"Будь благословен, театр". Вспоминая Вениамина Панова (Тюмень)

Выпуск № 5-185/2016, Вспоминая

"Будь благословен, театр". Вспоминая Вениамина Панова (Тюмень)

Очень грустно констатировать факт недавнего ухода от нас замечательного человека, достойного гражданина, высокого профессионала, любимца театралов нескольких городов России, старейшего из актеров Тюменского драматического театра Вениамина Даниловича Панова. Живительная сила сцены хранила его. Вспомним, каким он был.

История театрального искусства в упомянутых ниже регионах была бы неполной без его имени, заслуженного артиста Северной Осетии, Чечено-Ингушетии и России.

Год назад общественность отмечала 90-летие В.Д. Панова. В те дни я встречалась с юбиляром и сегодня привожу здесь некоторые его высказывания из нашей беседы.


Начало

Вениамин Данилович родился 9 октября 1924г. в с. Инкино, что в 370 км от Томска, где жили сибиряки-чалдоны. Эти люди не имели понятия, что такое театр. Изредка в село киномеханик привозил фильмы - повод для всеобщей радости, а особенно для ребятишек. Придя домой, маленький Веня устраивал моноспектакль по сюжету фильма, исполняя все роли. В детстве у него было много увлечений, хотел стать художником, затем оперным певцом, писателем, поэтом. Победило желание стать актером, хотя неплохие способности из перечисленных были, и они всегда помогали в артистической практике. Как не вспомнить, что талантливый человек талантлив, если не во всем, то во многом. Постоянные театралы-тюменцы хорошо знали это, если шли «на Панова». Внутреннее благородство, гордая посадка убеленной сединой головы, достоинство в неторопливых движениях и прекрасная игра в каждой роли - таков Вениамин Данилович остается в памяти театралов.

А начиналось все так. В первый раз, еще в дошкольные годы, его представил как артиста в родном селе ссыльный из Москвы Давид Маркович Зеленский. Вот как рассказывал об этом сам Вениамин Данилович.

В.Д. «Сейчас перед вами выступит артист Веня Панов. Он продекламирует стихотворение. Похлопайте ему!» И мужики, сидящие за столом, стали громко хлопать своими большими, тяжелыми ладонями, а я, страшно волнуясь, вышел из-за печи и срывающимся голосом, но громко прочел стихотворение о молодом рабочем. Вот последние строчки: «Буду синюю блузу носить, а в кармане газету!» и высоко поднял газету в руке. Мужики снова захлопали, я поклонился им, как учил меня Зеленский. Так состоялось мое первое публичное выступление, так, впервые, хотя и в шутку, я был назван артистом.


Встреча с театром

На первое театральное представление он попал в Барнауле, учась в 9-м классе. С галерки видел, как по сцене ходил «живой Ленин». В десятом классе, уже в Новосибирском ТЮЗе, рисовал карандашами и красками сцены из спектаклей для выставок в театре, за это имел свободный доступ на репетиции и спектакли. В 1941 г. занимался в драматическом коллективе в доме творчества детей одновременно с известнейшей позже актрисой Инной Макаровой. В 1944 г. молодой лейтенант В. Панов служил во Владикавказе и пел в полковом джаз-оркестре, брал уроки вокала у бывшей солистки Мариинского театра. Его лирический баритон мог продолжить оперную карьеру, но победил театр. После демобилизации в 1947 году поступил в студию при Драматическом русском театре Владикавказа, театральную школу окончил в 1949 г. в Орджоникидзе. Общий театральный стаж Вениамина Даниловича более 65 ти лет, из них в Тюменском драматическом более 25 ти: 1950-1954 годы и с 1993г. по 2015г.

В.Д. Впервые выйти на сцену мне довелось в театральном городе Владикавказе. Это было, как прыжок в холодную воду: будь, что будет. Я страшно волновался в компании маститых актеров. Однако это было прекрасно, я побывал в другой жизни, в жизни другого человека. Первой моей партнершей была соученица по студии Маша Кутель. Она окончила пединститут, была самой развитой и образованной, любила театр и литературу. Позже Машенька стала моей женой и верной спутницей на всю жизнь.

Да, она всегда была рядом - коллега, друг, соратник, жена - Мария Михайловна, которая тоже играла в нашем театре. Вместе они работали во многих театрах страны и каждый раз покидали прежний с грустью расставания с хорошими людьми - актерами, публикой. Каждый новый коллектив и новые стены театра становились «своими». Играя в театре, Вениамин Данилович пишет стихи, работает на радио, позже и на телевидении, записывает литературные программы. С особой теплотой вспоминает свои первые роли в театре Владикавказа, ставшие ему путевкой в долгий театральный путь: Паншин в «Дворянском гнезде», старичок-швейцар в водевиле «День отдыха», Иван Туркенич в «Молодой гвардии»...

