Лицо и "Маска" Александра Хрякова (Барнаул)

Выпуск № 6-186/2016, Лица

Лицо и "Маска" Александра Хрякова (Барнаул)

В 1994 году Александр Хряков со второй попытки поступил кандидатом на актерский курс Новосибирского театрального училища. За плечами была армия, увлечения эзотерическими практиками, пластическими тренингами и дзюдо. А было ему уже 26 лет. Вроде как поздновато учиться на актера. Но педагогов подкупила настойчивость этого, слегка картавого, молодого человека. Конечно, они и представить себе не могли, что через пятнадцать лет актер Алтайского краевого театра драмы им. В.М. Шукшина Александр Хряков станет обладателем самой престижной Национальной театральной премии «Золотая Маска»! Да и самому актеру ничего подобного никогда и в голову не приходило. Он просто был сильно жадным до работы и очень требовательным к себе...

После окончания училища, в 1998 году, Александр Хряков был принят в труппу Алтайского краевого театра драмы, где успешно работает уже семнадцать лет. И хотя его неоднократно зазывали другие города, актер оставался верен родному дому. Первая работа, которая выделила Александра из группового портрета начинающих актеров, была роль Мышиного Короля в спектакле по сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик». Эта волшебная трогательная история о любви девочки Мари к деревянной уродливой кукле была поставлена режиссером Ю. Ядровским в сценографии О. Головко. Персонаж актера Хрякова был удивительно похож на подлого трусливого мыша. Его заостренная кровожадная мордочка, осторожная походка, напряженный поворот головы, маленькие передние лапки с длинными когтями, прижатые к груди, волочащийся по полу хвост, - все вызывало отвращение и... восторг от точно найденного пластического рисунка! За роль Мышиного Короля Александр Хряков и получил свою первую Премию секции критиков при Алтайском отделении СТД РФ в 2002 году.

Встреча с режиссерами Санкт-Петербургской театральной академии расширила угол зрения актера на многие аспекты творческой деятельности. Его прежние увлечения спортивными танцами, пантомимой и акробатикой нашли практическое применение в создании яркого индивидуального обличья сценических персонажей. Во многих работах этого времени точно «схваченный» внешний рисунок роли говорил о герое намного больше, чем словесные перепалки. Таким был Лаэрт в незабываемой сцене боя с Гамлетом на шпагах и кинжалах, где высокий исполнительский уровень мастерства актеров восхищал, волновал и печалил одновременно. И все потому, что эту «королевскую игру» государство оплачивало жизнью молодых людей, которые были цветом нации. Спектакль «Гамлет», поставленный режиссером А. Лапиковым, с большим успехом шел на сцене театра 10 лет.

Следующая встреча актера Хрякова с Шекспиром произошла в работе над ролью язвительного, верткого, эксцентричного Шута в режиссерской версии «Отелло» А. Коваленко. Роль эта, наполненная виртуозной, живой, со всеми причудами воображения, импровизацией, была отмечена театральными критиками уже Санкт-Петербурга как одна из лучших в спектакле.

Героев Александра Хрякова всегда выделяет удачно найденный, острохарактерный рисунок роли, который дает возможность увидеть его персонажа в неожиданном ракурсе. Хотя роль сельского учителя Медведенко в спектакле, поставленном В. Золотарем по пьесе А.П. Чехова «Чайка», была сыграна актером совершенно по-другому. Образ одинокого, ничем не примечательного человека, был разработан психологически подробно, при минимализме внешних выразительных средств. Запомнились его глубокий тоскливый взгляд, опущенные плечи и неловкие попытки обратить на себя внимание окружающих. И еще, эта постоянная, унизительная зависимость от резкой, грубоватой жены! Абсолютная неприкаянность чеховского персонажа сквозила во всех мизансценах и диалогах. Порой с досадой думалось: «Так тебе и надо»! Но чувство сострадания брало верх, ведь в этой роли было сыграно все: и жажда общения, и неразделенная любовь, и душевная тоска...

