Краснодар. Яблочные иллюзии
Выпуск № 6-186/2016, В России
Под занавес юбилейного для П.И. Чайковского года в Краснодарском музыкальном театре состоялось главное событие сезона - долгожданная премьера оперы «Евгений Онегин».
Поклонники оперы попадали в зрительный зал, вкусив от щедрот кубанского урожая: фойе театра благоухало великолепными яблоками, попробовать которые смог каждый желающий. Излюбленный в мифологии фрукт, ключевой символ в оформлении спектакля, стал мостиком, связывающим питерскую постановку с кубанскими реалиями.
Новый «Онегин» покорил слушателей ясностью режиссерской концепции и невероятной музыкальностью, высокой элегантностью стиля, чувственным аскетизмом и тихой простотой. Интеллигентная зрелищность спектакля - заслуга художника-постановщика Александра Орлова. Каждая деталь минималистического оформления сцены эмоционально точна и рождает ассоциативный ряд. Минимализм сценического оформления избавляет оперу от бытовых подробностей и в то же время не отвлекает от главного - музыки.
Режиссер Алексей Степанюк, хорошо знакомый с труппой Музыкального театра, в котором он поставил практически все оперные спектакли и оперетту И. Штрауса «Летучая мышь», мудро не навязывал актерам возвращение в возраст пушкинских персонажей. Главные герои «вернулись» в новую постановку повзрослевшими, что обогатило интерпретацию новыми красками, добавило переживаниям глубину и драматизм.
С первых тактов вступления, с появления у затуманенного окошка девушки с письмом понимаешь, что счастливый конец в этой постановке невозможен. Рассказываемая история воспринимается как ретроспектива, погружение в милые, волнующие сердце воспоминания. Действие воспринимается как «сцены»: вот яблочная идиллия поместья Лариных, вот их уютный дом, еще не оскверненный роковой ссорой...
Новые краски в образ привнесла исполнительница партии Татьяны Гюльнара Низамова, для которой нынешняя Татьяна шестая. Актриса не просто вкладывает в трактовку героини приобретенный опыт зрелой женщины, но рассматривает ее сквозь призму женских образов в отечественной культуре. В Татьяне Гюльнары Низамовой ощущаются решительность и фатализм Лизы из «Пиковой дамы», отголоски героинь Достоевского и даже... булгаковская Маргарита!
Трактовка образов Онегина (Владимир Кузнецов), Ленского (Владислав Емелин), Ольги (Наталья Бызеева) не выпадала из традиций и была более чем убедительна. Несказанную радость зрителям доставил хор (хормейстер Игорь Шведов). За воплощением в жизнь режиссерских задач (вождением медведя, хороводами, изображением представителей всей социальной лестницы России ХIХ века) хор «не забывал» петь.
В спектакле все подчинено пению, и в этом, наверное, главное его достоинство. Нынешняя музыкальная трактовка дирижера-постановщика оперы Владислава Карклина отличается по темпам: цель изменений - дать возможность исполнителям наполнить фразу дыханием, смыслом. Выраженный «плюс» постановки - «говорящий» оркестр, подкрепляющий вокал выразительными соло.
«Для меня важно добиться естественного рождения музыкальной интонации из слова и конкретного сценического контекста. Хотелось избежать пафоса в бытовых эпизодах, я старался, чтобы музыкальная речь звучала естественно и просто. Очень сложная задача - добиться единства звучания оркестра и солистов», - комментирует музыкальный руководитель и дирижер Владислав Карклин, известный краснодарским зрителям по участию в международном фестивале «Опера без границ» и постановке музыкальной фантасмагории «Ночь в опере».
Процессом и результатом маэстро доволен (к слову, с января 2016 года Владислав Карклин - постоянный приглашенный дирижер Краснодарского музыкального театра). Но больше всех выиграли зрители, ставшие свидетелями рождения на сцене знаменитого, характерного для «Евгения Онегина» ариозного стиля.
Фото Татьяны ЗУБКОВОЙ
Отправить комментарий