Долгопрудный - театральный центр Подмосковья / IX Областной театральный фестиваль "Долгопрудненская осень"

Выпуск № 6-186/2016, Фестивали

Долгопрудный - театральный центр Подмосковья / IX Областной театральный фестиваль "Долгопрудненская осень"

«Долгопрудненская осень», ставшая уже одним из наиболее значимых культурных событий Подмосковья, проходит начиная с 2007 года под эгидой Министерства культуры Московской области, администрации города Долгопрудный и Долгопрудненского муниципального театра «Город».

Театры привозят на фестиваль тот спектакль, который наиболее ярко представляет коллектив на сегодняшнем этапе творческой жизни и дает возможность вступить в конкурсную фестивальную борьбу, при этом он может быть и не премьерным. На IX фестивале, который проходил на сцене Долгопрудненского театра «Город» за неделю был показан двадцать один спектакль, двадцати театральных коллективов. Каждый день три- четыре спектакля, пять ночных показов, и каждый спектакль шел при полном зале. Заинтересованные зрители также выбирали лучший спектакль.

Лучший спектакль получает главный приз фестиваля - Гран-при. С каждым годом выбрать главного победителя становится все сложнее, интересных и достойных спектаклей бывает много. Внеконкурсные участники получают дипломы первой, второй и третьей степени. И еще каждый театр-участник получает диплом с оригинальной неповторяющейся формулировкой, так что без внимания здесь не остается никто.

На фестивале было представлено пять чеховских спектаклей. Конкурсную программу открыл спектакль Мелиховского театра «Чеховская студия» «Jamais», посвященный истории любви Чехова и Лики Мизиновой (автор пьесы и режиссер-постановщик Татьяна Федюшина, руководитель постановки Владимир Байчер). История о Художнике и его несостоявшейся любви, об идеале, который невозможно достигнуть, о взаимоотношении творца и его воображаемого мира.

Спектакль «Чайка» Московского театра «Амфитрион» продолжил эту тему, но уже непосредственно на материале чеховской пьесы. «Декадентская пьеса сочинения Константина Треплева» - так определил театр жанр спектакля (постановка Александра Власова, он же исполнитель роли Треплева). Необычная музыка французского композитора Эрика Сати, хореография балетмейстера Nadin, все создает эксцентричную атмосферу спектакля, похожую на сновидение, в котором фетровая шляпа оказывается подстреленной чайкой, а прозрачный шар на подмостках сцены превращается в глобус, некую модель мира. Спектакль поэтичен и театрален, полон символов и метафор. В центре этого мира - всеобщее увлечение театром, всеми его стилями, формами, направлениями. Даже Медведенко здесь в первую очередь - благодарный зритель, влюбленный в театр: и в тот театр, который представляет Аркадина, и в театр Треплева.

По положению о фестивале московский «Амфитрион» не мог участвовать в конкурсной программе, и как внеконкурсный участник коллектив получил диплом первой степени.

Пожалуй, ни один фестиваль не обходится без чеховских водевилей. Театр «Апрель» из города Химки сыграл спектакль «Шутки доктора Чехова» в постановке Татьяны Гальпериной, в котором были представлены водевили «Медведь» и «Предложение».

«Юбилей» Чехова, показанный Театральной лабораторией под руководства Аркадия Каца, порадовал высоким актерским профессионализмом. Легкая шуточная пьеса Чехова в исполнении двух заслуженных артистов - Михаила Васькова и Игоря Старосельцева и народной артистки Латвии Райны Праудиной зазвучала новыми нотами. Надоедливая посетительница Мерчуткина, обычно трактуемая как эксцентричный вздорный персонаж, в исполнении удивительной актрисы Райной Праудиной предстала трогательной беззащитной женщиной, вызывающей искреннее сочувствие. Театральная лаборатория под руководством А. Каца также участвовала во внеконкурсной программе и помимо диплома второй степени получила диплом «За профессиональное мастерство и гармоничный актерский ансамбль».

