Краснодар. Яблочные иллюзии

Выпуск № 6-186/2016, В России

Краснодар. Яблочные иллюзии

Под занавес юбилейного для П.И. Чайковского года в Краснодарском музыкальном театре состоялось главное событие сезона - долгожданная премьера оперы «Евгений Онегин».

Поклонники оперы попадали в зрительный зал, вкусив от щедрот кубанского урожая: фойе театра благоухало великолепными яблоками, попробовать которые смог каждый желающий. Излюбленный в мифологии фрукт, ключевой символ в оформлении спектакля, стал мостиком, связывающим питерскую постановку с кубанскими реалиями.

Новый «Онегин» покорил слушателей ясностью режиссерской концепции и невероятной музыкальностью, высокой элегантностью стиля, чувственным аскетизмом и тихой простотой. Интеллигентная зрелищность спектакля - заслуга художника-постановщика Александра Орлова. Каждая деталь минималистического оформления сцены эмоционально точна и рождает ассоциативный ряд. Минимализм сценического оформления избавляет оперу от бытовых подробностей и в то же время не отвлекает от главного - музыки.

Режиссер Алексей Степанюк, хорошо знакомый с труппой Музыкального театра, в котором он поставил практически все оперные спектакли и оперетту И. Штрауса «Летучая мышь», мудро не навязывал актерам возвращение в возраст пушкинских персонажей. Главные герои «вернулись» в новую постановку повзрослевшими, что обогатило интерпретацию новыми красками, добавило переживаниям глубину и драматизм.

С первых тактов вступления, с появления у затуманенного окошка девушки с письмом понимаешь, что счастливый конец в этой постановке невозможен. Рассказываемая история воспринимается как ретроспектива, погружение в милые, волнующие сердце воспоминания. Действие воспринимается как «сцены»: вот яблочная идиллия поместья Лариных, вот их уютный дом, еще не оскверненный роковой ссорой...

Новые краски в образ привнесла исполнительница партии Татьяны Гюльнара Низамова, для которой нынешняя Татьяна шестая. Актриса не просто вкладывает в трактовку героини приобретенный опыт зрелой женщины, но рассматривает ее сквозь призму женских образов в отечественной культуре. В Татьяне Гюльнары Низамовой ощущаются решительность и фатализм Лизы из «Пиковой дамы», отголоски героинь Достоевского и даже... булгаковская Маргарита!

Трактовка образов Онегина (Владимир Кузнецов), Ленского (Владислав Емелин), Ольги (Наталья Бызеева) не выпадала из традиций и была более чем убедительна. Несказанную радость зрителям доставил хор (хормейстер Игорь Шведов). За воплощением в жизнь режиссерских задач (вождением медведя, хороводами, изображением представителей всей социальной лестницы России ХIХ века) хор «не забывал» петь.

В спектакле все подчинено пению, и в этом, наверное, главное его достоинство. Нынешняя музыкальная трактовка дирижера-постановщика оперы Владислава Карклина отличается по темпам: цель изменений - дать возможность исполнителям наполнить фразу дыханием, смыслом. Выраженный «плюс» постановки - «говорящий» оркестр, подкрепляющий вокал выразительными соло.

«Для меня важно добиться естественного рождения музыкальной интонации из слова и конкретного сценического контекста. Хотелось избежать пафоса в бытовых эпизодах, я старался, чтобы музыкальная речь звучала естественно и просто. Очень сложная задача - добиться единства звучания оркестра и солистов», - комментирует музыкальный руководитель и дирижер Владислав Карклин, известный краснодарским зрителям по участию в международном фестивале «Опера без границ» и постановке музыкальной фантасмагории «Ночь в опере».

Процессом и результатом маэстро доволен (к слову, с января 2016 года Владислав Карклин - постоянный приглашенный дирижер Краснодарского музыкального театра). Но больше всех выиграли зрители, ставшие свидетелями рождения на сцене знаменитого, характерного для «Евгения Онегина» ариозного стиля.

 

Фото Татьяны ЗУБКОВОЙ

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.