В.Д. Однажды на этот спектакль привели пленных немцев. После войны они воспринимались как фашисты! Мы вышли к ним, поначалу была неприязнь, но после короткого разговора (они сносно изъяснялись по-русски) стало легче. Похвалив спектакль, пленные пригласили нас к себе в лагерь на просмотр, где они тоже поставили «Фауста» Гёте. Ответный визит состоялся и показал, что в жестоких врагах театр проявлял обычные человеческие качества. Тогда мы жили впроголодь, поэтому были трудности и с продуктовым реквизитом в спектаклях. Например, если на сцену выносили овощной винегрет, то после занавеса его срочно убирали. Хлеб получали по карточкам. Театр Владикавказа - это наше с Машей место рождения как актеров. Гастроли театра проходили во многих городах и сельской местности республики Осетия.

После гастролей в Пятигорске в 1950 м году Пановы решили переехать в Тюмень. Министр культуры республики Х.Г. Цопанов удивился: в Тюмень едут, когда податься больше некуда.


Мой адрес - Советский Союз

В.Д. - Началась наша тюменская жизнь. Оказалось, у театра богатая история, в прошлом здесь работали ставшие знаменитыми актеры: Мирвольский, Краснопольский, Вельяминов, Матвеев. Евгений Семенович пришел в театр молодым офицером из военного училища, о его одержимости театром и поразительной работоспособности рассказывали бывшие коллеги. Позже он уехал в Новосибирский театр «Красный факел». Через много лет я познакомился с Матвеевым, а тогда мне пришлось играть в некоторых спектаклях в его брюках, поскольку в те беднейшие годы костюмерные тоже не были богатыми. Уже став знаменитым, Евгений Семенович встречал тюменских коллег в Москве, доставал пропуски на спектакли Малого театра. Во время гастролей тюменцев в 2000-м году в Москве он обратился к залу со словами: «Я горжусь, что начинал свой актерский путь в этом театре!». Что касается нас с Машей, то только в свой первый сезон я был занят в десяти спектаклях, а жена в девяти! Истинное наслаждение мне доставила работа в спектаклях: «С любовью не шутят», «Разлом», «Гроза», «Ревизор», «На дне» и других. Тюменский театр отличался от других свободой сценического поведения и импровизацией, которые оживляли репертуар.

После гастролей Тюменского театра в Кургане и Шадринске и последнего спектакля «Сильные духом» актерская чета Пановых едет за новыми испытаниями в Иваново, где театральное здание славится своей уникальностью. Незабываемое ощущение от прикосновения к Великому Шекспиру - роль Яго в «Отелло»! Далее были работы в «Легенде о любви», «Персональном деле», «Перед восходом», «Одна» и другие. Сильная труппа с интересными индивидуальностями ездила с малыми гастролями по городкам и селам области, историческое прошлое которых представляло интерес для более глубокого познания нашей культуры и обогащения возможностей профессии. Запомнился Ивановский театр нашему герою и гастролями в столицы двух республик: Минск и Вильнюс. По словам Панова, минчане стали их друзьями, ибо зал всегда заполнялся весь, а в Вильнюсе, Каунасе и международном курорте Друскенинкай репертуар вызвал живой интерес у русскоговорящих зрителей. Прошло два года, и новый театр распахнул двери.


Владивосток, ТЮЗ - 1956 год.

Театр предложил супругам новые возможности: ввод в спектакль «Вей, ветерок»; затем «Ученик дьявола», «Когда цветет акация», «Бессмертная юность» и другие. Гастроли в городах Арсеньев, Уссурийск, Артём, бухте Ольга и других местах дополняла природная экзотика. Местные радиокомитет и телевидение пригласили Вениамина Даниловича чтецом в отдел литературных программ. Передачи выходили и в записи, и в прямом эфире.

Через два года, по приглашению главного режиссера военного Театра тихоокеанского флота А.П. Струнина Пановы вместе с сыном Бориской снова меняют место жительства и работы - Советская Гавань.

В.Д. Нам с Машей было грех жаловаться на занятость в этом театре, но особо хочу отметить роль Гамлета - это награда для любого артиста. За полгода подготовки я перелопатил столько материалов о Шекспире! Я так влез в пьесу и в душу Гамлета, что все в нем стало моим, собственным. А текст роли запомнился почти сам собой. Я сходил с ума от успеха во время премьеры и в последующих спектаклях, однако голову сохранил.

