Дорога к успеху длиною в 70 лет. Чувашский государственный театр кукол

Выпуск № 5-185/2016, Портрет театра

Дорога к успеху длиною в 70 лет. Чувашский государственный театр кукол

В 2015 году Чувашский государственный театр кукол отметил 70-летие. У театра, рожденного в победном 1945 м, богатого историей, именами и событиями, есть и предыстория. Он был создан на базе передвижного театра кукол, открывшегося летом 1943 года в г. Ядрин из числа эвакуированных из блокадного Ленинграда артистов и любителей из местной самодеятельности. В 1944 году Республиканский передвижной театр кукол перевели в столицу Чувашской АССР Чебоксары, с «пропиской» в Доме пионеров, и уже в январе следующего года он приступил к работе как профессиональный коллектив под руководством основателя и первого режиссера Сергея Макаровича Мерзлякова (1896-1969), приглашенного в Чувашию по распоряжению Совета народных комиссаров. Это был человек поистине многогранного таланта - драматург, художник, артист. С его именем связывает свое рождение и Татарский государственный театр кукол «Экият» в Казани, образованный в 1934 году.

При личном участии Сергея Мерзлякова в профессиональную труппу театра приходила одаренная чувашская молодежь - Е.Е. Орлова (1913-1985), Ф.З. Фаяльская (1909-1979), М.А. Алексеев (1917-1995), И.А. Антонов (1923-1979), Е.Я. Яковлева (1918-1974). В конце марта 1945 года изготовили игровые куклы и сделали художественное оформление к первому спектаклю «Три подружки» в инсценировке С. Мерзлякова. Премьера состоялась 15 апреля 1945 года, и это стало заметным событием в культурной жизни Чувашской Республики того времени. Именно эта дата стала отправной точкой начала летоисчисления театра, официальным днем рождения Чувашского государственного театра кукол.

В том же 1945 году были осуществлены и другие постановки: «Рукавичка» Л. Воронковой, «Смолка» С. Преображенского, «Путь к счастью» М. Ухсай и И. Тукташ, «Бесстрашные глаза» С. Преображенского.

Вслед за первой плеядой актерского набора в труппу пришли: Л.А. Шакова (1928-2011), С.Г. Григорьев (1925-1994), М.Г. Бикулова (1919-1985), З.С. Никонорова (1934), В.Н. Жуковский (1932-2010) и З.А. Жуковская (1937-2009), В.И. Голубева (1928). Актеры, стоящие у истоков театра, и эти талантливые имена стали впоследствии гордостью национальной кукольной сцены, они создавали и творили историю Чувашского театра кукол.

У окрыленного творческой работой коллектива были большие планы, но не всем задумкам тогда суждено было осуществиться. Тяжелое послевоенное время, отразившееся на экономике страны, значительно осложнило деятельность театра. В декабре 1951 года Чувашский театр кукол как самостоятельная единица был вынужденно закрыт. Одной из последних постановок перед закрытием стала инсценировка С. Мерзлякова известной сказки «Конек-горбунок».

Однако труппа не впала в отчаяние и не прекратила профессиональную деятельность: она вошла в состав Чувашской государственной филармонии, где сформировалась специальная кукольная бригада. Кукольники продолжали работать: ставились новые спектакли, в том числе и чувашских авторов, пополнялся репертуар театра. В то время театр ежегодно выпускал по 5-6 премьер, адресованных юным и взрослым зрителям. Артисты успешно выступали не только в Чебоксарах, но и в отдаленных районах республики, часто выезжали и за пределы Чувашии.

Январь 1958 года для чувашских кукольников ознаменовался исключительным событием: театр вновь официально заработал под руководством профессионального режиссера М.К. Антонова (1923-2003), ученика прославленного Сергея Образцова. Яркими постановками начала 60-х годов стали спектакли «Краса Ненаглядная» Е. Сперанского и «Песня Сарпиге» Е. Никитина.

В марте 1963 года коллектив в очередной раз претерпевает структурное изменение, объединившись с ТЮЗом в Республиканский театр для детей и юношества. Наступает март 1968 года. Статус самостоятельного театра снова возвращается, и, кроме того, в пользование предоставляется административное здание по улице Союзной, 25 (бывшее Чебоксарское музыкальное училище). На данном историческом этапе, наконец, завершаются трансформации, вносившие дестабилизацию в работу коллектива, выросшего к этому времени в сплоченную команду, живущую едиными творческими помыслами и устремлениями.

