Юбилей у Николая Филиппова (Севастополь)

Выпуск № 5-185/2016, Юбилей

Юбилей у Николая Филиппова (Севастополь)

Новый сезон в Севастопольском академическом русском драматическом театре имени А.В. Луначарского начался с юбилея - 60-летия заслуженного артиста АР Крым Николая Ивановича ФИЛИППОВА. Он служит в театре с 1987 года, и за это время исполнил ряд ролей разного плана у нескольких режиссеров с несхожей творческой манерой: Романа Мархолиа, Сергея Стрижака, Бориса Рябикина, Ренаты Сотириади, Андрея Бакирова, Игоря Ларина, Натальи Слепченко. Успешное актерское сотрудничество Николая Филиппова с Владимиром Магаром тоже началось давно, с «Плодов просвещения» - постановки 1993 года. У этого режиссера он занят также в спектаклях «Империя луны и солнца», «Городничий», «Отелло», «Кабала святош» и «Эмма и адмирал».

Севастопольским любителям театра хорошо знакомы незаурядные вокальные данные артиста, которые всегда широко использовались постановщиками и в спектаклях Театра имени Луначарского, и в многочисленных концертах. Николай Филиппов впервые пришел на работу в театр в качестве артиста оркестра, а после его расформирования участвовал в шоу-группе «Мюзик-Экс». Тогда он собирался оставаться только музыкантом-вокалистом, но вскоре сыграл заглавную роль в «Кандиде» - мюзикле Л. Бернстайна, поставленном Р. Мархолиа. Здесь артист, по свидетельству критиков, «ловко покорял вокальные вершины» (С. Пальчиковский).

Природная музыкальность Н. Филиппова помогала ему и при работе над ролью лиричного и мужественного арабского поэта Имра в постановке В. Кулагина «Отравленная туника» по пьесе Н. Гумилева (1988). Со сцены театра объемно, как музыка, звучала высокая поэзия. Но особенную популярность артисту принесла героико-лирическая роль капитана Аверина в знаменитом «Севастопольском вальсе» Е. Гальпериной и Ю. Анненкова на музыку К. Листова (1995) в постановке Б. Рябикина.

В. Магар в последних работах также опирался на музыкальную оснащенность артиста: в «Городничем» Н. Филиппов руководил ансамблем «Манжерок», создававшем песенный фон происходящего в трактире «Сивый меринъ», в «Отелло» - исполнял оперные партии Отелло. Поет и сэр Уильям Гамильтон в музыкальном спектакле «Эмма и адмирал», в роли которого Николай Иванович встретил свой юбилей 18 октября. После завершения спектакля юбиляра поздравляли не только коллеги по сцене, но и участники шоу-группы «Мюзик-Экс». Для них, как и для самого Н. Филиппова, музыка продолжает оставаться важной частью жизни.

Отелло в шекспировской трагедии, архиепископ де Шаррон в «Кабале святош» М.А. Булгакова и герой последнего спектакля в постановке В. Магара служат подтверждением высокого профессионализма артиста. В удивительно красивой и мощной версии театра по трагедии Шекспира драматическое действие соединяется с оперным. Роль Отелло в двух ипостасях исполняют двое - заслуженный артист Украины Сергей Санаев и заслуженный артист АР Крым Николай Филиппов. Оперный персонаж «отзеркаливает» чувства своего драматического двойника, предваряя или завершая его выход. Гамма сценических переживаний драматических героев, выраженная в тексте, мимике и пластике, перекликается с оперной статичностью и внешней помпезностью их музыкальных alter ego, исполняющих оперные партии на итальянском языке. Лица Николая Филиппова, Аллы Салиевой (Дездемона) и Ильи Спинова (Яго) почти неузнаваемы под слоем разноцветного грима, придающего облику исполнителей некоторую инфернальность и позволяющего сравнить его с масками. Взволнованный, вибрирующий всеми оттенками переживаемых чувств, сочный и светлый тенор Н. Филиппова, бархатный голос И. Спинова, хрустально-холодное сопрано А. Салиевой явились своего рода эстетическим фундаментом этого спектакля и основой его жизнеутверждающей театральности.

Отелло и Яго решены на актерском контрасте порыва и сдержанности, как оперные и драматические варианты главных героев. Всю эмоциональность образа вместил в себя Отелло Николая Филиппова, при этом исключительно голосовыми средствами, ведь нарисованная маска оставляет лицо неподвижным. Ария из 3-го действия оперы Верди («Dio mi potevi») - лучшая из исполненных артистом в спектакле. В ней - вся боль «драматического» Отелло и при этом свет надежды, а каждое слово, каждая нота окрашены личным «проживанием» настолько, что незаметен ни чужой язык, ни погрешности вокальной техники. Голос Н. Филиппова выше, чем предполагает исполнение этой партии, ему временами недостает мощи и длительности звука. Но огромное значение здесь имеет самодостаточная искренность. И, обнажая недостатки, театр тем более вскрывает свою истинную суть, предстает в своей первозданности.

Исполнение Николаем Филипповым роли хитроумного, блестящего, элегантного и самоотверженного посла сэра Уильяма Гамильтона, можно отнести к числу главных актерских удач спектакля «Эмма и адмирал». Здесь артист демонстрирует не только профессиональное владение вокалом, как и в других постановках театра, но и точное выполнение сложных режиссерских задач. Музыка существует в спектакле контрапунктно, сталкиваясь с собственно драматическим действием и усиливая важность кульминационных моментов, например, последнего выступления перед молодыми поклонницами сэра Уильяма. Его красивый тембр полон сдержанного достоинства, когда он легко и изящно исполняет «Когда мне будет 64», и хор-кордебалет прекрасных девушек вторит: «Мы будем любить тебя при свете свечи, когда тебе будет 100». Перед последней цифрой звук резко обрывается, свет гаснет, и возникает ощущение чего-то непоправимого. Герой Н. Филиппова во время исполнения этой песни переходит границу жизни и небытия, иронически комментируя собственную смерть, и трагическое ощущение усиливается эффектом остранения, тонко переданным артистом.

Мудрость, нежность и стоицизм здесь так же присущи герою Н. Филиппова, как и его Отелло. Радует, что работа артиста в спектаклях театра свидетельствует о высокой планке.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.