Шестым по счету для Вениамина Панова стал театр в закрытом городе Томск-7, где он смог проявить новые грани своего таланта в музыкальном репертуаре: в балете «Эсмеральда» он танцевал партию Клода Фролло, далее - оперетта «Холопка» Н. Стрельникова, где Панов пел партию Андрея Туманского. Большие и не очень роли в опереттах доставляли истинное удовольствие. Опыт удался, но перечень драматических ролей от того не убавился - «Верю в тебя», «Остров Афродиты», «Палата» и другие.

В.Д. Томские годы были для нас интересными и удачными. В окружении хороших талантливых людей мы приобрели новые знания, за что навсегда благодарны Томску-7 и его многогранному театру.

Кубанская земля встретила гостеприимно, а театр в Краснодаре вскоре представил зрителям «Щит и меч» с Пановым в роли Генриха Шварцкопфа. Был занят на краевом телевидении и роли, роли. Есаул Петров в «Плавнях», герцог Корнуэльский в «Короле Лире», Фернандо в «Дуэнье» и многие другие. Театром высокого полета называл Вениамин Данилович Краснодарский театр, но пришлось оставить и этот Храм искусства.

Здание театра в Грозном представилось убогим, но оказалось, что театр - это не здание, а коллектив. На долгие 22 года с 1971 по 1993 год супруги закрепились здесь. Список сыгранных Пановым за это время ролей говорит о нем как об одном из ведущих актеров. Только в первом сезоне пять вводов! Кроме того, занятость в двух национальных спектаклях «Я не буду одинок» (Иса Азаматов) и «Мы вернемся, Нани» (Жамарса) оказалась очень интересной и по содержанию, и по игре. Репертуар основывался на хорошей драматургии: В. Гюго, А. Арбузов, И.А. Гончаров, А. Вампилов, М. Горький, А.Н. Островский... Впечатляет и гастрольная география грозненского театра - Чечено-Ингушетия, Днепропетровск, Волгоград, Осетия, Будапешт и другие. Сезон 1991-1992 годов стал последним для Вениамина Даниловича в забавном, живом спектакле «Не верь глазам своим» Альмера Ломара в дорогом ему сердцу театре имени М.Ю. Лермонтова. Жизнь продиктовала новые условия, и пришлось покинуть Чечню.


Снова в Тюмени

Вторично Вениамин Данилович попал в Тюменский театр уже в возрасте 69-ти лет, когда пришлось уезжать из Грозного по причине военных событий.

В.Д. Судьба подарила мне счастье служить более четверти века на сцене именно этого театра, где все напоминает молодость и прежних дорогих товарищей. Здесь началось мое актерское возрождение.

Так благодарил юбиляр храм искусства, на сцену которого он выходил во многих образах, и публика всегда приветствовала его появление овациями. За четверть века в общей сложности сыграна без малого сотня ролей в постановках разных лет, но никогда и нигде его персонажи не повторялись. Почтмейстер и любовник, частный пристав и Васька Пепел, агроном и маркиз, герцог и чистильщик сапог, и многие другие герои - все они индивидуально образны. Я не имею права анализировать работы большого Мастера, это дело специалистов. Мне же как рядовому зрителю особо запомнились роли Вениамина Даниловича в спектаклях: «Продавец дождя» - отец Карри и «Нахлебник» по И.С. Тургеневу - Василий Семенович Кузовкин. Подарком судьбы стало участие в «Мирандолине» К. Гольдони, где режиссер В. Воробьев доверил В. Панову роль маркиза ди Фирлипополи. В творческом багаже актера есть и несколько авторских книг. Одна из них «Уют провинциальных сцен» показывает фрагментами неспокойную жизнь провинциальных актеров с ее переездами из театра в театр, неустроенностью быта, ожиданием ролей. Однако главными героями его книг остаются замечательные коллеги по театрам, с которыми довелось делить жизненное пространство, поражают уважительно достойные отношения. Человек высокой культуры, глубоко интеллигентный, он трепетно относился к жене, актрисе Марии Пановой. Их брак длился более 60-ти лет! Единственный сын Борис умер внезапно, а свою незабвенную Машу, за которой он ухаживал во время ее болезни, Вениамин Данилович пережил не намного. Уход самых близких и дорогих ему людей отразился и на его здоровье, но оставался Театр, его надежда и опора! Еще в начале августа он строил планы на дальнейшую работу. Увы, им не суждено осуществиться...

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.