В 1966 году в Чувашию после учебы возвращается Т.Г. Морева, с ней приезжает Г.И. Амирханян (1940-2000), оба - выпускники первого режиссерского курса факультета «Театр кукол» ЛГИТМиКа. Позже, также завершив учебу в этом престижном вузе, в родном коллективе, но в новом качестве приступили к работе С.Г. Паланова, назначенная режиссером, и И.Н. Кузнецов - директором театра.

С начала 70-х годов прошлого столетия открывается новая страница в истории коллектива. Растет профессиональный уровень театра. Формируется и набирает рост национальная драматургия, что в первую очередь связано с творчеством М. Юхмы и Р. Сарби. В репертуаре появляются интересные спектакли на национальном материале («Солнечная вышивка», «Пюрнеске и его друзья», «Белая шубка для зайчонка», «Легенда о Киремете», «Звездная мечта», «Первые шаги», «Бабушкина сказка»).

В театр приглашается талантливый художник-кукольник В.А. Карпов (1930-1993), выпускник Московского университета искусств им. Н.К. Крупской с практикой работы в других театральных коллективах, который на чувашской сцене сотворил невероятное чудо, именуемое «карповская кукла».

Известно, что оформление спектакля в театре кукол играет такую же весомую роль, как и режиссерская работа. Естественно, говоря о профессиональных художниках Чувашского театра кукол, нельзя не вспомнить и другие имена, оставившие заметный след в истории его творческого развития: А.С. Розов (1933-2010), С.Н. Кадикин (1950-2011) и Л.И. Кадикина; сегодня - М.И. Арлан, ученица Карпова, и С.Г. Зверева. Каждый из них в характерной индивидуальной манере запечатлел в сценографиях и куклах волшебную красоту сказок, никогда не забывая и о самобытности чувашской культуры. В последние годы театр активно сотрудничает с приглашенными мастерами, передовыми художниками-кукольниками А.Ю. Митрофановым и Д.С. Бобровичем, главными художниками Набережночелнинского и Ульяновского театров кукол.

Незабываемое по взлету творчество начала 70-х годов вошло в историю театра и как время работы трех актерских групп: национальных - «Илемби», «Сеспель» и русской - «Ладушки». На тот период языковое деление труппы было оправданно-необходимым: у каждой были свои задачи. Театр в те годы не имел стационарной площадки (нынешнее здание коллектив получил в 1991 году), малые группы мобильно обслуживали «своих» зрителей: «Ладушки» - русскую аудиторию: городских ребятишек в детских садах и средних школах, во Дворцах культуры; «Илемби» и «Сеспель» были нацелены на юных и взрослых зрителей, носителей чувашского языка. Национальные группы чаще всего выезжали в районы республики или за ее пределы, где компактно проживают чуваши: Татарстан, Башкортостан, Куйбышевская (сейчас Самарская) и Ульяновская области.

В 70 е годы, покоряя зрительские сердца мастерством оживления куклы, в труппе блистали: Алевтина Нестерова, Юлия Иванова, Василий Павлов, Николай Яруткин, яркие актерские личности - ученики первой когорты чувашских кукловодов. К вершинам профессионального мастерства шли молодые, но не менее одаренные артисты, только пришедшие в коллектив: Надежда Алферова, Петр Клементьев, Александр Сурин, Александр Виноградов, Петр Зубайкин, Рена Толбаева.

В 80 е годы значительно возрастает профессионализм актерского состава, работников цехов. Помолодевшая труппа получает высшее актерское образование в лучших театральных вузах страны без отрыва от сценической деятельности. На сцене появляются новые имена, мастерство кукловождения которых приводит зрителя в восторг (Алевтина Тимофеева, Иван Кузьмин, Юлия Мельник). Свои «кулибины» и «профи» приходят в мастерские театра (Олег Филиппов, Владимир Сырыков, Фаина Хлебникова).

Творчество театра конца 80-х - начала 90-х годов прошлого века ознаменовалось работой с приглашенными режиссерами. Особыми словами благодарности чувашские кукольники вспоминают К.Е. Дядилина (1956-1995), с которым у коллектива сложилась не только дружба, но и взаимопонимание во взглядах на творческий процесс. Его незабываемый спектакль «Гадкий утенок» В. Синакевича, вошедший в «золотой» фонд, и сегодня украшает афишу театра.