В тот же вечер на фестивале выступил любительский театр из города Долгопрудный «Конфетти». Руководитель театра - Татьяна Аленчикова, профессиональный режиссер, собрала коллектив единомышленников и истинных любителей театрального искусства. Актерам-любителям было вдвойне сложнее выступать после профессионалов такого уровня, как собрал А.Ф. Кац, пусть и во внеконкурсной программе. Тем не менее, драматическая военная баллада «Не покидай меня...» по пьесе Алексея Дударева в постановке Романа Каюмова покорила и зрителей, и жюри искренностью и трепетностью. И хотя не все в спектакле было ровным и молодому коллективу есть еще над чем поработать, этот внеконкурсный спектакль был отмечен жюри дипломом третьей степени.

Значительную часть фестивальной программы занимали детские спектакли самых разных жанров, стилей и направлений. От спектакля «Одна голова - лучше» режиссера Александра Хохлова по пьесе Дарьи Берч студенческого театра МГОУ, театрализованного интерактива «Путешествие в страну Нескучалию» (режиссер Ирина Гончарова) Театра ростовых кукол «Софит» из города Воскресенск до мюзикла «Сказка о непослушном мышонке» по мотивам сказки С. Маршака (режиссеры А. Арсентьева, Н. Русакевич) Музыкального театра юного актера «Орфей» из города Балашиха. А еще «ковбойский мюзикл с похищениями, драками и погонями» «Вождь краснокожих» по рассказу О. Генри (музыка Марка Самойлова) в постановке Бориса Урецкого Пушкинского музыкального муниципального театра. Театрально-музыкальная игра с элементами гротеска, цирковой клоунады особенно понравилась маленьким зрителям. Забавные герои каждый со своим характером, выразительные и пластичные актеры, удачно подобранная музыка - все это было в спектакле «Улитка Уля» по пьесе Ирины Балашевич Московского областного государственного театра юного зрителя (режиссер Михаил Шелухин). Было два кукольных спектакля для самых маленьких зрителей. Театр «ТриЛика» представил «детектив для самых маленьких» «Мафин-сыщик» по мотивам сказок Энн Хогарт (автор пьесы, режиссер-постановщик и музыкальное оформление Дина Петухова). На сцене всего два актера - Елена Мартынова и Виктор Драгун, и волшебный чемодан, из которого они достают разные предметы. Предметы превращаются в сказочных героев: ослика Мафина, овечку Луизу, индюка Перегрина. Забавные куклы оживают, с ними происходят необычайные события и приключения. Главным героем спектакля становится Чудо сотворения театра, рождения целого мира, которое происходит тут же на наших глазах, на расстоянии вытянутой руки.

В спектакле «Муха Цокотуха» по сказке Корнея Чуковского Московского областного театра кукол (режиссер Наталья Мирная) это расстояние еще больше сокращается. Дети (а некоторые и ходить-то только-только научились) сидят на коврике рядом с актерами на чудесной кухне во время сказочного чаепития. Актеры Марина Романова и Станислав Фролов создают своих героев из ложек, вилок, чашек и кастрюль и разной посуды, оживляют их, причем дети принимают самое активное участие в спектакле. Московский областной театр кукол несколько лет назад также был обладателем Гран-при «Долгопрудненской осени» за спектакль «Солнечный луч». В этом году коллектив не побоялся отправить на театральный смотр такой простой и камерный спектакль, который, тем не менее, покорил своей необычностью, оригинальным решением и удостоился специального приза жюри.

Программа фестиваля была разнообразной и насыщенной. На фестивале были представлены спектакли по русской и зарубежной классике, советская и западная драматургия XX века. Чеховский городской театр показал спектакль «Цилиндр» Эдуардо Де Филиппо - лирическую комедию положений с нехитрой моралью, когда расплатой за авантюрное стремление к красивой жизни становится твоя душа (режиссер-постановщик Сергей Крамаренко). Истринский драматический театр сыграл не менее популярную пьесу «Эти свободные бабочки» Л. Герша. Романтическая история любви слепого музыканта и легкомысленной девушки, мечтающей о карьере актрисы (постановка Алексея Губина), здесь лишена мелодраматизма, а измененный финал дает героям еще один шанс и надежду.

В жанре комедии положений вне конкуренции был спектакль хозяев фестиваля Долгопрудненского театра «Город» «Перебор» режиссера Юрия Соловьева. Пьеса Герберта Бергера дает простор для актерской игры, в ней целый каскад неожиданных сюжетных ситуаций, и актеры щедро использовали все предоставленные им возможности. По итогам зрительского голосования «Перебор» победил в номинации «Лучший спектакль по мнению зрителей».