А через какое-то время, по закону единства и борьбы противоположностей, была, в полном смысле слова, сочинена роль Полиграфа Шарикова в инсценировке по повести М. Булгакова «Собачье сердце». Актер создавал внешнюю огранку роли с ювелирной скрупулезностью. Его персонаж был наделен ломкой, жесткой, агрессивной пластикой. А хищное выражение лица, наглые прищуренные глазки и жаргонная речь органично завершали визуальный портрет «научного эксперимента». Сцена, где пьяный Шариков со спущенными штанами валяется на полу, хамит и угрожает, не столько веселит, сколько настораживает. То ли еще будет... Поступив на службу к домкому Швондеру, персонаж Хрякова появляется в доме профессора Преображенского в черном, наглухо застегнутом кителе и в галифе. Стоит, покачиваясь с пятки на носок в блестящих черных сапогах. Очень изменившейся и в тоне общения с хозяевами квартиры, и в манере поведения. Это уже не хамоватый мужик, а Полиграф Полиграфович Шариков! Госслужащий! Да еще с револьвером в руке. Вот тогда-то, действительно, становилось страшно! Роль Шарикова, принесшая актеру необыкновенную популярность и зрительское признание, получила высокую оценку театральных критиков - диплом Алтайского отделения СТД РФ «Лучшая мужская роль сезона 2005-2006». Спектаклю-долгожителю в декабре 2015 года исполнилось 10 лет. И надо, к сожалению, признаться, что произведение Михаила Булгакова нисколько не утратило своей актуальности. Его персонаж Шариков по-прежнему живет и в нас, и среди нас...

Большой успех и всероссийское признание принесла Александру Хрякову роль Войцека в спектакле В. Золотаря по одноименной пьесе Г. Бюхнера. В этой роли открылись пронзительные, глубинные драматические истоки актерской природы Хрякова. Мир, в котором живет Войцек, представлен в сценографии О.Головко как образ взрыхленной дышащей почвы, из которой поднимаются и в которую погружаются «клубни земли» - массовидные представители человеческого рода, маски балагана. И среди них - бритоголовый, затурканный Войцек. С самого начала спектакля режиссер заявляет тему существования человека с чутким, обнаженным сердцем в атмосфере тупого прессинга жизни. Сцена у Доктора, где Войцек за гроши продает свое тело, разворачивается пронзительной метафорой, раскрывающей мучительное существование человека в мире узаконенной нищеты и агрессии. Голый человек на голой земле... Роль Войцека стала большой творческой победой актера. Поразительное срастание с ролью! Единая душа, мысли, эмоции... Когда и молчание, и взгляд по-детски круглых глаз столь выразительны, что сжимается сердце. А в памяти надолго остается маленький, растерянный, надорвавшийся человек. За роль Войцека Александр Хряков был удостоен высшей награды - Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Лучшая мужская роль в драме», (Специальная премия жюри XV Российского театрального фестиваля «Золотая Маска», 2009).

Дарование Александра Хрякова восхищает умением создавать мимолетный феерический характер практически из ничего, из воздуха. Когда действительно становится совершенно непринципиальным, был ли молодцеватый учитель танцев с напомаженными усиками из спектакля «Без вины виноватые» прописан драматургом А.Н. Островским или изобретен режиссером А. Зыковым, или просто свалился с неба. Главное, что появление такого героя вполне уместно в доме мецената Дудукина. Именно, оно-то и придает актерской вечеринке праздничную атмосферу. Ах, как зажигательно танцует герой Хрякова канкан в окружении опереточных див! Как восхитительно-великолепна сила броска высоких батманов! При этом корпус актера остается идеально прямым, а работают только мышцы бедер. Но как же они «чувствительно» работают! Публика просто «заходится» от восторга. Все исполнено по высшему разряду: искрометно, весело, легко. (И как все-таки хорошо, что актерские бессонные ночи, изматывающие репетиции, каждодневные тренинги сокрыты от посторонних глаз!)