Современная история театра началась в 1997 году, когда коллектив возглавили: директор, заслуженный работник культуры Чувашской Республики Елизавета Абрамова и главный режиссер, заслуженный артист Чувашской Республики Юрий Филиппов (с 2005 года - художественный руководитель), достойно продолжившие дело своих предшественников. Их конструктивный диалог и слаженное взаимодействие из года в год позитивно влияют на устойчивый рабочий климат в коллективе. 18 лет профессионального грамотного руководства продвинули чувашских кукольников в число успешных, динамично развивающихся российских театров кукол.

Чувашское кукольное искусство, сохраняя творческие традиции, продолжает развиваться в сложившихся приоритетах: популяризация национальной культуры, обращение к мировой детской классике и драматургии современных авторов.

За 70 лет профессиональной деятельности в театре создано около 400 спектаклей, кукольных шоу и театрализованных программ. Сегодня репертуар насчитывает более 50 постановок.

В действующей труппе 17 актеров, 11 из которых имеют почетные звания России и Чувашской Республики. У старшего поколения мастеров сцены за плечами известные профессиональные школы подготовки артистов-кукловодов - Ленинградская (ЛГИТМиК) и Ярославская (ЯТУ). В 2007 году на базе Чувашского государственного института культуры и искусств состоялся первый выпуск молодых актеров-кукольников, пополнивших труппу. В настоящее время в институте под руководством художественного руководителя театра Юрия Филиппова идет подготовка второго набора кукольников.

Весьма ценно, что в театре, как в старые добрые времена, сохраняется в полном объеме работа художественно-постановочных мастерских с пошивочным, бутафорским, конструкторским и столярным цехами, где готовятся к выпуску новые постановки, реставрируются спектакли идущего репертуара. Здесь трудятся истинные мастера - умельцы, создающие, как и актеры, завораживающую прелесть «живой» сказки.

В наши дни с творчеством Чувашского театра кукол знакомы в европейской части России, на Севере и за Уралом, в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья, где коллективу довелось побывать как участнику многочисленных фестивалей театров кукол или гастрольных поездок. За последние 10 лет кукольники из Чувашии 30 раз принимали участие в международных и межрегиональных театральных фестивалях. Среди них «Муравейник» в Иваново, «Лагаминас» в Паневежисе (Литва), «Пиноккио» в Хельсинки (Финляндия), «Белгородская забава» в Белгороде, «Чаепитие в Мытищах» в Мытищах, «Науруз» в Казани (Республика Татарстан), «Серебряный осетр» в Волгограде, «Подiльська лялька» в Виннице (Украина) и другие.

Безусловно, современное творчество театра - это не только выпуск новых спектаклей с плановым прокатом на зрителя, гастрольные и фестивальные поездки. В нынешних реалиях успешное публичное творчество коллектива невозможно без участия в социально-значимой работе. С 2009 года с созданием первого проекта по обслуживанию лежачих детей-инвалидов «К тебе сказка в дом пришла», поддержанного на федеральном уровне, началась активная некоммерческая деятельность театра по предоставлению культурных услуг на безвозмездной основе людям с ограниченными возможностями здоровья, людям из социально незащищенных слоев населения. Работа по социальным проектам грантодержателей выделена отдельным направлением в творчестве театра, реализовавшего на сегодняшний день 10 целевых проектов по «куклотерапии», «терапии искусством», неизменным автором которых является директор Чувашского театра кукол Елизавета Абрамова.

Гордость Чувашского театра кукол - международный особенный фестиваль для особенных зрителей «Одинаковыми быть нам необязательно», поддержанный грантом Минкультуры России в 2013 году. Фестиваль, проводимый ежегодно, собирает многочисленных друзей театра, коллег-единомышленников из России и зарубежных стран, кто также обеспокоен качеством жизни «особенных людей», пытаясь сделать для них более доступной социальную среду. Таким образом, театр стал зачинателем фестивального движения для «особенного зрителя»!

Сегодня коллектив входит в число передовых театров кукол России и в едином театральном пространстве имеет свое узнаваемое творческое лицо: колорит национального кукольного искусства, «пилот» по апробации социальных проектов. В достигнутых успехах коллектива заслуга всех его предшественников, кто с любовью к театру, своей профессии в разные годы выходил на сцену к зрителям, работал в мастерских, организовывал выступления, «одевал» сцену и актеров; кто на своем месте делал все для того, чтобы творчество театра из года в год развивалось и процветало, было всегда ново, интересно и востребовано зрителем.

«Перелистав» памятные страницы 70-летней истории родного для меня коллектива, которому отдано почти 30 лет, хочется с душевной искренностью сказать, что Чувашский государственный театр кукол - содружество позитивных людей, преданных любимому делу и своему маленькому зрителю, главному ценителю искусства играющей куклы.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.