Фестиваль представил немало интересных актерских работ. Жюри было весьма нелегко определить самых лучших, и в результате в номинации «Лучшая работа второго плана» были отмечены две мужские и две женские роли.

Диплом за лучшую мужскую роль второго плана получил Николай Ларин - исполнитель роли Надзирателя в мистической драме «Печать Каина» современного драматурга Алексея Плохова Королевского драматического театра (постановка, сценография, музыкальное оформление Андрея Крючка). Доктор Каин (Иван Савченко) осужден за убийство брата Авеля (Андрей Брагуца) и проводит ночь в тюремной камере накануне казни. Имеет ли человек право на убийство во имя великой цели, может ли зло быть добром? - вечные философские вопросы. Каин мечется между злом и добром, тьмой и светом, и вечным искусителем предстает перед ним оборачивающийся Дьяволом Надзиратель.

Еще один диплом за лучшую мужскую роль второго плана получил Тимофей Розуменко за обаятельное и проникновенное исполнение роли Желтухина в спектакле «Касатка» Дмитровского драматического театра «Большое гнездо» (постановка Дмитрия Юмашева). Исполнительница роли Варвары Ивановны Долговой Мария Вавилонская получила награду в номинации «Лучшая женская роль второго плана». Еще одна лирическая комедия и две современные истории любви - «Яблочный спас. На обочине» (А. Анисимов, М. Зайцева) Сергиево-Посадского драматического театра-студия «Театральный ковчег» в постановке Александра Швецова. Это трогательный рассказ о простом человеческом счастье, от которого остается ощущение добра, покоя, любви, наивности. И еще один диплом фестиваля за лучшую женскую роль второго плана у Марины Петуховой за роль Лизаветы Макаровны в этом спектакле.

Спектакль «Пришел мужчина к женщине» по известной пьесе С. Злотникова почти десять лет в репертуаре Лобненского драматического театра Камерная сцена. Тем не менее он не потерял своей трепетности, живости чувств, был тепло встречен зрителями, жюри удостоило исполнительницу главной роли Ольги Дмитриеву приза за лучшую женскую роль.

Приз «За лучшую мужскую роль» получил Сергей Меньшов, исполнитель роли Казановы в постановке «Тысяча первое объяснение в любви Казанове» М. Цветаевой Королевского театра юного зрителя (режиссер Ярослав Ермаков). Книгохранилище замка Дукс в Богемии, где Казанова провел свои последние годы, будучи смотрителем библиотеки в замке графа Вальдштейна, именно там и написал историю своей жизни. Место действия здесь весьма условно. Последний час XVIII века и мостик к началу XX, там, где расцвет Серебряного века и намек на век нынешний с его современными ритмами и правилами игры. Не случайно в дипломе, которым был также награжден спектакль, была отмечена «ансамблевость, актерская выразительность и оригинальная пластическая партитура» (режиссер по пластике Анна Карпухина).

Гран-при фестиваля был удостоен спектакль «Digest о любви» Долгопрудненского театра «Город» (режиссер-постановщик Юрий Соловьев).

Шукшин, Чехов, Бунин - три рассказа русских писателей и сонеты Шекспира, объединяющие три «мужские» истории, сыгранные тремя актерами, представляющими новый, иногда неожиданный взгляд на вечную тему отношений мужчины и женщины. Три актера - Юрий Соловьев, Аркадий Черкашин, Павел Князьков представляют эти три мужские исповеди. Все три женщины, играющие судьбоносную роль в жизни героев, в исполнении Лауры Арутюнян лишь символически присутствуют в трех моноспектаклях на заданную тему. Шекспировское соло Татьяны Жемчужной соединяет три новеллы, три исповеди в одну историю. Определение самого Шукшина жанра первого рассказа «Как жена мужа в Париж провожала» - «рассказ-судьба», применим ко всему спектакля, в котором театр поднимается до высот настоящей трагедии. Оригинальность формы, интересный и нестандартный выбор материала, талантливая литературная композиция и удачные актерские работы - залог успеха спектакля этого театра, что и определило мнение жюри при выборе главного лауреата фестиваля.

Следующая «Долгопрудненская осень» - десятая, юбилейная, и главное, что хотелось бы пожелать устроителям этого фестиваля, чтобы при такой насыщенности программы он стал бы более продолжительным по времени.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.