В музыкально-пластическом спектакле «Безымянная звезда» в постановке В. Подгородинского Александр Хряков играет умного до скептицизма, ироничного до сарказма Грига. Того самого удачливого игрока, от которого сбежала любимая женщина. В трактовке актера Хрякова прагматичный Григ способен пойти на все, чтобы вернуть беглянку. И цена вопроса не в силе чувств (хотя, конечно, они есть), а в сохранении репутации успешного человека. Сопротивляться этому Григу, действительно, бесполезно. Настолько он, при всей своей элегантности, брутален и... фатален.

В репертуаре краевого театра драмы особое место занимает спектакль по пьесе У. Шекспира «Укрощение строптивой», поставленный режиссером А. Логачевым в постмодернистской стилистике. По итогам прошедшего сезона этот спектакль получил очень высокую оценку профессиональных критиков Западной Сибири, что и дает ему полное основание лидировать в репертуарной афише. Когда видишь столь яркую, искусную, филигранную постановку, сочиненную от имени Игры, ее бессмертной интуиции и дерзновенного натиска, невольно представляешь себе молодого жизнерадостного Шекспира и площадной театр под открытым небом Лондона. Вот там-то, в свободном полете фантазии и «грубой вольности площадей» зарождалась особого вида энергия. Творческая энергия игры, «взвинчивающая пространство, сгущающая и растягивающая время в волшебно меняющемся облике вещей». И каким-то невероятным образом ее волна докатилась до нашего театра драмы и благословила спектакль А. Логачева вместе со всеми его исполнителями. Александр Хряков играет Грумио - слугу главного героя Петруччо. Играет дурашливо, непринужденно, с наслаждением! При этом, хитроумный Грумио «читается» как аlter ego Петруччо, но только с повышенным градусом фарсовой пластики в подачи собственной персоны. Грумио молниеносно включается в очередной розыгрыш своего хозяина, ловко лавирует и побеждает в самых, казалось бы, отчаянных ситуациях...

А в премьерном спектакле по пьесе В. Катаева «Квадратура круга» актер создает пластический образ красноармейца на рандеву. В этой роли нет слов, но как легко, тем не менее, считывается биография персонажа! Сначала мы видим, как он основательно, с неподдельным удовольствием готовится к свиданию. Начищает до блеска ботинки. Надевает гимнастерку, аккуратно расправляя ее под тугим ремнем. А потом еще - красную буденовку, которая так живописно рифмуется с красным галифе. И вообще, «мы красные кавалеристы и про нас...». Александр Хряков разрабатывает образ красноармейца из точно найденных деталей, из виденья прошлого своего персонажа, из жизненных проблем сегодняшнего дня. Потому так тщательно готовится его герой к предстоящей (а вдруг судьбоносной?) встрече с женщиной. Цепкий взгляд прищуренных глаз в выборе партнерши говорит о знатоке и ценителе женской красоты. И какая же манящая мужская сила во всем его облике! Как вожделенно-чувственно танцует он с женщиной. И какая слегка нарочитая страсть движет их упругими телами! Причем, все это сыграно легко, озорно, весело, как того требует атмосфера уличных танцев и знакомств.

Сложно перечислить и описать все роли, которые были сыграны Александром Хряковым в своем любимом единственном театре. Да это, собственно, и не столь важно по сравнению с эффектом личностного присутствия на сцене актера, для которого нет и не может быть проходных ролей. Будь то участие в массовке или совсем крошечный эпизод Хряков всегда выкладывается по полной программе и всегда притягивает к себе внимание внутренней свободой и харизмой. Его профессиональный почерк раскрывается в полном слиянии внешней пластической формы с внутренним, подробно разработанным драматическим характером.

Актер Александр Хряков - щедрый мастер, открывающий свои профессиональные секреты молодым актерам и студентам Алтайского государственного института культуры, где он успешно практикует разработанные им тренинги, названия которых говорят сами за себя: «Пробуждение тела», «Человек мифа и пространства», «Уроки актерского мастерства». Преданностью своей профессии Александр вдохновляет многих коллег по актерскому цеху, не говоря уж о зрителях, которые всегда с нетерпением ждут новых встреч с любимым актером.


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.