмотря на их любовь, в эти годы изменяла ему; сына, еще мальчика (Евгений Клюев), превратившегося в умудренного жизнью рассудительного хозяина дома; пятилетнюю дочку (Ксения Соловьева), никогда не видевшую своего отца.

Чистый, тихий, сердечный и глубокий спектакль о пути, который лежит между войной и миром, и о том, как трудно проходить этот путь даже любящим друг друга людям, о детях, боящихся отца, вернувшегося с войны, о трудном искусстве мирной жизни.

Спектакль Республиканского русского театра драмы и комедии из Элисты «Фантазии Фарятьева» по первой пьесе ленинградского драматурга конца 70-х годов Аллы Соколовой, покоряет лиризмом, непосредственностью и глубиной авторского мироощущения (режиссер Светлана Ливада). В центре внимания автора - вопросы нравственно-этические.

Павлик Фарятьев (Сергей Матюшкин) - обыкновенный зубной врач с заурядной внешностью и незаурядными фантазиями. Он, фантазер, считает, что мы - дети космоса, пришельцы из другого мира, когда-то прилетевшие на землю. Необходимо вернуть людям ощущение полета, посещающее их теперь только во сне, научить их мечтать и стремиться к далекой доброй звезде, где никто не сможет быть одиноким и несчастным. Фарятьев - чудак из породы тех чудаков, которые украшают мир. Своими фантазиями он заражает всех, с кем соприкасается - сестер Александру и Любу, их мать, свою старую тетю. Все актеры играют людей легко ранимых, незащищенных, людей с тонкой душой.

Павлик любит Александру тихо, застенчиво. Быть может, несколько однообразны интонации актера в течение всего действия, но зато как замечательно он молчит, и только глаза его говорят больше слов.

Александра (Татьяна Терещенко) вся в своих переживаниях и чувствах к человеку, который ее бросил, о чем она рассказывает влюбленному в нее Павлику. И тем не менее Фарятьев смог увлечь Александру своими теориями и фантазиями и заставить ее принять его предложение руки и сердца. Но как только ее любимый человек снова поманил ее, она бросила все и убежала к нему. Ее юная сестра Люба (великолепная актерская работа Ирины Бабаян, получившая премию за исполнение этой роли) - колючий, своенравный, очаровательный бунтарь. Она заряжает своей неуемной энергией весь спектакль. Ее взросление связано с несчастливой, еще детской влюбленностью, и она очень тонко играет этот переход из детства в мир взрослого человека.

Режиссер Светлана Ливада прочла пьесу и поставила спектакль как драму чувств, как поиск счастья, любви, человеческих духовных контактов.

Лучшим спектаклем среди профессиональных театров жюри фестиваля признало спектакль «Хозяйка гостиницы» Карло Гольдони Тамбовского молодежного театра . Очень радует, что молодой театр не идет по легкому пути развития, а обращается к произведениям зарубежной и русской классики, что является школой актерского мастерства.

Карло Гольдони - смелый реформатор в области театра XVIII века, создатель реалистической комедии в Италии, открыл доступ на сцену простым людям, превратил народную комедию масок в бытовую.

На первый взгляд, в «Хозяйке гостиницы» нет ничего особенно сложного - простенький сюжет, интрига слабенькая, особой любви нет, только притворство, да и смешного маловато. Но на поверку пьеса сложна для постановки и недаром очень мало удач в ее сценической истории. Пьеса актерская, игровая и под силу очень опытным актерам, да и то они не всегда с ней справляются.

Честь и хвала режиссеру Виктору Федорову, который взял да и рискнул поставить ее в молодом театре со своими молодыми актерами, и создал яркое, праздничное зрелище, сыгранное свежо и задорно. Режиссер решил, что пьесу эту нельзя ставить как бытовую комедию, он создал динамичный, жизненный спектакль, без фальшивой многозначительности, смешав разные жанры - психологизм и гротеск, но, как ни странно, в этом спектакле все выглядит абсолютно естественно. Декорация Олега Мормана великолепна - на заднике изображен уголок Сицилии, дома с балкончиками, залив, вдалеке виднеется храм, что создает сразу атмосферу того времени. Хороши костюмы, прически, точные художественные детали, когда приносят письма на старинном папирусе, шаль, подаренная Мирандолине, выткана вручную. Музыка народная, итальянская, очень разнообразная, то бравурная, то тихая, акцентирующая то или иное действие, становясь полноправным действующим персонажем спектакля, в котором налицо слаженный актерский ансамбль. Конечно, не все и не у всех получилось (кстати, это была премьера со всеми вытекающими последствиями).

Мирандолина в исполнении Дарьи Егоровой (это ее первая большая роль) была несколько скованна и статична, хотя порой в ее глазах мелькают лукавые искорки, но не было в ней этого плутовства и обольстительности, что заставляет влюбляться всех постояльцев гостиницы, а ей потешаться над ними. Видимо, по замыслу режиссера актриса должна была вести свою роль сдержанно, но она не смогла найти границу, поняв его замысел впрямую, и игра ее отличалась однообразием. Особенно не сыграны ее отношения ни к Кавалеру, ни к Фабрицио.

Кавалер Сергея Солонцова - грубый, самоуверенный, неотесанный мужлан, ироничный по отношению к другим обитателям гостиницы. Его распирает от избытка энергии и ненависти к женщинам. Он уверен, что нет на свете женщины, которая могла бы смутить его покой. Но, влюбившись в Мирандолину, он поначалу сопротивляется чувству (и актер это очень точно играет), но потом становится неуправляемым, сгорающим от страсти, разъяренным зверем, впервые в жизни обуреваемым любовью.

Граф (Дмитрий Чербаев) очень привлекателен. Он пластичен, элегантен и отыгрывает мельчайшие детали своего поведения. Маркиз (Сергей Малахов) - пустой, бездушный франт, но актер играет его очень изящно и легко.

Фабрицио (Павел Шишлянников), можно сказать, единственный «положительный» герой, ревнивый и простоватый молчун, игрушка в руках Мирандолины, но для нее неизбежный выход из сложившейся жизненной ситуации - не любя выйти замуж за незадачливого и наивного Фабрицио, который даст ей свободу. Очень ярко, заразительно, без нажима и перебора (а для этого есть огромная возможность) играют Татьяна Николаева и Марина Троицкая двух актрис, выдающих себя за баронессу и графиню. Поистине нет маленьких ролей, что доказал Юрий Романов, сыгравший слугу Кавалера, подбадривая его и проживая вместе с ним все происходящее и удивляясь перемене хозяина.

Интересная находка режиссера Виктора Федорова - включение в спектакль группы ангелов, которые все время очень внимательно следят за всеми героями и слушают, что они говорят, выражая на своих лицах то удивление, то поощрение, смеясь и попискивая. Крылья ангелов иногда превращаются то в блюда, на которых приносят напитки, то в обеденные столы. А в финале они лихо отплясывают вместе со всеми героями этого яркого, легкого, остроумного спектакля, который явился для зрителей настоящим подарком и украшением VIII театрального фестиваля «Виват, театр!»

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.